Дело № 5-794/2021 (24RS0040-01-2021-001323-86)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 апреля 2021 года город Норильск
Судья Норильского городского суда Красноярского края Захарова Наталья Владимировна,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина Российской Федерации, проживающего и зарегистрированного по адресу: <адрес>, работающего в ООО «<данные изъяты>», женатого, иждивенцев не имеющего, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
установила:
ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 00 мину до 20 часов 30 минут ФИО1 принимал участие в публичном мероприятии - митинге на территории парка «Озеро Долгое» в г. Норильске Красноярского края для публичного выражения общественного мнения по поводу проблемы, связанной с планируемой разработкой природного объекта «шихан Куштау», без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, в нарушение ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.
В судебном заседании ФИО1 вину не признал, пояснил, что знал о том, что ДД.ММ.ГГГГ в парке отдыха Озеро Долгое будет проходить флешмоб в поддержку природного объекта шихан Куштау. Он приехал в парк отдыха после работы, чтобы забрать своих жену и дочь, цель его прихода в парк не была связана с участием в митинге. Он прогулялся с семьей по парку, пообщался и сфотографировался с родственниками и земляками из Башкирии, которые были в парке возле надписи «Норильск», но на фотографиях флешмоба его нет, поэтому полагает, что административного правонарушения он не совершил. Также указал, что не видел в парке людей с плакатами и флагами, объяснения в материалах дела записаны не с его слов, но он подписал их, потому что сотрудник полиции сказал, что ему за них ничего не будет. Психологического и физического воздействия на него сотрудники полиции не оказывали, объяснения подписал добровольно.
Заслушав ФИО1, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Диспозиция нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24.10.2013 N 1618-О, от 24.10.2013 N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 20 часов 00 минут до 20 часов 30 минут ФИО1 принимал участие в публичном мероприятии - митинге на территории парка «Озеро Долгое» в г. Норильске Красноярского края для публичного выражения общественного мнения по поводу проблемы, связанной с планируемой разработкой природного объекта «шихан Куштау» без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, в нарушение ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ, таким образом, установленный порядок проведения публичного мероприятия ФИО1 был нарушен.
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, в котором отражено событие административного правонарушения; рапортом УУП ОУУП и ДН ОП № 1 ОМВД России по г.Норильску об обнаружении административного правонарушения, в котором изложены его обстоятельства; письмом и.о.заместителя Главы города Норильска о том, что уведомления о проведении публичного мероприятия в адрес Администрации города Норильска не поступало; письмом заместителя Главы города Норильска по социальной политике о том, что уведомления о проведении массовых мероприятий в адрес Администрации города Норильска не поступали, учреждениями культуры в эти дни культурно-массовые мероприятия не проводились, рапортом оперуполномоченного ЦПЭ ГУ МВД России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.
Помимо этого, из объяснений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он прибыл ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 30 минут в Комсомольский парк с семьей, там обнаружили других людей, состоящих в группе «Вацап» под названием «Башкорттар». С данными людьми он лично не знаком. Данный флешмоб проходил в поддержку горы «Куштау». О том, что данный флешмоб не согласован с органами власти ему не было известно. Также у некоторых присутствующих находились плакаты с надписью «Куштау живи». Данный флешмоб проходил без всяких высказываний, выкриков и в спокойной обстановке. Никого участвовать в нем не заставляли. Суть флешмоба состояла в том, чтобы сфотографироваться на фоне надписи «Норильск» и данную фотографию выложить в вышеуказанную группу. Если бы он знал, что данный флешмоб является правонарушением, тогда он бы в нем не участвовал. Данное объяснение подписано ФИО1 лично, указано, что с его слов записано верно, им прочитано.
Ранее, непосредственно в день совершения правонарушения ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 дал аналогичные по содержанию объяснения, согласно которым в этот день он прибыл в указанные в группе «Вацап» время и место с супругой и дочерью, там находились незнакомые лица Башкирской национальности, это он определил по внешнему виду и по речи находившихся там. Несколько человек, примерно 5 человек, держали в руках плакаты, на которых было написано «Куштау жив», «Мы за Куштау», данные лица ему знакомы не были. Данное объяснение также подписано ФИО1 лично, указано, что с его слов записано верно, им прочитано.
Приведенные доказательства суд полагает достоверными, допустимыми, оснований для их критической оценки не усматривает, они согласуются между собой как каждое в отдельности, так и в совокупности, не противоречат иным материалам дела.
В силу указанного, виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения доказана полностью, его действия подлежат квалификации по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения митинга, что согласуется с правовой позицией, выраженной в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Пояснения ФИО1 в судебном заседании о том, что он пришел в парк для того, чтобы прогуляться с семьей, а не участвовать с митинге, судья расценивает избранную по делу позицию с целью избежать ответственности за совершенное правонарушение, поскольку данные пояснения противоречат объяснениям, данным им ранее ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы о том, что его действия не могут быть признаны административным правонарушением, предусмотренным ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, поскольку он не запечатлен на фотографии флешмоба, основаны на неверном толковании норм права, поскольку данное правонарушение выражается в принятии участия в митинге без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, в нарушение ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.
Митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО1, не установлено.
При назначении административного наказания ФИО1 учитывается характер совершенного им административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, личности виновного, его имущественное положение, отношение к содеянному, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
При этом также учитывается наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и отсутствием существенных вредных его последствий, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, который впервые привлекается к административной ответственности, в связи с чем в соответствии с положениями части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, установленного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом того, что минимальный размер административного штрафа для граждан по данной норме составляет десять тысяч рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ч.2.2 ст.4.1, ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановила:
ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Сумма штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам: УФК по Красноярскому краю (ГУ МВД России по г. Норильску); номер счета получателя платежа – 401 018 106 000 000 100 01; ИНН <***>; КПП 246601001; БИК 040407001; код ОКТМО – 04729000; КБК 188 116 00191019000140; в ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск; наименование платежа – административный штраф.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Норильский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.В. Захарова