ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-787/2022 от 17.06.2022 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 5-787/2022

УИД 11RS0005-01-2022-002832-83

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Ухтинского городского суда Республики Коми Савинкина Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июня 2022 года в городе Ухте Республики Коми дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общество с ограниченной ответственностью «НордСтар», ...., находящегося по адресу: ....

установил:

В Ухтинский городской суд поступили материалы о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст.8.39 КоАП РФ, юридического лица «НордСтар» за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на территориях комплексного заказника республиканского значения «Река Сюзью».

В судебном заседании законный представитель ООО «НордСтар» ФИО5. вину в совершенном правонарушении не признал. Дополнительно пояснил, что ледовая переправа в момент ее осмотра инспектором находилась в стадии строительства и обустройства, поскольку зима была достаточно теплая и лед не мог достаточно промерзнуть. В феврале строительство было закончено, деревянный настил был убран, дорожные знаки были выставлены, должностные лица привлечены на осмотр.

Защитник Общества ФИО1 просила прекратить производство по делу или применить к обществу наказание в виде устного замечания.

Выслушав представителей юридического лица, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему выводу.

В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, то есть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния. Объективную сторону представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными актами.

Из преамбулы к Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "Об особо охраняемых природных территориях" следует, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Из материалов дела следует, что <...> г. в .... в адрес ГБУ РК «Республиканский центр по обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования» поступило письмо от <...> г..... «О передаче обращения» от отдела по охране окружающей среды по г. Ухта и г. Вуктыл. В обращении говорится, что <...> г. государственными инспекторами по маломерным судам .... в ходе проведения патрулирования по надзору на акватории водных объектов выявлена нелегальная переправа через реку Сюзъю на зимней автодороге «....». Ледовая переправа обустроена через реку Сюзъю в .... км. От .... при движении по зимней автомобильной дороге «....» в сторону лесозаготовительного участка. Указанная переправа обустроена и эксплуатируется ООО «НордСтар» в целях вывозки древесины.

При составлении протокола старшим государственным инспектором РК в области охраны окружающей среды на особо охраняемых территориях ГБУ РК «Республиканский центр по обеспечению функционирования особо охраняемых природных и природопользования» указано на нарушение Обществом:

....

....

....

....

....

Согласно заключению о согласовании деятельности, предусмотренной проектной документацией «....», выданного .... от <...> г. производство работ делится на несколько этапов: 1 этапа подготовительный (<...> г.). Предварительно с середины ноября до начала работ по заливке льда. На данном этапе к месту производства работ подвозится необходимое оборудование и помещения, производится подключение к электропитанию, подготавливаются столбы и вешки, дорожные знаки и инструмент, готовится документация, согласовываются проекты. 2 этап – строительство ледовой переправы грузоподъемностью 15 т. (с <...> г.). Начало с момента ледостава до доведения толщины ледяного покрова до грузоподъемности 15 т. 3 этап - содержание ледовой переправы (<...> г.). На этом этапе производиться содержание переправы с последующим понижением грузоподъемности вплоть до официального закрытия. Работы по устройству ледовой переправы осуществляются методом намораживания ледяного покрова сверху с последующим промерзанием и увеличением общей толщины льда. Для эксплуатации переправы предусмотрено усиление ледяного покрова послойным намораживанием льда сверху, без использования деревянных конструкций усиления ледяного покрова.

Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении .... от <...> г.; актом № 2 от <...> г. осмотра переправы через реку Сюзью, являющейся продолжением зимней автодороги «....»; фототаблицей к акту осмотра переправы через реку Сюзью в .... км от г....; постановлением Ухтинского городского суда .... от <...> г. о привлечении ООО «НордСтар» к административной ответственности в виде штрафа за организацию ледовой переправы через р. Сюзью в границах заказника «Река Сюзью» за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и др.

Фактически Общество привлекается к административной ответственности за то, что в период, предназначенный для содержания переправы, на ледовой переправе находился деревянный настил, которого при эксплуатации ледовой переправы быть не должно.

Между тем, при назначении наказания необходимо также учесть, что единственным нарушением, по поводу которого был составлен протокол, выступает именно отсутствие работ по устройству переправы согласно проектной документации «Проект организации ледовой переправы через р.Сюзью на расстоянии .... км. от г..... на автомобильной дороге «....» на территории МОГО «Ухта» от <...> г...... В остальном, нарушений целостности почвенно-растительного покрова, деформации системы водотоков при производстве работ, а также изменений природных условий водосборов водотоков не установлено.

При малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Согласно абз. 2 и 3 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По этим причинам, считаю возможным при назначении административного наказания ограничиться устным замечанием.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1-4.4, 12.34, 26.11, 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

постановил:

Освободить Общество с ограниченной ответственностью «НордСтар» за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.В. Савинкина