ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-799/2021 от 21.12.2021 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 5-799/2021

УИД 35RS0019-01-2021-002586-45

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Сокол 21 декабря 2021 года

Вологодская область

Судья Сокольского районного суда Вологодской области Попова Е.Б., при секретаре Мотовой Н.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Сокола», ОГРН , ИНН , расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

в ходе проведения территорильным отделом Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинсокм, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах (далее – ТОУ Роспотребнадзора) в период с 27 октября 2021 года по 18 ноября 2021 года административного расследования в отношении муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Сокола» (далее – МКУ «Управление ЖКХ г. Сокола»), выявлено, что МКУ «Управление ЖКХ г. Сокол» допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления: Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ), СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), а именно:

накопление крупногабаритных отходов по адресу: <адрес>, осуществляется непосредственно на грунте, справа и слева от имеющейся оборудованной контейнерной площадки для сбора твёрдых коммунальных отходов (далее – ТКО), т.е. без специальной площадки, которая должна иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трёх сторон высотой не менее 1 метра, что является нарушением ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, п. 3 СанПиН 2.1.3684-21.

18 ноября 2021 года ведущим специалистом-экспертом ТОУ Роспотребнадзора ФИО1 в отношении МКУ «Управление ЖКХ г. Сокола» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ведущий специалист-эксперт ТОУ Роспотребнадзора ФИО1 не явилась, надлежащим обращом извещена о дате, времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, поддержала протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 6.35 КоАП РФ, в отношении МКУ «Управление ЖКХ г. Сокола».

Представитель МКУ «Управление ЖКХ г. Сокола» по доверенности ФИО2 в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласилась, пояснила, что на момент проверки захламление на территории контейнерной площадки устранено, вывоз КГО осуществляется по графику, утвержденному ООО «Аквалайн», 1 раз в неделю, по обустройству площадки на КГО вопрос будет решаться в 2022 году, поскольку на 2021 год таких средств в бюджете города Сокола не заложено, в связи с чем просила ограничиться наказанием в виде предупреждения.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ ).

В соответствии со статьёй 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ судья оценивает собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, учитывая, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а также с позиции соблюдения.

Статьёй 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Соблюдение санитарных правил указанными лицами является обязательным (пункт 3 статьи 39 Закона №52-ФЗ).

В соответствии со статьей 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В соответствии с частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ, несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ответственные за обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления.

Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо либо лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ответственное за обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения территорильным отделом Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинсокм, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах в период с 27 октября 2021 года по 18 ноября 2021 года административного расследования в отношении МКУ «Управление ЖКХ г. Сокола», выявлено, что МКУ «Управление ЖКХ г. Сокол» допущены нарушения санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления: Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, СанПиН 2.1.3684-21, а именно: накопление крупногабаритных отходов по адресу: <адрес>, осуществляется непосредственно на грунте, справа и слева от имеющейся оборудованной контейнерной площадки для сбора твёрдых коммунальных отходов, т.е. без специальной площадки, которая должна иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трёх сторон высотой не менее 1 метра, что является нарушением ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ, п. 3 СанПиН 2.1.3684-21.

18 ноября 2021 года ведущим специалистом-экспертом ТОУ Роспотребнадзора ФИО1 в отношении МКУ «Управление ЖКХ г. Сокола» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 6.35 КоАП РФ.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что МКУ «Управление ЖКХ г. Сокола», являясь субъектом правоотношения, в силу действующего законодательства Российской Федерации, должно было и имело реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер обеспечить соблюдение приведённых в настоящем постановлении требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, однако, этого не сделало, в связи с чем должно нести административную ответственность.

Действия МКУ «Управление ЖКХ г. Сокола» суд квалифицирует по части 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку МКУ «Управление ЖКХ г. Сокола» допущено нарушение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Факт совершения МКУ «Управление ЖКХ г. Сокола» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказан и подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 18 ноября 2021 года № 537/39/02-15 АР, протоколами осмотра территории, актом приёма-передачи муниципального имущества, в том числе контейнерной площадки по адресу: <адрес>, и другими материалами дела, иными доказательствами в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает совершение правонарушения впервые, частичное устранение нарушений.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 4.1.1 КоАП РФ, некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

На основании ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Принимая во внимание все обстоятельства административного правонарушения, учитывая, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, частичное устранение нарушений, совершение правонарушения впервые, отсутствие причинения вреда, суд, руководствуясь ст. 4.1.1 КоАП РФ, считает возможным назначить наказание в виде предупреждения.

Сроки привлечения к ответственности, предусмотренные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истекли. Основания для освобождения МКУ «Управление ЖКХ г. Сокола» от наказания отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 6.35, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

признать муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Сокола» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.Б. Попова