ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-79/19 от 23.01.2019 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 5-79/19

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

23 января 2019 года Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Дорошенко О.Л.,

при секретаре Луговой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 Магамед оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 05.06.2008 Межрайоной инспекцией ФНС №1 по Калининградской обл., ОГРНИП <***>, ИНН <***>, по факту привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

29 сентября 2018 года в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни из Литовской Республики прибыло транспортное средство - седельный тягач марки «Рено» регистрационный знак с полуприцепом марки «Шмитц» регистрационный знак , согласно товаросопроводительным документам: международной товаротранспортной накладной (CMR) б/н от 24.09.2018, счёту-фактуре №181 от 24.09.2018, фитосанитарному сертификату №6436142062040918008 от 24.09.2018 перемещавшее товар Евразийского экономического союза - овощи и фрукты свежие, всего 9 наименований, 26 грузовых мест весом брутто 19612 кг.

Отправителем товара выступало ООО «Дон-Агро» (г. Ростов-на Дону), получателем - ИП ФИО1 (Калининградская область). Таможенным постом Бигосово-1 Витебской таможни Республики Беларусь товар был помещён под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитной декларации №11207208/260918/0137905. Место доставки указано - таможенный пост МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни. Перевозчиком товара согласно указанным документам выступал ИП ФИО2 Магамед оглы. Представитель перевозчика водитель-экспедитор ХХХ представил товар и транспортное средство к таможенному контролю.

При завершении таможенной процедуры таможенного транзита в ходе осуществления таможенного контроля в форме таможенного наблюдения (акт таможенного наблюдения №10012160/290918/009215) установлено, что в транспортном средстве находятся товары, не указанные в товаросопроводительных документах, на основании чего, в связи со срабатыванием профиля риска №13/1000/110518/76629(2) таможенным органом было принято решение о проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра в целях идентификации товара, с его взвешиванием, пересчётом грузовых мест и их выборочным вскрытием.

В ходе проведения таможенного досмотра (акт таможенного досмотра №10012160/300918/000318) установлено, что в транспортном средстве отсутствует часть товара, указанного в товаросопроводительных документах, а именно:

яблоки свежие, заявлено 330 мест общим весом брутто 4830 кг., фактически - 120 мест общим весом брутто 2436,4 кг.;

- слива свежая, заявлено 217 мест общим весом брутто 2217 кг., фактически - 216 мест общим весом брутто 2210,8 кг.;

перец свежий, заявлено 223 места общим весом брутто 4434 кг., фактически - 223 места общим весом брутто 4434 кг.;

салат руккола свежий, заявлено 105 мест общим весом брутто 375 кг., фактически - 88 мест общим весом брутто 314,3 кг.;

шпинат свежий, заявлено 110 мест общим весом брутто 380 кг., фактически - 96 мест общим весом брутто 331,6 кг.;

салат кочанный (айсберг), заявлено 78 мест общим весом брутто 528 кг., фактически - 78 мест общим весом брутто 528 кг.;

томаты свежие, заявлено 470 мест общим весом брутто 4288 кг., фактически 380 мест общим весом брутто 3767 кг.;

- капуста цветная свежая, заявлено 30 мест общим весом брутто 750 кг., фактически - 30 мест общим весом брутто 750 кг.;

- винограды свежие, заявлено 163 места общим весом брутто 1810 кг., фактически - 104 места общим весом брутто 1584,4 кг.

При этом, согласно предоставленному ХХХ акту таможенного досмотра №07208/260918/10200299, проведённому должностным лицом таможенного поста Бигосово-1 Витебской таможни в отношении транспортного средства - тягача марки «Рено» регистрационный знак с полуприцепом марки «Шмитц» регистрационный знак с товаром - овощи и фрукты свежие, на момент помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита и проведения досмотра должностными лицами таможенных органов Республики Беларусь, товар, в грузовом отсеке соответствовал товаросопроводительным документам.

Таким образом, в ходе таможенного контроля был установлен факт недоставки перевозчиком ИП ФИО2 товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в место их доставки.

По данному факту 04.10.2018 года должностным лицом таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни в отношении ИП ФИО2 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ №10012000-3008/2018.

По результатам административного расследования 09 ноября 2018 года в отношении ИП ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.9 КоАП России.

В связи с отсутствием товара, являющегося предметом административного правонарушения, мера обеспечения по данному делу, в виде изъятия либо ареста товара, являющегося предметом административного правонарушения, не применялась.

Определением старшего уполномоченного по особо важным делам отдела административных расследований Калининградской областной таможни от 09 ноября 2018 года дело об административном правонарушении в отношении ИП ФИО2 передано для рассмотрения в Ленинградский районный суд г. Калининграда.

ИП ФИО2, будучи надлежащим образом извещенным о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Единая таможенная территория Таможенного союза (таможенная территория таможенного союза) - таможенная территория Евразийского экономического союза (ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014, далее - таможенная территория Союза).

На основании ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС (п.2 ст. 104 ТК ЕАЭС).

На основании пп. 4 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС, при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита, декларантом товаров может выступать перевозчик.

Согласно п. 1 ст. 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

Таможенная процедура таможенного транзита применяется в т.ч. для перевозки (транспортировки) с одной части Евразийского экономического союза (далее - таможенной территории Союза) на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем товаров Союза и указанных в п. 4 ст. 302 ТК ЕАЭС иностранных товаров (пп. 2 п. 2 ст. 142 ТК ЕАЭС).

Согласно п. 3 ст. 302 ТК ЕАЭС товары Союза для их перевозки (транспортировки) с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем подлежат помещению под таможенную процедуру таможенного транзита, за исключением перевозки (транспортировки) таких товаров Союза в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 302 ТК ЕАЭС.

Как предусмотрено п. 4 ст. 304 ТК ЕАЭС таможенные операции, связанные с помещением товаров Союза, перевозимых с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем, под таможенную процедуру таможенного транзита, совершаются в месте убытия с таможенной территории Союза либо в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится отправитель товаров Союза, с учетом п. 5 - 7 ст. 304 ТК ЕАЭС.

При использовании в качестве декларации на товары и транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, таможенное декларирование осуществляется в письменной форме, если иное не определено Комиссией и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (абзац второй п. 6 ст. 105 ТК ЕАЭС).

В качестве транзитной декларации допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной (п. 3 ст. 107 ТК ЕАЭС).

Согласно п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза (п. 2 ст. 14 ТК ЕАЭС).

Согласно п. 8 ст. 14 ТК ЕАЭС товары Союза, указанные в п. 2 ст. 14 ТК ЕАЭС, находятся под таможенным контролем до фактического пересечения таможенной границы Союза, отзыва таможенной декларации в соответствии со статьей 113 ТК ЕАЭС либо до наступления обстоятельств, указанных п.9 и 10 ст. 14 ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 341 ТК ЕАЭС товары, находящиеся под таможенным контролем, и документы на них, грузовые помещения (отсеки) транспортных средств, помещения, емкости и иные места, в которых находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами путем применения средств идентификации, а также путем отбора проб и (или) образцов товаров, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами. К средствам идентификации относятся пломбы, печати, цифровая, буквенная и иная маркировка, идентификационные знаки, штампы, сейф-пакеты и иные средства, обеспечивающие идентификацию товаров.

Согласно п. 5 ст. 341 ТК ЕАЭС средства идентификации могут изменяться, удаляться, уничтожаться или заменяться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. В указанных случаях таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 308 ТК ЕАЭС при перевозке (транспортировке) товаров Союза с одной части таможенной территории Союза на другую часть таможенной территории Союза через территории государств, не являющихся членами Союза, и (или) морем перевозчик независимо от того, является ли он декларантом товаров Союза, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита обязан обеспечить исполнение обязанностей, предусмотренных пп. 1 и 2 п. 1 ст. 150 ТК ЕАЭС.

Подпунктами 1 и 2 п.1 ст. 150 ТК ЕАЭС предусмотрено, что при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом товаров, помещенных под такую таможенную процедуру, за исключением случая, указанного в пункте 2 ст. 150 ТК ЕАЭС, обязан:

доставить товары и документы на них в установленный таможенным органом отправления срок в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту перевозки (транспортировки) товаров, если он установлен;

обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они применялись.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 150 ТК ЕАЭС предусмотрено, что перевозчик обязан не допустить разгрузку, перегрузку (перевалку) и совершение иных грузовых операций с товарами, перевозимыми (транспортируемыми) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замену транспортных средств, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случая, предусмотренного п.2 ст. 148 ТК ЕАЭС.

Частью 1 ст. 16.9 КоАП России предусмотрена административная ответственность за недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа или утрату товаров, находящихся под таможенным контролем.

Как установлено судом, в рамках таможенного контроля 29.09.2018 года водитель-экспедитор ХХХ дал письменные объяснения, из которых следует, что погрузка производилась в г. Москве в компании «Фуд-Сити» 24.09.2018, при погрузке ХХХ присутствовал, загружались фрукты и овощи, но сколько и в каком количестве, он не знал, так как документы на груз получил уже после загрузки. Границу Евразийского экономического союза (далее Союз) пересекал в пункте пропуска «Григоровщина-Патерниеки». В н.п. Григоровщина в Республике Беларусь таможенной службой республики производился досмотр товара, при этом каких-либо нарушений не было выявлено, после чего на грузовой отсек была наложена таможенная пломба. В н.п. Патерниеки латвийские таможенники при осмотре сорвали пломбу и после осмотра наложили свою. Где произошла подмена товара, ХХХ не известно. Указал, что прибыл на таможенный пост МАПП Чернышевское с пломбой, наложенной после осмотра в н.п. Патерниеки латвийскими таможенниками.

Как следует из информации, предоставленной Витебской таможней Республики Беларусь (исх. №03-04/15619 от 16.10.2018), при помещении вышеназванного товара под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД №11207208/260918/0137905 осуществлялся таможенный досмотр (акт таможенного досмотра №07208/26098/10200299 от 26.09.2018), в ходе которого установлено, что на момент проведения досмотра товар в грузовом отсеке соответствовал товаросопроводительным документам, признаков правонарушений не было выявлено. После досмотра на запорное устройство грузового отсека была наложена пломба «В-63» (1 шт.). Принципалом таможенной процедуры таможенного транзита выступал ИП ФИО2 Магамед оглы (РФ, <...>).

Также 13.11.2018 года получены устные пояснения от представителя получателя (ИП ХХХ, <...>), согласно которым ИП ХХХ занимается выращиванием и реализацией зеленого лука, товар - фрукты и овощи в ассортименте - не заказывала, никаких договорных отношений с отправителем товара ООО «Дон-Агро» (Ростов-на-Дону) и перевозчиком ИП ФИО2 не имеет.

Таким образом, в ходе таможенного контроля был установлен факт недоставки перевозчиком ИП ФИО2 товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в место их доставки.

Совокупность установленных по делу обстоятельств позволяет суду прийти к выводу о том, что на таможенный пост МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни перевозчиком ИП ФИО2 ввезены иные товары, отличающиеся от товаров, описанных АТД №10012160/290918/009215.

Факт совершения ИП ФИО2 административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, а именно: протоколом об административном правонарушении №10012000-3008/2018, ТД №11207208/260918/0137905, CMR б/н от 24.09.2018 года, счётом-фактурой №181 от 24.09.2018 года, фитосанитарным сертификатом №6436142062040918008 от 24.09.2018 года, актом таможенного досмотра №10012160/300918/000318, протоколом опроса ХХХ от 09.10.2018 года, его объяснениями от 29.09.2018 года, актом таможенного досмотра №07208/26098/10200299 от 26.09.2018 года, пояснениями представителя ИП ХХХ от 13.11.2018 года, рапортом ХХХ и другими материалами дела.

Факт подмены перевозимого водителем-экспедитором ХХХ товара не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела об АП.

Таким образом, перевозчик ИП ФИО2 утратил товары, находившиеся под таможенным контролем, перемещаемые в соответствии с таможенной процедурой с таможенного транзита, в место доставки, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.9 КоАП России.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность суд признает совершение индивидуальным предпринимателем правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность правонарушителя, суд не усматривает.

Санкция ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ предусматривает альтернативные виды административного наказания.

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" Кодекс дополнен статьей 4.1.1 "Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением".

Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

ИП ФИО2 состоит в реестре субъектов среднего и малого предпринимательства.

Принимая во внимание изложенное, характер совершенного индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, совершение которого не повлекло причинение вреда, личность виновного, а также то, что ИП ФИО2 впервые привлечен к административной ответственности, суд считает возможным назначить ИП ФИО2 меру административного наказания за совершение данного правонарушения в виде предупреждения.

Издержек по делу об административном правонарушении нет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.5 - 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать индивидуального предпринимателя ФИО2 Магамед оглы виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.9 ч. 1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и подвергнуть его наказанию в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья О.Л. Дорошенко