ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-799/2022 от 28.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

дело

УИД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 апреля 2022 года город Ставрополь

Судья Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края Косолапова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный аграрный университет» (ИНН <***>, ОГРН <***>), расположенного по адресу: <...>,

установил:

в Ленинский районный суд города Ставрополя поступил административный материал в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный аграрный университет» (далее – ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ) о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Из представленного на рассмотрение суду протокола от следует, что ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ, осуществляя деятельность в сфере образования, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в результате чего подало в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю уведомление о заключении трудового или иного гражданско-правового договора с гражданином Ф.И.О.., , с нарушением формы (приложение № 7) и порядка (в поле 1.2 «Сведения о работодателе или заказчике работ (услуг)» указано сокращенное наименование юридического лица, в поле 3.4 «место нахождения работодателя» не указан субъект Российской Федерации, в поле 4 проставлена подпись лица, неуполномоченного от имени работодателя подписывать уведомление, а именно: согласно доверенности от , лицом, уполномоченным на подписание уведомлений является ФИО1, а также, согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица является ФИО2) подачи работодателем уведомления о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином, утвержденных п. 1.7 и п. 1.9 Приказа МВД России от 30.07.2020 № 536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

В судебном заседании защитник ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ пояснил, что при заполнении уведомления, действительно были допущены ошибки. Однако данные ошибки были допущены непреднамеренно. Университет свою вину признает, в содеянном раскаивается. Указанное правонарушение не повлекло вредных последствий и является малозначительным. Также просил рассмотреть возможность о назначении наказания ниже низшего предела.

В судебное заседание должностное лицо УМВД России по г. Ставрополю не явилось, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Выслушав участника процесса, исследовав материал об административном правонарушении, судья приходит к следующему выводу.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Часть 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма уведомления о прекращении договора утверждена Приказом МВД России от 30.07.2020 № 536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел РФ или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (приложение 8).

Как следует из материалов дела, ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ после заключения договора с гражданином Ф.И.О. направлено в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю уведомление о заключении договора с иностранным гражданином (л.д. 7-10).

в отдел по вопросам миграции ОП № 1 УМВД России по г. Ставрополю поступил материал проверки КУСП от о том, что ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ подано уведомление о заключении договора с иностранным гражданином в нарушение формы и порядка подачи работодателем данного уведомления. В связи, с чем определением должностного лица от в отношении ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование.

В ходе административного расследования установлено, что ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ при подаче уведомления о заключении договора с гражданином Ф.И.О. нарушены форма и порядок подачи уведомления - в поле 1.2 «сведения о работодателе или заказчике работ (услуг)» указано сокращенное наименование юридического лица, в поле 3.4 «место нахождения работодателя» не указан субъект Российской Федерации, в поле 4 проставлена подпись лица, неуполномоченного от имени работодателя подписывать уведомление, а именно: согласно доверенности от , лицом, уполномоченным на подписание уведомлений является ФИО1, а также, согласно сведениям, содержащимся в выписке из ЕГРЮЛ лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица является ФИО2

На дату подачи уведомления, формы и порядок представления уведомлений были утверждены приказом МВД России от 30 июля 2020 года № 536 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления МВД РФ и его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

Кроме того, Приказом МВД России от 30.07.2020 № 536 утвержден Порядок подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (Приложение № 9).

Пунктом 3 названного Порядка (приложение № 9) предусмотрено, что уведомления о заключении и прекращении трудового договора заполняются по формам, приведенным в приложениях № 7 и № 8 к приказу, утверждающему настоящий Порядок, разборчиво от руки или с использованием технических средств (пишущей машинки, компьютера) на русском языке. При заполнении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора не допускаются: зачеркивания, использование сокращенных слов (кроме официальных), аббревиатур (кроме официальных) и исправления.

В уведомлениях о заключении и прекращении трудового договора должны быть заполнены все соответствующие поля (пункт 4).

При этом согласно пункту 5 Порядка в случае недостаточности знакомест в соответствующем поле уведомлений о заключении и прекращении трудового договора заполняется приложение к уведомлению о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (рекомендуемый образец приведен в приложении № 1 к настоящему Порядку) с обязательным указанием в нем порядкового номера и наименования поля, в которое вносится недостающая информация, а также фамилии, имени, отчества (при их наличии) иностранного гражданина (лица без гражданства), в отношении которого представляются уведомления о заключении и прекращении трудового договора.

Из положений пункта 6 указанного Порядка следует, что уведомления о заключении и прекращении трудового договора и приложение к ним, состоящие из двух и более листов, прошиваются и пронумеровываются, о чем на обороте последнего листа делается заверительная запись, которая должна содержать информацию о количестве подшитых листов, фамилию, инициалы и подпись лица, представляющего уведомления о заключении и прекращении трудового договора (уполномоченного от имени работодателя (заказчика работ, услуг) подписывать уведомление о трудоустройстве, либо уполномоченного от организации на подачу уведомления о трудоустройстве по доверенности).

Так в разделе 1.2 формы уведомления о заключении договора (утв. Приказом МВД России от 30.07.2020 № 536) необходимо указать сведения о работодателе или заказчике работ (услуг). Для юридического лица – полное наименование, государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, номер свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, ИНН (при наличии), КПП (при наличии), место нахождения работодателя и контактный телефон.

Из материалов дела следует, что ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ при заполнении раздела 1.2 уведомления в графе «полное наименование юридического лица» указано его сокращенное наименование.

В разделе 3.4 формы уведомления о заключении договора (утв. Приказом МВД России от 30.07.2020 № 536) необходимо указать адрес места осуществления трудовой деятельности принятого на работу иностранного гражданина, а именно: индекс, субъект Российской Федерации, район, город, населенный пункт, улица, дом, квартира/офис.

Однако ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ при заполнении раздела 3.4 уведомления не указано наименование субъекта РФ.

Кроме того, уведомление подписано и.о. проректора по учебной и воспитательной работе ФИО3

Однако ФИО3 не является законным представителем ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица. При этом доверенность, которая уполномочивала бы ФИО3 подписывать такие уведомления, не представлена.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Факт совершения ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении ; докладными записками должностных лиц; копией формы уведомления, заполненной ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ в отношении Ф.И.О.; копией доверенности; определением о возбуждении дела об административном правонарушении; определением об истребовании сведений; копией Устава; копией свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; выпиской из ЕГРЮЛ; копией приказа от ; копией должностной инструкции проректора по учебной и воспитательной работе; копией договора возмездного оказания услуг с иностранным гражданином; выписками из приказов, оцененными в совокупности с другими материалами дела в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Судья приходит к выводу о том, что вина ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, доказана и нашла свое подтверждение в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Действия ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ судья квалифицирует по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, как нарушение установленной формы и порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении договора с иностранным гражданином.

Учитывая, что состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ является формальным, действия ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ, выразившиеся в несоблюдении установленной формы и порядка уведомления компетентного органа о заключении договора с иностранным гражданином, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ.

В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ имелась возможность для соблюдения миграционного законодательства, за нарушение которого ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все меры по их соблюдению.

Сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы государства в данной сфере.

В данном случае объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере миграционного контроля. Объектом охраны являются интересы государства в стабильности внутреннего рынка труда и реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы. В этой связи основания для признания данного правонарушения малозначительным, отсутствуют.

В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.

При этом частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Поскольку ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ не является субъектом малого и среднего предпринимательства, а выявленное нарушение в сфере миграционного законодательства Российской Федерации, безусловно свидетельствует о наличии угрозы безопасности государства, так как нарушены установленные правила регулирования отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности, то в данном случае возможность применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ исключается.

В силу ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания, судья руководствуется общими правилами наложения административных наказаний, принципами равенства перед законом, законности, индивидуализации ответственности, учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкцией ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрено наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Вместе с тем, КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания в размере ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

В соответствии с частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса».

В постановлении от 25.02.2014 № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации, указал, что меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения.

Судья приходит к выводу о том, что назначение ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ административного наказания в виде административного штрафа в сумме 400 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не будет соответствовать характеру совершенного административного правонарушения, материальному положению привлекаемого лица, характеру его деятельности, может повлечь избыточное ограничение прав образовательного учреждения и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

При таких обстоятельствах, судья считает необходимым назначить ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 4.1, 29.9, 29.10, ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, судья

постановил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный аграрный университет» (ИНН <***>, ОГРН <***>), расположенное по адресу: <...>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, на реквизиты:

Получатель: УФК по Ставропольскому краю (ГУ МВД России по Ставропольскому краю л/с <***>)

Назначение платежа: административный штраф

ИНН <***> БИК 010702101

р/с <***> Отделение Ставрополь Банка России/ УФК по Ставропольскому краю г. Ставрополь

кор/счет 40102810345370000013

КБК 18811601181019000140, ОКТМО 07701000

УИН .

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа (квитанцию об уплате административного штрафа) необходимо представить в отдел обеспечения судопроизводства по гражданским и административным делам Ленинского районного суда г. Ставрополя по адресу: <...>, каб. 410.

Также разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что неуплата административного штрафа в срок, установленный КоАП РФ, влечет ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.С. Косолапова