ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-78-2017 от 12.10.2017 Балезинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 5-78-2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

пос. Балезино 12 октября 2017 года

Судья Балезинского районного суда Удмуртской Республики С.В. Гафурова, с участием

законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Эркешевской средней общеобразовательной школы директора ФИО1,

представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Эркешевской средней общеобразовательной школы действующей на основании доверенности ФИО2,

при секретаре Владыкиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Эркешевской средней общеобразовательной школы (далее по тексту МБОУ Эркешевская средняя школа), юридический адрес: <...>,

УСТАНОВИЛ:

09 октября 2017 года в Балезинский районный суд Удмуртской Республики поступил протокол об административном правонарушении и материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Эркешевской средней общеобразовательной школы,

Согласно протоколу об административном правонарушении на основании приказа от <дата><номер>п Министерства образования и науки Удмуртской Республики в отношении образовательной организации проведена плановая выездная проверка. По результатам плановой выездной проверки составлен акт проверки от <дата><номер>п/2017, составлены протоколы об административном правонарушении от <дата><номер>х/2017, 9к/2017, вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от <дата><номер>-х. Одним из оснований для возбуждения дела об административном правонарушении явилось нарушение подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер>, выразившееся в отсутствии у образовательной организации положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

В адрес Управления контроля, надзора и лицензирования Министерства образования и науки Удмуртской Республики поступил отчет об исполнении предписания от <дата><номер>-к (входящий. <номер> от <дата>). К отчету об исполнении предписания приложены, в том числе, постановление Администрации муниципального образования «Балезинский район» от 09.06.2017 года №763 «О приостановлении деятельности МБОУ Эркешевской средней школы, приказ Управления образования Администрации муниципального образования «Балезинский район» от 07.06.2017 года №95-ОД «О приостановлении деятельности МБОУ Эркешевской средней школы».

Постановлением Администрации муниципального образования «Балезинский район» от 29.08.2017 года №1267 деятельность образовательной организации по адресу: <...>, возобновлена в отсутствие положительного санитарно-эпидемиологического заключения, что подтверждается при проведении проверки.

На момент проведения контрольно-надзорных мероприятий 29.09.2017 года в образовательной организации возобновлена образовательная деятельность по адресу: <...> при отсутствии положительного санитарно-эпидемиологического заключения на данный адрес, что влечет за собой угрозу для жизни и здоровья обучающихся образовательной организации. В образовательной организации обучается 60 учащихся, 11 воспитанников дошкольной группы. В образовательной организации обучается 1 ребенок-инвалид. Осуществляется подвоз 40 обучающихся.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер>, в образовательной организации обязательно наличие санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, оборудования и иного имущества, которое предполагается использовать для осуществлении образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер>, выявленное нарушение относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

Административное правонарушение является длящимся с <дата> с момента издания постановления о возобновлении деятельности МБОУ Эркешевской средней школы.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействиях) юридического лица, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Эркешевской средней общеобразовательной школы, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Представитель Министерства образования и науки УР в судебное заседание не явился, о судебном заседании уведомлены факсимильной связью. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.

Представители юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Эркешевской средней общеобразовательной школы, ФИО1, действующая на основании Устава, ФИО3, действующая на основании доверенности вину в совершении административного правонарушения не признали, пояснили суду, что деятельность школы была приостановлена на основании решения учредителя, в связи с утверждением акта о готовности школы к новому учебному 2017-2018 году деятельность школы возобновлена, организовано питание школьников в школьной столовой с приготовлением на пищеблоке дошкольной группы, с доставкой в термосумках. Предписание управления контроля, надзора и лицензирования Минобразования и науки УР от <дата><номер>к исполнено.

Суд, рассмотрев протокол об административном правонарушении, представленные материалы, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из Примечания к указанной статье следует, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно п. 40 ст.12 Федерального закона от <дата> № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа <номер>п от <дата> проведена внеплановая выездная проверка Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Эркешевской средней общеобразовательной школы, в ходе которой выявлены нарушения подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года №966, отсутствие положительного санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего соответствие помещения требованиями СаНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях».

ФИО1 согласно приказа №18-ЛС от 09.08.2016 года принята на работу в МБОУ Эркешевская средняя школа директором.

Образовательная деятельность МБОУ Эркешевская средняя школа осуществляется на основании бессрочной лицензии от 22 сентября 2016 года, выданной Минобразования и науки УР.

Из представленного в судебное заседание директором МБОУ Эркешевская средняя школа обращения от 06 июня 2017 года №38, постановления Администрации МО «Балезинский район» от 09 июня 2017 года, приказа Управления образования Администрации МО «Балезинский район» №95-ОД от 07 июня 2017 года деятельность МБОУ Эркешевская средняя школа была приостановлена с 10 августа 2017 года до получения школой положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

Постановлением от 29 августа 2017 года №1267 Администрации МО «Балезинский район» деятельность МБОУ Эркешевская средняя школа возобновлена.

Согласно Устава МБОУ Эркешевская средняя школа является юридическим лицом (п.1.6), непосредственное управление учреждением осуществляет директор, который действует от имени учреждения без доверенности, представляет его интересы во всех государственных и муниципальных органах, общественных организациях (п. 6.12, п.п. 6.12.1).

Представленные в судебное заседание представителями лица, привлекаемого к административной ответственности документы: приказ №543п от 15.08.2017 года Минобразования и науки УР о проведении внеплановой документарной проверки предписания от 16.02.2017 года; акт проверки № 496вп/2017 от 17.08.2017 года; обращение директора МБОУ Эркешевская средняя школа №53 от 25.08.2017 года на имя начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР а г. Глазове, ответ на обращение от 28.08.2017 года; санитарно-эпидемилогическое заключение от 09.06.2011 года; санитарно-эпидемилогическое заключение от 07.12.2012 года; обращение директора МБОУ Эркешевская школа от 28.08.2017 года к начальнику Управления образования Администрации МО «Балезинский район»; акт проверки готовности образовательного учреждения к новому 2017-2018 учебному году от 31 июня 2017 года; акт проверки готовности образовательного учреждения к новому 2017-2018 учебному году от 28 августа 2017 года; приказ Управления образования Администрации МО «Балезинский район» №128-ОД от 29.08.2017 года; приказ Управления образования Администрации МО «Балезинский район» №127-ОД от 29.08.2017 года; план устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства от 28.08.2017 года; акт выполненных работ от 04.09.2017 года по косметическому ремонту пищеблока дошкольной группы и фотографии к нему; сертификат на 30000,00 рублей; акт выполненных работ от 15.09.2017 года; договор поставки №4 от 31 августа 2017 года; счет на оплату №ГГ-552 от 31.08.2017 года; инструкция по сборке (паспорт); договор поставки №15 от 29.08.2017 года; чек на оплату №185 от 29.08.2017 года; руководство по эксплуатации; сертификат соответствия; договор поставки №11/09/2017-004 от 11.09.2017 года; контракт №24201-0026/16 от 31.08.2017 года, спецификация к нему; договор купли-продажи от 29.08.2017 года, спецификация к нему; контракт №95 от 29.08.2017 года; счет №1980 от 29.08.2017 года; контракт №93 от 28.08.2017 года; счет №1978 от 28.08.2017 года; контракт № 94 от 29 августа 2017 года, спецификация к нему; контракт №96 от 31.08.2017 года; счет №1991 от 31.08.2017 года; план устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства от 19.09.2017 года; обращение директора МБОУ Эркешевская школа к и.о. председателя Правительства УР от 08.09.2017 года; обращение директора МБОУ Эркешевская школа к начальнику Управления образования Администрации МО «Балезинский район» от 10.07.2017 года №41; приказ №91-ОД от 30.08.2017 года о назначении ответственных лиц по организации питания в обеденном зале здания школы; должностная инструкция рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий №01-09-27; протокол совещания от 24.08.2017 года; распоряжение И.о. Председателя Правительства УР №286-рп от 11.09.2017 года; обращение Главы Мо «Балезинский район» от 29.09.2017 года к Председателю Госсовета УР; обращение начальника Управления образования Администрации МО «Балезинский район» от 05.09.2017 года к и.о. Министра образования и науки УР; обращение Главы Мо «Балезинский район» к и.о. Министра образования и науки УР от 28.09.2017 года; постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Балезинскому и Кезскому районам УФССП России по УР от 14 сентября 2017 года не являются достаточными доказательствами, подтверждающими отсутствие вины лица, привлекаемого к административной ответственности в совершении вменяемого правонарушения, данные документы свидетельствуют о принимаемых лицом, привлекаемым к административной ответственности мерах для получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

Согласно пункту 6 Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Правительством РФ от 28.10.2013г. № 966 лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"; д) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Оценив доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что вина образовательного учреждения в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ нашла свое подтверждение, поскольку из акта проверки от 29.09.2017 года следует, что были грубо нарушены лицензионные требования при ведении образовательной деятельности, установленные Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №966.

В соответствии с пунктом 9 постановления о лицензировании образовательной деятельности, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 Положения. На день рассмотрения протокола об административном правонарушении у образовательной организации положительное санитарно-эпидемиологическое заключение отсутствует.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Признание административного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ является правом суда. Исключительных обстоятельств, позволяющих признать данное правонарушение малозначительным, судом не установлено. Характер совершенного правонарушения не позволяет суду применить в данном случае положения ст. 2.9 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении против порядка управления не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Правонарушение имеет характер длящегося. Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ и пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Суд соглашается с датой обнаружения правонарушения <дата> (дата проведения проверки), указанной в протоколе об административном правонарушении.

Таким образом, срок привлечения МБОУ Эркешевская средняя школа к ответственности за административное правонарушение не истек.

Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют достаточные доказательства принятия МБОУ Эркешевская школа всех зависящих от него мер по соблюдению требований санитарных норм и правил.

При назначении административного наказания МБОУ Эркешевская средняя школа суд учитывает характер административного правонарушения, посягающего на порядок управления, отсутствие документов, подтверждающих имущественное и финансовое положение юридического лица.

В ходе судебного заседания в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ судом установлены обстоятельства, смягчающие административное наказание: совершение правонарушения впервые, обстоятельств, отягчающих административную ответственность МБОУ Эркешевская школа, судом не установлено.

Учитывая характер деятельности МБОУ Эркешевская школа, характер совершенного им действия, а также обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, суд считает возможным назначить МБОУ Эркешевская школа наказание в виде административного штрафа. В соответствии со ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

В соответствии с п.3.2, 3.3 ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административных правонарушениях может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Поскольку МБОУ Эркешевская школа правонарушение совершено впервые, назначенное наказание может повлечь неблагоприятные последствия для юридического лица, следует снизить размер назначенного наказания до 75000,00 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Эркешевская средняя общеобразовательная школа, юридический адрес: 427530, <...>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Назначить Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Эркешевская средняя общеобразовательная школа административное наказание с применением ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75 000 (Семьдесят пять тысяч) рублей 00 коп.

Информация о получателе штрафа: УФК по Удмуртской Республике в ГРКЦ НБ Удмуртской Республики Банка России г. Ижевска (Министерство образования и науки Удмуртской Республики л/с <***>), ИНН <***>, р/с <***>, БИК 049401001, КБК 07711607000016000140 ОКТМО 94701000, КПП 183101001, УИН 0.

В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления суда в законную силу.

Штраф вносится в банк или иную кредитную организацию. Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в канцелярию Балезинского районного суда УР.

В случае непредставления квитанции по истечении вышеуказанного срока, судья направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы штрафа.

В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Балезинский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня его вручения или получения.

***

***

Судья С.В. Гафурова