Дело № 5-78/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с.Петропавловка 09 июля 2020 года
Судья Джидинского районного суда Республики Бурятия Игумнова Е.В., при секретаре Ванчиковой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя военного прокурора Кяхтинского гарнизона от 08.11.2019 г. в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту- ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ), возбуждено дело об административном правонарушении по ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ по результатам проверки в сфере охраны атмосферного воздуха при эксплуатации котельной № 28 военного городка № 1, расположенной в <адрес> Республики Бурятия. Установлено, что в соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 12.04.2017 № 1140, за ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество, в том числе котельная № 28 военного городка № 1, которая фактически эксплуатируется производственным участком № 10/7 жилищно-коммунальной службы № 10 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО. Для работы оборудования котельной № 28 военного городка № 1 используется уголь 0-300 мм. марки «Др», в результате сжигания которого через дымовую трубу осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Согласно графикам 2,3,7 сведений об охране атмосферного воздуха за 2018 г., полученных из Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия в форме 2-ТП (воздух) в результате эксплуатации, в том числе данной котельной, в атмосферу производился выброс загрязняющих веществ (диоксид серы, оксид углерода, оксид азота (в пересчете на NO2). В соответствии с графами 4 и 5 данных сведений, очистка выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ не производилась. Указанные сведения предоставлены территориальным подразделением ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в Управление Росприроднадзора по Республике Бурятия в январе 2019 г. Из раздела 3 «Дымовые трубы, газоходы и система очистки» акта осмотра котельной № 28 военного городка № 1 от 02.04.2019 № 192 усматривается, что газоочистное оборудование в данной котельной отсутствует. В связи с чем, эксплуатация котельной № 28 военного городка № 1 производится без установок очистки газов и контроля выбросов неочищенных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Днем обнаружения административного правонарушения, то есть датой совершения административного правонарушения, является дата поступления в военную прокуратуру Кяхтинского гарнизона сведений из Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия о выбросах в атмосферный воздух неочищенных, загрязняющих веществ при эксплуатации котельной, то есть 30.10.2019 г. Местом совершения административного правонарушения является <адрес> Республики Бурятия.
В судебном заседании посредством видеоконференц-связи представитель военной прокуратуры Кяхтинского гарнизона ФИО1 пояснил, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ является субъектом административной ответственности, поскольку на праве оперативного управления за учреждением закреплено данное недвижимое имущество, при этом котельная эксплуатируется без установок очистки газов, по настоящее время учреждение проявляет бездействие, что влечет загрязнение атмосферного воздуха.
Представитель ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, в письменном пояснении указал о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ принимаются меры к установке газоочистного оборудования, так по результатам осеннего осмотра котельной № 28 военного городка № 1 был составлен акт, в составе работ по устранению выявленных дефектов предусмотрена установка системы газоочистки, на 2020 г. ЖКС № 10 был сформирован перечень объектов теплоснабжения требующих капитального ремонта, в указанный перечень в том числе, вошла данная котельная с необходимыми работами по монтажу и установке системы газоочистки и газоудаления, утвержденный перечень направлен в МО РФ, при этом выделение лимитов бюджетных средств на данную котельную не предусмотрено, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ осуществляет коммунально-эксплуатационное обеспечение для нужд Вооруженных сил в рамках и за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственного задания. Кроме того, считает факт совершения вмененного административного правонарушения не доказан, в постановлении указано о предоставленных сведениях по форме № 2-ТП (воздух) за 2018 г., фактически сведения ФГБУ «ЦЖКУ» в Управление Росприроднадзора по РБ предоставлялись за 2019 г. Также прокурор фактически ограничился констатацией факта выброса загрязняющих веществ и отсутствия газоочистного оборудования в котельной без указания того, каким образом выброс веществ и отсутствие оборудования влияют на качество атмосферного воздуха и могут ли данные обстоятельства повлечь его загрязнение.
Представитель Забайкальского межрегионального Управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, заместитель руководителя управления ФИО3 направил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
В связи с надлежащим извещением сторон, наличием ходатайств заинтересованных лиц о рассмотрении дела в их отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных представителей.
Выслушав представителя военной прокуратуры Кяхтинского гарнизона, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 12.04.2017 № 1140 за ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество- котельная № 2 военного городка № 10, расположенная в <адрес> Республики Бурятия.
Частью 3 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.
Согласно п. 7 статьи 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 1 данного Федерального закона, загрязнением атмосферного воздуха является поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Этой же статьей определено, что загрязняющее вещество – это химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека. Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека. Экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду.
Из материалов дела следует, что в рамках проведенной военной прокуратурой проверки в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ было установлено, что эксплуатация данным юридическим лицом котельной № 28 военного городка № 1 в <адрес> Республики Бурятия осуществляется без газоочистного оборудования в результате чего в атмосферу производится выброс загрязняющих веществ (диоксид серы, оксид углерода, оксид азота (в пересчете на NO2), очистка выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ не производилась.
В обоснование указанного прокурор ссылается на: акт осмотра котельной № 192 от 02.04.2019 г., технический паспорт данного объекта недвижимости, письмо начальника ЖЭ (К)О № 6 от 21.02.2019 г. № 823, сертификат о марке угля, сведения по охране атмосферного воздуха территориального подразделения ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, предоставленные Управлением Росприроднадзора по Республике Бурятия.
Из акта осмотра котельной № 28 военного городка № 1 от 02.04.2019 г., составленного должностными лицами производственного участка жилищно-коммунальной службы филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО следует, что газоочистное оборудование отсутствует. В акте указано, что для обеспечения бесперебойной работы котельной в период 2019-2020 г. необходимо провести капитальный и текущий ремонт котельной. Имеется ведомость с подсчетом работ по капитальному и текущему ремонту на 2019-2020 г. куда включена установка системы газоочистки, в МО РФ направлены соответствующие перечни объектов, требующих капитального ремонта в 2020 г., куда включена котельная № 28. Таким образом, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ принимаются меры к установке газоочистного оборудования.
Объективная сторона указанного состава административного правонарушения характеризуется как действие, так и бездействие в данном случае по неиспользованию оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению. Обязательным квалифицирующим признаком указанного противоправного деяния являются последствия в виде загрязнения атмосферного воздуха.
При этом, в приобщенных к постановлению прокурора материалах отсутствуют доказательства, указывающие на объективную сторону рассматриваемого в отношении юридического лица ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ состава административного правонарушения, а именно указание на нарушение конкретных нормативов, которые устанавливаются для стационарного источника физического воздействия на атмосферный воздух (в частности котельной), не проведено исследование на момент совершения правонарушения указывающее на конкретное количество выбросов котельной загрязняющих веществ в атмосферный воздух по каждому указанному в постановлении перечню загрязняющих веществ (диоксид серы, оксид углерода, оксид азота), их соотношение по показателям допустимого норматива и превышающего допустимое содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе. То есть отсутствуют доказательства о количестве и концентрациях вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, превышающих установленные нормативы при эксплуатации указанной котельной ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, поскольку само отсутствие газоочистного оборудования в котельной № 28 не свидетельствует о превышении предельно допустимых вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без предоставления сведений относительно вырабатываемых и выбрасываемых от ее эксплуатации количества вредных (загрязняющих) веществ.
Кроме того, указание прокурора на сведения, представленные отчитывающейся организацией Филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по Восточному округу) не свидетельствуют о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух по котельной № 28 военного городка № 1 <адрес> и не указывают о превышении нормативов загрязняющих веществ от сжигания топлива именно по данной котельной, а являются лишь общими статистическими сведениями.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Поскольку вина ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в совершении данного административного правонарушения не установлена, производство по делу подлежит прекращению по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7-29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.21 КоАП в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Е.В.Игумнова