ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-780/20 от 21.08.2020 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 5-780/2020

УИД 48RS0002-01-2020-003414-61

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Липецк 21 августа 2020 года

Судья Советского районного суда города Липецка Кацапова Т.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Тандер», ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: <...>,

УСТАНОВИЛ:

Должностным лицом управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области 04 июня 2020 года в 17 часов 20 минут при осмотре помещений магазина «Магнит у дома» по адресу: <...>, где осуществляет свою деятельность АО «Тандер», проводимого в рамках информационно-аналитического наблюдения, выявлены следующие нарушения: не обеспечено нахождение работников в медицинских масках, закрывающих нос и рот, оборудование помещения для приема пищи раковиной для мытья рук, холодной и горячей водой, оборудование рабочих мест прозрачными ограждениями (экранами) для снижения риска заражения от посетителей, а также наличие бактерицидных ламп, т.е. АО «Тандер» нарушило правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Липецкой области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, и совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании защитник Оборовская М.А. вину признала, указывала на устранение нарушений в части нахождения работников в медицинских масках, закрывающих нос и рот, оборудования помещения для приема пищи раковиной для мытья рук, холодной и горячей водой. Относительно требований об оборудовании рабочих мест прозрачными ограждениями (экранами) и о применении в помещениях бактерицидных ламп полагала, что они являются не обязательными для выполнения, носят рекомендательный характер. Просила назначить административное наказание в виде предупреждения.

Законный представитель АО «Тандер», защитники Жаворонкова Е.Ю. и Шатова Ю.А. в суд не явились, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

С учетом изложенного судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя АО «Тандер», Жаворонковой Е.Ю. и Шатовой Ю.А.

Выслушав защитника Оборовскую М.А., исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее – Правила).

Пунктом 1 Правил установлено, что граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", организации предоставляют работникам и иным гражданам, находящимся на их территориях, имеющиеся средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций, принимают другие необходимые меры по защите от чрезвычайной ситуации работников и иных граждан, находящихся на их территориях; проводят мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности своих работников в чрезвычайных ситуациях (подпункты «б», «в» пункта 6 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта 1 статьи 10 названного выше Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В связи с угрозой распространения на территории Липецкой области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), распоряжением администрации Липецкой области от 10 марта 2020 года № 102-р с 10 марта 2020 года на территории Липецкой области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Липецкой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования; границы территории, на которой могут возникнуть чрезвычайные ситуации, определить в пределах границ Липецкой области.

Постановлением администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года № 159 приняты дополнительные меры по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области.

Так, пунктом 1.5 названного постановления (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории Липецкой области, возложена обязанность по осуществлению мероприятий, указанных в приложении 4 к настоящему постановлению, в том числе:

- нахождение работников в медицинских масках, закрывающих нос и рот, ношение одноразовой маски или многоразовой маски без процедуры ее дезинфекции не более 2-х часов;

- выделение отдельного помещения для приема пищи с раковиной для мытья рук, холодной и горячей водой;

- оборудование рабочих мест прозрачными ограждениями (экранами) для снижения риска заражения от посетителей (при наличии возможности).

- применение в помещениях бактерицидных ламп (при наличии возможности) (пункты 3, 8, 10-11).

Из материалов дела усматривается, что АО «Тандер» зарегистрировано в качестве юридического лица 28 июня 1996 года, ОГРН ОГРН <***>, ИНН <***>; основной вид деятельности –торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред. 2 –47.11).

Должностным лицом управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области 04 июня 2020 года в 17 часов 20 минут при осмотре помещений магазина «Магнит у дома» по адресу: <...>, где осуществляет свою деятельность АО «Тандер», проводимого в рамках информационно-аналитического наблюдения, выявлено, что в нарушение постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года № 159 "О дополнительных мерах по защите населения в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Липецкой области" в магазине не обеспечено нахождение работников в медицинских масках, закрывающих нос и рот, оборудование помещения для приема пищи раковиной для мытья рук, холодной и горячей водой, оборудование рабочих мест прозрачными ограждениями (экранами) для снижения риска заражения от посетителей, а также наличие бактерицидных ламп.

Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, в частности: протоколом об административном правонарушении № 20/0211 от 10 июля 2020 года, протоколом осмотра помещений от 04 июня 2020 года, фотоизображениями, видеозаписью и другими имеющимися в деле доказательствами.

Таким образом, АО «Тандер» не выполнило правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Липецкой области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В настоящем случае АО «Тандер» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований нормативных актов, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Учитывая изложенное, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о наличии в действиях АО «Тандер» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина АО «Тандер» в совершении данного правонарушения доказана и подтверждается собранными по делу и исследованными доказательствами.

Выявление нарушений в процессе проведенного административным органом информационно-аналитического наблюдения не противоречит закону.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности относится проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Положением об управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области к функциям управления отнесено проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории области.

В соответствии со статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит исчерпывающего перечня способов законного получения информации о событии правонарушения.

Поэтому независимо от оснований и характера проведения проверочных мероприятий, получение должностным лицом, уполномоченным возбуждать дела об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является безусловным основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Постановлением администрации Липецкой области от 03 апреля 2020 года № 186 во исполнение требований части 6.4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утвержден перечень исполнительных органов государственной власти Липецкой области и их должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому ведущий консультант отдела административной практики и контроля управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области отнесен к числу этих лиц.

Информационно-аналитическое наблюдение в АО «Тандер» проведено на основании приказа начальника управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 04 июня 2020 года № 95.

Довод защитника АО «Тандер» в той части, что требования, изложенные в пунктах 10, 11 приложения 4 постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года № 159, носят рекомендательный характер, а также ссылка представителя на отсутствие возможности выполнить указанные мероприятия ввиду существенных затрат средств, считаю несостоятельными, поскольку он основан на неверном толковании норм права. Указанные в приложении 4 мероприятия направлены на профилактику коронавирусной инфекции; принимаемые меры в их совокупности призваны максимально снизить риск заражения и распространения инфекции, следовательно, для достижения указанных целей обязательны для исполнения. Ссылка законодателя об исполнении этих мероприятий при наличии возможности подразумевает наличие технической возможности их исполнения.

Вместе с тем, наличие существенных затрат средств, необходимых для выполнения указанных мероприятий, на которые ссылается представитель АО «Тандер», не исключает возможность их выполнения.

Каких-либо доказательств того, что общество, проявляя должную степень заботливости и осмотрительности, предприняло меры к исполнению возложенных на него обязанностей по выполнению мероприятий, указанных в пунктах 10, 11 приложения 4, в материалах дела отсутствует. Фактически общество уклонилось от выполнения мероприятий, предусмотренных пунктами 10, 11 приложения 4 постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года № 159, полагая, что данные мероприятия носят рекомендательный характер.

Оснований для исключения из объема обвинения нарушения пункта 8 приложения 4 постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года № 159 также не имеется. Юридическим лицом представлен журнал инструктажа с сотрудниками магазина по запрету нахождения на рабочем месте без маски и правильном ее ношении. Однако, принятие только таких мер не свидетельствует о том, что АО «Тандер» приняты все зависящие от него меры по соблюдению постановления администрации Липецкой области от 26 марта 2020 года № 159 в части обеспечения работников медицинскими масками. Так, из видеозаписи усматривается, что не у всех сотрудников магазина, находящихся на рабочих местах, имеются маски. Юридическим лицом не доказано о наличии такого количества масок, которое необходимо для обеспечения всех его сотрудников.

Срок давности привлечения к административной ответственности по данному делу не истек, обстоятельств, исключающих производство по делу, не имеется.

Санкция части 1 статьи 20.1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административное наказание для юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом характера совершенного АО «Тандер» административного правонарушения, конкретных обстоятельств правонарушения, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств – признание обществом своей вины, добровольное устранение выявленных нарушений в части установки раковины для мытья рук, холодной и горячей водой в помещении для приема пищи, прекращение противоправного поведения в части этих нарушений, отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа с применением части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 50 000 рублей. Данное наказание будет отвечать требованиям пропорциональности, справедливости, соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В настоящем случае обществу не может быть назначено административное наказание в виде предупреждения, поскольку такое наказание не предусмотрено для юридических лиц частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не применимы в данном случае и положения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.к. АО «Тандер» не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.10-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать АО «Тандер» (ОГРН <***>, ИНН <***>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит уплате в доход государства на счет УФК по Липецкой области (Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области) р/с <***> в Отделение Липецк г. Липецк, ИНН <***>, КПП 482601001, БИК банка 044206001, ОКТМО 42701000, КБК 01811601205010000140.

Разъяснить, что в силу части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом (60 дней с момента вступления постановления в законную силу), - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение 10 суток со дня со дня вручения или получения копии постановления.

Судья