ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-781/2017 от 26.05.2017 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

26 мая 2017 года г.Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении в отношении юридического лица - <данные изъяты> (юридический и фактический адрес: <адрес>, адрес места деятельности: <адрес>, ИНН ), обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет соблюдения Предприятием лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

В ходе проверки установлено, <данные изъяты> осуществляет медицинскую деятельность с нарушением п.5 ч.3 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», подпунктов «в», «и» пункта 4, подпункта «б» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности):

- в нарушение подпункта «в» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности в <данные изъяты> отсутствует специалист с высшим медицинским образованием, послевузовским и (или) дополнительным профессиональным образованием, предусмотренным квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также с дополнительным профессиональным образованием и сертификатом специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». Так, заведующая медицинским кабинетом <данные изъяты>ФИО2 не имеет высшего медицинского образования и дополнительного профессионального образования и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». ФИО2 является медицинским работником со средним медицинским образованием;

- в нарушение подпункта «и» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности в <данные изъяты> отсутствует локальный нормативный акт об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

- в нарушение подпункта «б» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности в <данные изъяты> не осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Тем самым, <данные изъяты> осуществляет медицинскую деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий лицензии, если такая обязательна.

В судебное заседание представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела юридическое лицо извещено надлежащим образом. Уважительных причин неявки судом не установлено, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило. В связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Административная ответственность по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с примечанием ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Факт осуществления <данные изъяты> медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий лицензии установлен материалами дела и нашел свое подтверждение в судебном заседании.

<данные изъяты> осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии , выданной ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ) определено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых Правительством РФ.

Согласно п.5 ч.3 ст.8 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:

1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;

2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;

3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;

4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;

5) иные требования, установленные федеральными законами.

Согласно ч.11 ст.19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В соответствии с подпунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 №291, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в (1)"HYPERLINK consultantplus://offline/ref=5509D42B8B6D045902C076DAF94CAB6E9C2C8092608A1EBCA57163BDCBFC2D6A70407825868B4738J9A4L пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности.

Согласно подпунктов «в», «и» пункта 4 вышеуказанного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, являются в том числе:

- наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;

- наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Согласно подпункту «б» пункта 5 вышеуказанного Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

4) права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

5) права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

Согласно ст.85 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ контроль в сфере охраны здоровья включает в себя контроль качества и безопасности медицинской деятельности. Качество и безопасность медицинской деятельности комплексное понятие, в которое входит оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, рассмотрение обращений (жалоб) по вопросам, связанным с оказанием медицинской помощи гражданам в медицинской организации.

Согласно ст.90 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.87 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ внутренний контроль является одной из форм контроля качества и безопасности медицинской деятельности, который создается с целью контроля за выполнением медицинской организации и ее сотрудниками требований, утвержденных в Российской Федерации, нормативных актов, порядков, стандартов и общемедицинских требований с целью предотвращения причинения вреда здоровью граждан.

Согласно ч.2 ст.87 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в том числе путем соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации; определения показателей качества деятельности медицинских организаций; соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи.

Однако, как установлено в ходе проверки и нашло свое подтверждение в судебном заседании, в нарушение вышеуказанных требований закона, в <данные изъяты> отсутствует специалист с высшим медицинским образованием, послевузовским и (или) дополнительным профессиональным образованием, предусмотренным квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также с дополнительным профессиональным образованием и сертификатом специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Так, заведующая медицинским кабинетом <данные изъяты>ФИО2 не имеет высшего медицинского образования и дополнительного профессионального образования и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». ФИО2 является медицинским работником со средним медицинским образованием.

При осуществлении медицинской деятельности в <данные изъяты> отсутствует локальный нормативный акт об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, и не осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности.

Виновность <данные изъяты> подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки юридического лица; лицензией от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; предписанием об устранении нарушений законодательства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; копиями удостоверений, свидетельства о повышении квалификации, сертификата специалиста, диплома, сертификата, удостоверения о краткосрочном повышении квалификации ФИО2; копией выписки из приказа о присвоении квалификационных категорий от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа от ДД.ММ.ГГГГ о приеме на работу ФИО2; копией должностной инструкции на заведующего медицинским кабинетом <данные изъяты>; Уставом, выпиской из ЕГРЮЛ.

Процессуальных нарушений, допущенных при составлении (оформлении) административного материала, судом не установлено.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив приведённые доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что виновность <данные изъяты> нашла своё полное и объективное подтверждение в судебном заседании, и действия юридического лица суд квалифицирует по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Определяя вид и меру наказания юридическому лицу, суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также характер его деятельности.

Смягчающих и отягчающих вину обстоятельств судом не установлено.

При этом, с учетом финансового положения юридического лица, которое является бюджетным учреждением, обстоятельств совершенного правонарушения, суд приходит к выводу о возможности применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначении Учреждению наказания в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9,29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо - <данные изъяты> (юридический и фактический адрес: <адрес>, адрес места деятельности: <адрес>, ИНН ) - виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: <данные изъяты>.

На основании п.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу. Неуплата штрафа в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в <данные изъяты> через <данные изъяты> в течение 10 суток с момента получения копии постановления.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда ФИО1