ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-786/20 от 30.06.2020 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-786/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть постановления оглашена 30 июня 2020 года.

Постановление в полном тексте изготовлено 3 июля 2020 года.

3 июля 2020 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Алексеева Т.Н., рассмотрев в отношении перевозчика ИП ФИО1 (далее ИП ФИО1) "данные изъяты", дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

23 января 2020 года перевозчик ИП ФИО1 сообщил в таможенный орган (Куничина Гора Псковской таможни) недостоверные сведения о весе брутто и объеме товара при убытии с таможенной территории ЕАЭС путем представления недействительных документов, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

23 января 2020 года в 05 часов 18 минут на т/п МАПП Куничина Гора Псковской таможни прибыло грузовое транспортное средство «В.», регистрационный номер ****, с полуприцепом «К.», регистрационный номер ****, под управлением водителя гражданина Российской Федерации В.

Автомашина следовала из РФ в Эстонскую Республику.

Для таможенного контроля представителем перевозчика водителем В. предоставлены товаросопроводительные документы: CMR № 58/14 от 21.01.2020, коммерческий инвойс № SA58/14 от 20.01.2020, спецификация к инвойсу № SA58/14 от 20.01.2020, декларация на товары № 10210200/210120/0011700 от 21.01.2020.

Согласно представленным ТСД, составом транспортных средств, регистрационный номер ****/ ****, перемещается товар - «пиломатериалы лиственных пород из березы (доска обрезная)», в количестве 10 грузовых мест, общим весом брутто - 23141 кг, фактическим объемом 23,001 м3.

Отправитель товара: ООО «С.», РФ.

Получатель товара: OU ****, Estonia.

В ходе проведения таможенного досмотра, проводимого в присутствии водителя перевозчика ИП ФИО1 (акт № 10209040/260120/000016), в рамках реализации СУР, установлено, что в грузовом отделении перемещается товар:

- пиломатериалы, распиленные вдоль, нелущёные, нестроганые, нешлифованные, не имеющие торцевые соединения в виде обрезной доски. Доски спакетированы в 10 пакетов (грузовые места), что соответствует ТСД. Вес брутто составил 23518 кг, что на 377 кг больше, чем заявлено в ТСД (в ТСД 23141 кг). Общий фактический объем партии пиломатериалов составил 23,79 м3, что на 0,789 м3 больше, чем указано в ТСД (в ТСД 23,001 м3).

28 января 2020 года по выявленному факту должностным лицом т/п МАПП Куничина Гора Псковской таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 10209000-363/2020 в отношении перевозчика ИП ФИО1 по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

28 января 2020 года товар «пиломатериалы, распиленные вдоль, нелущёные, нестроганые, нешлифованные, не имеющие торцевые соединения в виде обрезной доски», в количестве 50 досок, общий вес брутто которых составил 755 кг, общим объемом 0,767 м3, изъят и на основании акта-приема передачи имущества передан на ответственное хранение на склад ООО «МИКОМ» по адресу: <...>.

27 февраля 2020 года в отношении перевозчика ИП ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Перевозчик ИП ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебном заседании вину не признали, представили письменные возражения по делу. Пояснили, что водитель В. проверил соответствие передаваемого ему груза товаросопроводительным документам, за исключением веса брутто товара. Реальной возможности измерить вес брутто крупногабаритного груза он не имел и законом на него такая обязанность не возложена. При убытии груза с таможенной территории таможенного союза перевозчик выполнил все требуемые от него действия, представив товаросопроводительные документы и уведомив таможню о пересечении границы. Никаких сведений и оговорок водитель в товаросопроводительные документы не вносил.

Кроме того пояснили, что при определении веса товара должны были быть учтены указанные в акте таможенного досмотра показатели допустимой погрешности. Увеличение веса товара произошло, поскольку перевозка производилась в зимнее время года, и доски напитались влагой. Просили прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Представитель Псковской таможни ФИО3 поддержала доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, и пояснила, что в связи с тем, что при проведении таможенного контроля было установлено, что длина досок в некоторых пачках не соответствует длине, указанной в товаросопроводительных документах, было произведено контрольное взвешивание товара. В ходе таможенного досмотра было установлено, что фактический вес и объем товара превышал вес и объем, указанные в товаросопроводительных документах, соответственно на 377 кг и на 0,789 м3. Расчет объема товара производился в соответствии с методикой измерения при проведении таможенных операций. За основу берутся фактические данные веса, полученные при таможенном досмотре товара. Согласно п. 3.9 Методики измерения объема пилопродукции при проведении таможенных операций (Правила М 13-24-13), погрешность результата измерения – это разность между измеренным значением величины и опорным значением величины. Погрешность результата измерения не является основанием ни для уменьшения, ни для увеличения полученного результата измерения на величину погрешности измерения. Кроме контроля веса и объема товара было произведено измерение влажности пиломатериалов, которая составила 30,6%, что существенно ниже заявленной в таможенной декларации (влажность заявлена от 35% до 90%), что позволяет сделать вывод об отсутствии ее влияния на увеличение веса брутто товара.

Свидетель – старший государственный таможенный инспектор Б. пояснил, что в связи с тем, что в ряде пачек было выявлено несоответствие длины досок длине, заявленной в товаросопроводительных документах, было произведено контрольное взвешивание товара. Установлено, что фактические вес и объем товара превышали вес и объем, указанные в товаросопроводительных документах. Указание в акте досмотра на пределы погрешности в соответствии с примечанием к п.3.9 Методики измерения объема пилопродукции при проведении таможенных операций не является основанием для уменьшения или увеличения полученного результата измерения на величину погрешности измерения. За основу берется фактический вес товара, определенный при таможенном досмотре.

Выслушав представителя Псковской таможни, ИП ФИО1, его представителя - ФИО2, свидетеля, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Часть 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Согласно п. 2 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются, в том числе, документы, содержащие недостоверные сведения.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

Товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (п.45 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

В соответствии с п. 1 ст. 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории ЕАЭС перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС, при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик представляет таможенному органу, в частности, документы и сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименовании товаров, весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах).

Данные сведения, согласно положениям статей 80, 89, 92 ТК ЕАЭС, перевозчик сообщает путем представления таможенному органу международной транспортной накладной, имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары, транзитной декларации, декларации на товары и других документов.

Из материалов дела следует, что 23 января 2020 года в 05 часов 18 минут на т/п МАПП Куничина Гора Псковской таможни прибыло грузовое транспортное средство регистрационный номер ****/ **** под управлением водителя В., который представил товаросопроводительные документы: CMR № 58/14 от 21.01.2020, коммерческий инвойс № SA58/14 от 20.01.2020, спецификацию к инвойсу №SA58/14 от 20.01.2020, декларацию на товары № 10210200/210120/0011700 от 21.01.2020, согласно которым в транспортном средстве перемещался товар: «пиломатериалы лиственных пород из березы (доска обрезная)», в количестве 10 грузовых мест, общим весом брутто - 23141 кг, фактическим объемом 23,001 м3. Транспортное средство следовало из России в Эстонию.

В результате таможенного досмотра (АТД № 10209040/260120/000016) установлено, что в грузовом отделении перемещается товар - пиломатериалы распиленные вдоль, нелущёные, нестроганые, нешлифованные, не имеющие торцевые соединения в виде обрезной доски. Доски спакетированы в 10 пакетов (грузовые места), что соответствует ТСД. Вес брутто составил 23518 кг, что на 377 кг больше, чем заявлено в ТСД. Общий фактический объем партии пиломатериалов составил 23,79 м3, что на 0,789 м3 больше, чем указано в ТСД.

Согласно поступившей информации от отправителя товара компании ООО «С.», загрузка груза согласно CMR № 58/14 от 21.01.2020, инвойс № SA58/14 от 20.01.2020, в транспортное средство peг. номер ****/**** произведена 21.01.2020 в г. Санкт - Петербурге. При погрузке присутствовал представитель перевозчика ИП ФИО1 - водитель В. Проверка фактического веса брутто и объема товара водителем перевозчика при приеме груза не производилась. По мнению руководства ООО «С.», превышение веса брутто товара и его объема произошло из-за повышенной влажности.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Согласно ст. 4 Конвенции о договоре международной перевозки грузов от 19.05.1956, договор перевозки устанавливается накладной.

Заключая договор перевозки, перевозчик должен знать предмет договора, проверить все сведения, указанные в накладной. Принимая груз к перевозке, в силу требований ст. 89 ТК ЕАЭС, перевозчик должен принять меры к проверке сведений, содержащихся в документах, в том числе о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах). Подпись перевозчика для контролирующих органов свидетельствует о соответствии фактически принятого к перевозке груза сведениям о нем, содержащимся в накладной.

Перевозчик обязан принять меры для обеспечения выполнения своих обязанностей, то есть проявить для этого должную степень заботливости и осмотрительности.

Согласно ст. 3 Конвенции о договоре международной перевозки грузов от 19.05.1956, перевозчик отвечает как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей.

Для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке. Он характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (п.2 ст.8 КДПГ, ст.39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г.). Отсутствие таких оговорок в документах, в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений, может свидетельствовать о недостаточной степени заботливости перевозчика о соблюдении требований таможенного законодательства, а, следовательно, и о наличии вины в его действиях.

Представитель фирмы-перевозчика не вносил оговорки в товаросопроводительные документы.

Объективных обстоятельств, препятствующих перевозчику выполнению обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством, не имелось, что в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ свидетельствует о виновности перевозчика.

Вина ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, полностью подтверждается: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 10209000-363/2020 от 28.01.2020 (л.д. 1-3), CMR №58/14 от 21.01.2020 (л.д. 4), инвойс №SA58/14 от 20.01.2020 (л.д. 5), спецификацией к Инвойсу (л.д. 6), декларацией на товары (л.д. 7-9), актом таможенного досмотра №10209040/260120/000016 от 24.01.2020 (л.д. 18-24), протоколом выполнения измерений объема партии пилопродукции штабельным методом по методике М 13-24-13 ФР.1.27.2014.17136 (л.д. 32-38), протоколом опроса свидетеля В. (л.д. 39-40), протоколом изъятия вещей и документов от 28.01.2020 (л.д. 41-42), письмом ООО «С.» (л.д. 66-67), протоколом об административном правонарушении от 27.02.2020 (л.д. 83-90).

Довод ИП ФИО1 и его представителя ФИО2 о том, что Конвенцией о договоре международной перевозки грузов от 19.05.1956 не возложена обязанность на перевозчика проверить вес брутто крупногабаритного груза, судом не принимается во внимание.

Конвенция регулирует отношения, возникающие между отправителем, перевозчиком и получателем при осуществлении перевозки грузов. Данная Конвенция не регулирует отношения между перевозчиком и таможенным органом, возникающие при пересечении границы перевозчиком, перевозящим товар через границу, и не освобождает перевозчика от обязанности соблюдения требований таможенного законодательства.

Перевозчик ИП ФИО1 в соответствии с требованиями действующего законодательства имел возможность правильно установить вес и объем перемещаемого через таможенную границу груза и сообщить таможенному органу достоверные сведения об этом или же внести в товаросопроводительные документы соответствующие оговорки, однако не принял все зависящие от него меры по соблюдению требований закона: не была проверена правильность записей относительно веса товара и его объема, сделанных в сопроводительных документах на товар, не внесены обоснованные оговорки об этом в товаросопроводительную накладную.

Довод ФИО1 и его представителя о том, что увеличение веса товара произошло, поскольку перевозка производилась в зимнее время года, доски напитались влагой, также является несостоятельным, поскольку при проведении таможенного досмотра, кроме контроля веса и объема товара, было произведено измерение влажности пиломатериалов, которая составила 30,6%, т.е. существенно ниже заявленной в таможенной декларации, что позволяет сделать вывод об отсутствии ее влияния на увеличение веса брутто товара.

Кроме того, при проведении таможенного контроля было установлено, что длина досок в некоторых пачках не соответствует длине, указанной в товаросопроводительных документах, в связи с чем и было произведено контрольное взвешивание товара.

Довод о том, что таможенный орган должен был определить вес товара с учетом указанной в акте таможенного досмотра погрешности, судом не принимается, поскольку в соответствии с примечанием к п. 3.9 Методики измерения объема пилопродукции при проведении таможенных операций (Правила М 13-24-13) погрешность результата измерения не является основанием ни для уменьшения, ни для увеличения полученного результата измерения на величину погрешности измерения.

На основании совокупности представленных материалов суд приходит к выводу о наличии в действиях перевозчика ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, а именно сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто и объеме товара при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза путем представления недействительных документов.

Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не выявлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, отсутствие обстоятельств, как смягчающих, так и отягчающих административную ответственность, и полагает возможным назначить наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Перевозчика ИП ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде предупреждения.

Товар, изъятый в качестве предмета административного правонарушения:

- «пиломатериалы распиленные вдоль, нелущёные, нестроганые, нешлифованные, не имеющие торцевые соединения в виде обрезной доски», в количестве 50 досок, общий вес брутто которых составил 755 кг, общим объемом 0,767 м3,

находящийся на складе ООО «МИКОМ» по адресу: <...>, возвратить законному владельцу.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление вступило в законную силу «___» _______ 2020 года.

Судья Т.Н. Алексеева