ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-78/2016 от 14.07.2016 Новодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 5-78/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

город Новодвинск 14 июля 2016 года

Судья Новодвинского городского суда Архангельской области Губарева Ю.В.,

(Архангельская область, город Новодвинск, улица Ворошилова, дом 3а),

с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, - директора Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Архангельской области «Новодвинский комплексный центр социального обслуживания» Галашевой С.Э.,

рассмотрел в открытом судебном заседании материалы о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении:

Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Архангельской области «Новодвинский комплексный центр социального обслуживания», ОГРН 1022901005346, ИНН 2903005275, с юридическим адресом: г. Новодвинск, ул. Ворошилова, д. 19, осуществляющим медицинскую деятельность по адресам: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Ворошилова, д. 19, и Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Фронтовых бригад, дом 5.

Выслушав представителя ГБУ СОН АО «Новодвинский КЦСО» Галашеву С.Э., исследовав письменные материалы дела, суд

установил:

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области «Новодвинский комплексный центр социального обслуживания» (далее ГБУ СОН АО «Новодвинский КЦСО») нарушило требования подпункта «в» пункта 4 и подпунктов «а», «в(1)» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее Положение о лицензировании медицинской деятельности), а именно:

- у заведующей отделением временного проживания граждан пожилого возраста ФИО3, назначенной приказом ГБУ СОН АО «Новодвинский КЦСО» от 11 апреля 2008 года № 33 ответственной за осуществление медицинской деятельности в ГБУ СОН АО «Новодвинский КЦСО» отсутствует дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» (п.п. «в» п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности),

- порядок оказания медицинской помощи по профилю «Терапия» в части не соответствуют стандарту оснащения терапевтического кабинета и оснащения помещения для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинский осмотров (п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, приложение № 3 «Стандарт оснащения терапевтического кабинета» к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «Терапия», утвержденному приказом Минздрава России от 15.11.2012 № 923н,Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н), а именно:

- в терапевтическом кабинете по адресу: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Фронтовых бригад, д. 5, отсутствует следующее медицинское оборудование: анализатор глюкозы в крови (глюкометр), экспресс-анализатор портативный, весы с ростомером, измеритель артериального давления, сфигмоманометр, измеритель пиковой скорости выдоха (пикфлуометр) со сменными мундштуками, инструменты и оборудование для оказания экстренной помощи, лента измерительная, лупа ручная, пульсоксиметр (оксиметр пульсовой), стетофонендоскоп,

- в кабинете проведения медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых), расположенного по адресу: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Ворошилова, д.19, отсутствует сейф, минимальное количество приборов для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе (2 шт.), столик для медицинского оборудования, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики,

- нарушена организация учета «этилового спирта раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 70 %» в процедурных кабинетах, по месту осуществления медицинской деятельности по адресу места осуществления медицинской деятельности: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Ворошилова, д. 19, - журнал учета спирта этилового ведется с нарушением требований, утвержденных приказом Минздрава России от 17.06.2013 № 327н, а именно журнал не пронумерован, не скреплен печатью юридического лица, ведение журнала учета осуществляется с 2013 года, не указан номер приходного документа, остаток (книжный) по журналу на конец месяца не выводится, не осуществляется хранение приходных и расходных документов (их копий) вместе с журналом учета (п.п. «в(1)» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, п.п. 7, 10 Правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденных приказом Минздрава России от 17.06.2013 № 378н).

Временем совершения административного правонарушения является 24 мая 2016 года, - день составления акта по результатам проверки № 57 от 24 мая 2016 года, с указанием выявления нарушений законодательства в сфере здравоохранения и лицензирования медицинской деятельности при проведении проверки в период с 11 по 24 мая 2016 года территориальным органом Росздравнадзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Представитель юридического лица, директор ГБУ СОН АО «Новодвинский КЦСО» Галашева С.Э., в судебном заседании пояснила, что с протоколом об административном правонарушении от 14 июня 2016 года согласна, раскаивается в содеянном. Не оспаривая допущенные нарушения п.п. «в» п. 4 и п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании и отраженные в акте проверки № 57 от 24.05.2016, ходатайствовала о смягчении наказания за совершенное правонарушение в связи с совершением правонарушения впервые, совершения нарушений неумышленно, затруднительным положением учреждения, финансируемом из областного бюджета, наличием кредиторской задолженности и принятием конкретных мер по устранению допущенных нарушений Положения о лицензировании.

Министерство здравоохранения Архангельской области, извещенное надлежащим образом, ходатайствовало рассмотреть дело о привлечении ГБУ СОН АО «Новодвинский КЦСО» за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), без их участия.

Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела и оценив представленные сторонами доказательства, суд находит вину юридического лица ГБУ СОН АО «Новодвинский КЦСО» в совершении инкриминируемого административного правонарушения доказанной совокупностью нижеприведенных доказательств.

В судебном заседании установлено, что Территориальным органом федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с 11 по 24 мая 2016 года проведена плановая выездная проверка ГБУ СОН АО «Новодвинская КЦСО» с оформлением Акта проверки № 57 от 24 мая 2016 года на основании приказа от 29 апреля 2016 года № 117-О/16.

На момент проверки и в настоящее время ГБУ СОН АО «Новодвинский КЦСО» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО-29-01-001869 от 9 сентября 2015 года бессрочно, предоставленному министерством здравоохранения Архангельской области по адресам мест осуществления деятельности: Архангельская область, город Новодвинск, улица Ворошилова, дом 19, и улица Фронтовых бригад, дом 5.

При проведении проверок должностное лицо действовало в пределах своей компетенции и в соответствии с Федеральными законами РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ, Положением о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323, Положением о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 октября 2012 года № 1043, поэтому выводы, сделанные должностным лицом по результатам проверки и отраженные в акте проверки № 57 от 24 мая 2016 года и протоколе об административном правонарушении от 14 июня 2016 года являются законными и обоснованными, а указанные документы в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ относятся к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ в присутствии законного представителя юридического лица, который в протоколе собственноручно расписался, указав, что даст пояснения в суде, копию протокола получил.

Виновность юридического лица подтверждается заявлением о привлечении к административной ответственности ГБУ СОН АО «Новодвинский КЦСО» от 20.06.2016, информацией и.о. руководителя Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по АО и НАО от 06.06.2016, постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 17.06.2016 по ст. 11.32 КоАП РФ, актом проверки № 57 от 24 мая 2016 года, Уставом ГБУ СОН АО «Новодвинский КЦСО», утвержденным распоряжением министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области от 15 декабря 2011 года № 1267-ро, лицензией № ЛО-29-01-001869 от 09.09.2015 на осуществление медицинской деятельности согласно приложению, приказом «О назначении ответственного за медицинскую деятельность в учреждении» № 33 от 11.04.2008, которым назначена ответственной ФИО3, не имеющая специального образования, приказом о ее принятии на работу от 21.08.2007 № 94 л/с, дипломом ВСВ 0922950 от 11.06.2005 о наличии образовании с присуждением квалификации «менеджер» по специальности «сестринское дело», удостоверением № 324 о прохождении клинической интернатуры при Северном государственном университете по специальности «управление сестринской деятельностью» от 15.07.2011, сертификатом от 15.06.2011 № 526, должностной инструкцией «заведующей временного проживания граждан пожилого возврата и инвалидов», утвержденной директором 20.04.2015, трудовым договором № 07/17 от 21.08.2007, журналом прихода и расхода спирта.

Частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»от 04.05.2011 N 99-ФЗ, постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»,

медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются наличие:

- у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";

- у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы»;

- у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, - высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);

- у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности.

Пунктом 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также:

а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;

б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;

в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг;

в(1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения;

г) повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.

В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ГБУ СОН АО «Новодвинский КЦСО»допущены грубые нарушения лицензионных требований, то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ –осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензия), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Из вмененного юридическому лицу объема нарушений Положения о лицензировании медицинской деятельности, подлежит исключению нарушение пунктов 10, 12, 14, 16, 17 Порядка проведения подсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 635н, в части заполнения Журнала регистрации предрейсовых медицинских осмотров, отсутствия Журнала послерейсовых медицинских осмотров, отсутствия на путевых листах штампа установленного образца, поскольку данные нарушения не отнесены законодателем к грубым нарушениям требований или условий специального разрешения, и охватываются квалификацией по ст. 11.32 КоАП РФ, по которому мировым судьей судебного участка № 1 Новодвинского судебного района Архангельской области 17 июня 2016 года принято решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ГБУ СОН АО «Новодвинский КЦСО» на основании ст. 2.9 КоАП РФ с объявлением устного замечания.

В соответствие с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность юридического лица, являются признание вины, раскаяние в содеянном, добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушением, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, недопущение ранее нарушений законодательства о лицензировании, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие отягчающих, отсутствие угрозы жизни и здоровью людей, суд приходит к выводу, что цели наказания могут быть достигнуты при назначении административного наказания в виде административного штрафа.

В соответствии с п.п. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая характер совершенного правонарушения, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие негативных последствий от действий ГБУ СОН АО «Новодвинвский КЦСО», устранение выявленных нарушений в настоящее время, добровольное исполнение предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор), затруднительное финансовое положение ГБУ СОН АО «Новодвинский КЦСО», являющегося бюджетным учреждением, финансируемого из областного бюджета, наличия кредиторской задолженности, сокращения финансирования в 2016 году на 30 %, суд полагает возможным удовлетворить ходатайство директора учреждения и применить положения п.п. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде административного штрафа менее минимального размера.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд,

постановил:

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области «Новодвинский комплексный центр специального обслуживания» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ и назначить административное наказание, с применением п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Уплату штрафа по постановлению УИН 06211690020020000140 произвести на расчетный счет 40101810500000010003, в отделение Архангельск, БИК банка 041117001, код БК 06211690020020000140,получатель: УФК по Архангельской области (министерство здравоохранения по Архангельской области, л/с 04242017550), ИНН 2901070303, КПП 290101001, ОКТМО 11701000.

При неуплате административного штрафа в срок 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления в Архангельском областном суде.

Судья Ю.В. Губарева