ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-781/2017 от 14.06.2017 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 5-781/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Волгоград 14 июня 2017 года

Судья Центрального районного суда г. Волгограда Кудрявцева А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении МБУ «Северное»,

с участием представителя МБУ «Северное» - ФИО1, представителя комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области – ФИО2,

установил:

В Центральный районный суд г.Волгограда из Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области поступил административный материал в отношении МБУ «Северное» о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Как усматривается из представленных материалов, в том числе протокола об административном правонарушении от 28 апреля 2017 года № 53-07-09/3, что в адрес комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области поступили обращения гр-ки ФИО3 (Вх. № 09-01 от 20.03.2017), Волгоградского регионального отделения "Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры" (Вх. № 2-369 от 20.03.2017) и управления Министерства культуры Российской Федерации по Южному, Северо-Кавказскому федеральным округам (Вх. № 21-1от 20.03.2017) о проведении землеустроительных работ в границах охранной зоны (03-1) объекта культурного наследия федерального значения "Мамаев курган" - место ожесточенных боев в 1942-1943 гг." и вырубке зеленых насаждений.

В связи с необходимостью проверки данных, изложенных в указанных выше обращениях, 05.04.2017 комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области организовано проведение контрольных мероприятий за состоянием объекта культурного наследия федерального значения "Мамаев курган" - место ожесточенных боев в 1942-1943 гг." в границах охранной зоны 03-1 в части организации объекта "Мемориальный парк на Мамаевом кургане в Центральном районе Волгограда".

В ходе контрольных мероприятий (визуальный осмотр) установлен факт проведения работ по организации объекта "Мемориальный парк на Мамаевом кургане в Центральном районе Волгограда" в отсутствии согласования комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проекта, исключающего негативное воздействие на объект культурного наследия федерального значения "Мамаев курган" - место ожесточенных боев в 1942- 1943 гг.", а также на инженерно-геологические и гидрологические условия территории.

Также, 13.04.2017 в адрес комитета культуры Волгоградской области поступили материалы проверки прокуратуры Центрального района г. Волгограда по факту проведения работ на территории прилегающей к объекту культурного наследия федерального значения "Мамаев курган" - место ожесточенных боев в 1942-1943 гг.", из которых следует, что на основании договора целевого пожертвования от 14.03.2017, заключенного между ООО "ЕвроХим-ВолгаКалий" (плательщик (жертвователь), ФГБУК "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва" (заказчик (одаряемый) и МБУ "Северное" (подрядчик) подрядной организации необходимо выполнить работы по благоустройству "Аллея России" по проекту "Мемориальный парк на Мамаевом Кургане в Центральном районе г.Волгограда" на земельном участке с кадастровым номером 34:34:000000:48013.

Указанный земельный участок распоряжением территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом от 15.11.2013 передан ФГБУК "Государственный историко-мемориальный музей- заповедник "Сталинградская битва" в постоянное (бессрочное) пользование (свидетельство о государственной регистрации права от 19.11.2013).

В соответствии с заявлением ФГБУК "Государственный историкомемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва" на основании акта осмотра зеленых насаждений, произрастающих на территории Мемориального парка у подножия Мамаева кургана, администрацией Центрального района Волгограда выдан порубочный билет на снос насаждений с проведением санитарной рубки.

В ходе осмотра, проведенного прокуратурой Центрального района г. Волгограда 11.04.2017 установлено, что на территории, прилегающей к объекту культурного наследия федерального значения «Мамаев курган» - место ожесточенных боев в 1942-1943 гг.", МБУ "Северное" проводится первый этап работ по устройству Аллеи России в рамках вышеуказанного проекта. Проводятся работы по устройству пешеходной дорожки (устройство подстилающих слоев щебня, планировка территории, устройство бордюров).

ООО «Архитектурно-ландшафтный центр Грин Арт» разработана проектная и рабочая документации "Благоустройство территории Мемориального парка на Мамаевом кургане в Центральном районе г. Волгограда" в состав которой включен раздел проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Мамаев курган» - место ожесточенных боев в 1942-1943 гг.», разработанный обществом с ограниченной ответственностью «МЕГА-ПРОЕКТ», получивший положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы (далее - раздел проекта).

14.03.2017 фонд «Перспективное развитие Волгоградской области» обратился в комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области по вопросу согласования раздела проекта.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, при проведении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73- ФЗ работ по использованию лесов и иных работ.

Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы установлен положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко- культурной экспертизе».

В соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе орган охраны объектов культурного наследия размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для общественного обсуждения заключения экспертизы на 15 рабочих дней.

По итогам общественного обсуждения комитетом государственной охраны Волгоградской области согласован раздел проекта (письмо от 11.04.2017 № 01- 441).

На основании вышеизложенного установлено, что работы по благоустройству территории Мемориального парка на Мамаевом кургане в Центральном районе г. Волгограда были начаты 14.03.2017 до согласования комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области проекта, подтверждающего отсутствие негативного воздействия на объект культурного наследия, а также на инженерно-геологические и гидрологические условия территории.

Соответственно, в нарушение требований законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия МБУ «Северное» проводило работы по устройству Мемориального парка на Мамаевом Кургане в Центральном районе г.Волгограда в отсутствии согласования комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области раздела проекта, подтверждающего отсутствие негативного воздействия на объект культурного наследия, а также на инженерногеологические и гидрологические условия территории.

Таким образом, указанные выше действия МБУ «Северное» являются нарушением норм Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о совершении МБУ «Северное» административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель МБУ «Северное» - ФИО1 вину в совершении указанного административного правонарушения не признал, просил прекратить производству по делу, на основании ст. 2.9. КоАП РФ. Пояснил, что выполнение работ по благоустройству «Аллея России» по проекту «Мемориальный парк на Мамаевом кургане в Центральном районе г. Волгограда» на земельном участке с кадастровым номером №... производится с соблюдением законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия» от 25.06.2002 г. и получением всех необходимых разрешений. Кроме того, при доведении дополнительных средств и объемов работ, вносились изменения, это также не повлияло на результат исполнения муниципального задания и не повлекло никаких дополнительных затрат, не причинило никаких неблагоприятных последствий.

Представитель комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области – ФИО2 в судебном заседании полагала, что вина МБУ «Северное» в совершении административного правонарушения доказана представленным в судебное заседание материалом, в связи с чем, просила назначить ему наказание установленное санкцией части 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Суд, выслушав участников судебного заседания, исследовав представленный материал, приходит к следующему.

Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) регулируются отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В преамбуле к названному Федеральному закону указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В п. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу п. 1 ст. 45 вышеуказанного закона работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В силу ст. 51 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия у физических и юридических лиц возникают: в результате приобретения права собственности на объект культурного наследия; из актов государственных органов; из договоров; из судебного решения; по иным основаниям, допускаемым Гражданским кодексом Российской Федерации.

Из содержания ч. 1 ст. 61 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан - от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

По смыслу изложенных норм следует, что к числу имеющих правовое значение обстоятельств по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, относится наличие нарушений требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного.

В силу пп.2п.2ст.12 Закона Волгоградской области от 01.07.2009 года №1908-ОД «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области» проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения (выявленного объекта культурного наследия) осуществляется на основании согласованной с областным органом охраны объектов культурного наследия проектной документацией на проведение работ по сохранению.

В силу ст.26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В судебное заседание в качестве доказательств виновности МБУ «Северное» в совершении административного правонарушения административным органом представлены следующие документы:

- протокол об административном правонарушении №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- постановление №...-п от ДД.ММ.ГГГГ;

- приказ №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- выписка из ЕГРЮЛ в отношении МБУ «Северное» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

- объяснения №... от 27.04.23017 года;

- договор целевого пожертвования №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- сводный сметный расчет стоимости строительства на 45 квартал 2016 года;

- локальный сметный расчет №... на 4 квартал 2016 года;

- письмо №... от ДД.ММ.ГГГГ;

-порубочный билет и (или) разрешение на пересадку земельных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ;

-акт осмотра зеленых насаждений, произрастающих на территории Мемориального парка у подножия Мамаева кургана Центрального района г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ;

- письмо о согласовании работ №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- распоряжение №...-л от ДД.ММ.ГГГГ;

- Устав МБУ «Северное»;

- письмо №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- письмо №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- фототаблица;

- почтовое уведомление;

- почтовая квитанция от ДД.ММ.ГГГГ;

- уведомление №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- почтовая квитанция от ДД.ММ.ГГГГ;

- уведомление №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- письмо №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- письмо №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- акт №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации- Раздел об обеспечении сохранности объектов культурного наследия «Мемориальный парк» на Мамаевом кургане в Центральном районе г. Волгограда»;

- сообщение №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- постановление №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- постановление №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- ответ на обращение № ар-4148-17 от ДД.ММ.ГГГГ;

- фототаблица;

- задание №... от ДД.ММ.ГГГГ;

-письмо о согласовании проектной документации №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- письмо о предоставлении информации №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- письмо №... от ДД.ММ.ГГГГ;

-техническое задание на разработку проектной документации по благоустройству территории Мемориального парка на Мамаевом Кургане;

- письмо о представлении информации №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- письмо №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- протокол совещания №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- письмо о выдачи разрешения на снос зеленых насаждений на территории Мемориального парка у подножия Мамаева кургана №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- свидетельство о государственной регистрации права 34-АБ №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- приказ от ДД.ММ.ГГГГ;

- свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ 34 №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ 34 №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- письмо о предоставлении информации от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщение от ДД.ММ.ГГГГ;

- письмо №... от ДД.ММ.ГГГГ;

- решение о проведении проверки б/н от ДД.ММ.ГГГГ;

- решение о проведении проверки б/н от ДД.ММ.ГГГГ;

- акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ;

- письмо о предоставлении информации №... от ДД.ММ.ГГГГ;

Таким образом, судья приходит к выводу, что вина МБУ «Северное» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в судебном заседании нашла свое подтверждение.

Однако, в силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст.2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно действующему законодательству при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Учитывая фактические обстоятельства дела, поскольку материальный ущерб или иной вред в результате допущенного правонарушения не причинен, отсутствуют какие – либо тяжкие последствия правонарушения, работы проводятся в целях сохранения объекта, судья приходит к выводу, что совокупность данных обстоятельств может быть признана исключительным случаем, в связи с чем действия МБУ «Северное», хотя формально и содержат признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющих существенного нарушения охраняемых общественным правоотношениям, указанное правонарушение может быть признано малозначительным на основании ст.2.9 КоАП РФ, в связи с чем МБУ «Северное» подлежит освобождению от административной ответственности, а производство по делу – прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении МБУ «Северное» прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ, ограничившись устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления.

Судья: А.Г. Кудрявцева