ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-79/2021 от 06.07.2021 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

Дело №5(2)-79/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Резолютивная часть оглашена 06.07.2021г.

07 июля 2021г. г.Бузулук

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Дегтяревой И.В.

при секретаре Восканян А.А., Тарасовой Н.В

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, ее защитника Мишкиной Е.В.

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении

ФИО1<данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

Должностным лицом инспектором ИАЗ ОП №1 (дислокация с.Грачевка) МО МВД России «Бузулукский» Ж составлен протокол об административном правонарушении <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.

По материалам дела, предполагаемое правонарушение выявлено сотрудниками полиции не непосредственно на месте, а в ходе исследования интернет-ресурса «<данные изъяты>

В вину ФИО1 вменено, что ДД.ММ.ГГГГ. в 09.35 час. ФИО1 находясь на территории МБОУ «Александровская СОШ» по адресу: <адрес> нарушении пп.1 п.4 ст.5, ч.1 ст.7 ФЗ РФ №54 от 19.06.2004г. «О собраниях, митингах, демрнстрациях, шествиях и пикетировании» осуществила организацию публичного мероприятия «митинг», а именно организовала массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по вопросу необходимости ремонта МБОУ «Александровская СОШ», вовлекла 5 человек в несанкционированный митинг и организовала данное мероприятие, осуществила организаторскую роль, взяв микрофон предложила записать данное обращение, которое самостоятельно записала на свой мобильный телефон.

В судебном заседании ФИО1 вину не признала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ. в 09.00 час. она вместе с сыном пришла на торжественную линейку в МБОУ «Александровская СОШ». Линейка длилась 20-25 минут, по ее окончании директор и завуч школы зашли в здание, присутствующие дети и их родители не расходились, продолжали общаться, фотографировались. Кто то предложил записать видеообращение президенту РФ Путину В.В. и губернатору Оренбургской области ФИО2 по вопросу ремонта школы в <адрес>, т.к. она признана аварийной и решается вопрос о ее закрытии. Поскольку звукоусиливающую аппаратуру не занесли в здание школы, один из родителей взял микрофон и начал зачитывать видеообращение, передавая микрофон другим. Речь была у каждого из родителей своя, сама она не читала обращение, но записывала на телефон происходящее, чтобы в последствии направить представителям власти.

Допрошенная в судебном заседании свидетель В пояснила, приказом отдела образования Грачевского района ДД.ММ.ГГГГ. был объявлен днем проведения торжественных линеек, посвященный последнему звонку в оконченном учебном году. Время на проведение мероприятия было отведено с 09.00 час. до 09.30 час. В Александровской школе к 09.00 час. собрались ученики школы со своими родителями, использовалась школьная звукоусиливающая аппаратура с колонками, микрофонами. После окончания линейки она и завуч М зашли в здание школы, а ученики и родители продолжали оставаться на территории школы, общались и фотографировались. Через 10-15 минут она вышла со школы, родители и ученики не разошлись, но никаких плакатов у них в руках она не видела и в ее присутствии никто видеообращение не записывал. Впоследствии от технички школы А она узнала, что родители записали видеообращение адресованное президенту РФ и губернатору Оренбургской области по вопросу выделения денежных средств на капитальный ремонт Александровской СОШ.

Аналогичные показания показаниям свидетеля В дала в судебном заседании свидетель М

Свидетель Т показала, ДД.ММ.ГГГГ. она вместе со своими детьми пришла на школьную линейку – последний звонок. Когда прошла торжественная часть, директор и завуч зашли в здание школы, а родители и дети не расходились, продолжали общаться. Позже увидела, дети держали плакаты с надписями, кто-то из родителей держал микрофон и обращались к президенту РФ и губернатору Оренбургской области о помощи в проведении ремонта школы. Кто принес плакаты и раздавал их детям она не видела, кто инициатор записи видеообращения ей также не известно.

Свидетель И в судебном заседании пояснила, ДД.ММ.ГГГГ. на вечерней прогулке она встретилась с ФИО1 В ходе разговора о предстоящем закрытии школы в связи с признанием ее аварийной, ФИО1 предложила сделать запись видеообращения к представителям власти. Поскольку данный вопрос на уровне администраций сельсовета и Грачевского района длительное время не решается, возникла проблема, что со следующего учебного года детей придется возить в школу в другие села, в связи с чем, она поддержала предложение ФИО1 Утром, ДД.ММ.ГГГГ. в 09.00 час. она вместе с детьми пришла в школу, где проводилась торжественная линейка. По ее окончании директор и завуч зашли в здание школы, а ученики и учителя стали фотографироваться. Присутствующие родители стали обсуждать проблему закрытия школы и решили записать видеообращение. На столе лежали плакаты с призывом о помощи, которые родители разобрали и раздали своим детям. Кто именно подготовил плакаты и речь обращения она не знает. Микрофон использовался родителями от школьной аппаратуры, которая стояла на улице.

Свидетели П, А, В, Е, Б, Ю дали аналогичные показания показаниям свидетеля И, дополнительно свидетель Е указала, что речь свою для видеообращения она сформулировала и говорила лично от себя.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, заслушав ФИО1, явившихся свидетелей, позволяет суду прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.

Исходя из пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года №28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 указанного Кодекса, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется).

При этом, под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях) (пункт 28 данного постановления Пленума).

Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004г. №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В соответствии с абз.4 п.21 постановления №28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", п.1 ст.2 Федерального закона №54-ФЗ, публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В соответствии с пунктом 6 данной статьи пикетирование - это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Исходя из правовой позиции, приведенной в п.31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №28 от 26.06.2018г., организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.

Статьей 4 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности. К организации публичного мероприятия отнесены действия по оповещению возможных участников публичного мероприятия, проведению предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации и другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Судом установлено, торжественные мероприятия (школьные линейки) в честь последнего звонка в школах Оренбургской области состоялись ДД.ММ.ГГГГ

На основании письма Отдела образования Грачевского района от ДД.ММ.ГГГГ. - Приказом директора МБОУ «Александровская СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ. закреплено, с учетом требований санитарно-эпидемиологического законодательства торжественную линейку, посвященную последнему звонку на свежем воздухе, с учетом погодных условий провести ДД.ММ.ГГГГ., начало линейки 09.00 час., продолжительностью не более 30 минут.

Основанием для составления протокола об административном правонарушении предусмотренной частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 послужили выводы должностного лица о том, что ДД.ММ.ГГГГ. в 09 час. 35 мин. ФИО1 организовала массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по вопросу необходимости ремонта МБОУ «Александровская СОШ», а также вовлекла 5 человек в несанкционированный митинг и организовала данное мероприятие, взяв микрофон и предложив записать данное обращение, записала данное обращение на свой мобильный телефон.

В рассматриваемом случае из протокола об административном правонарушении, рапорта должностного лица ОП №1 (дислокация с.Грачевка) МО МВД России «Бузулукский» Б.А. и представленного видеоматериала следует, что ФИО1 вменяется в вину организация публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.

При этом должностное лицо, основываясь на данных материалах дела, считают ФИО1 организатором публичного мероприятия, то есть лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции, осуществляющим предварительную агитацию, организацию и общее руководство публичного мероприятия, требующее предварительного уведомления органов публичной власти.

Между тем, при составлении протокола об административном правонарушении, должностным лицам необходимо было учесть следующее.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

Согласно требованиям статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, должностное лицо в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела на основании доказательств, которые оцениваются по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей, администрацией МБОУ «Александровская СОШ» и ФИО1 подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ массовое присутствие граждан и детей на территории МБОУ «Александровская СОШ» было связано с торжественной линейкой посвященной последнему звонку. По окончании школьной линейки, звукоусиливающая аппаратура и микрофоны к ней оставались на улице возле школы, родители и дети не покидали уличную территорию школы, продолжали общаться и фотографироваться.

Из анализа приобщенной должностным лицом к материалам дела видеозаписи следует, что видеообращение группы людей, передающие в порядке очередности микрофон и зачитывающие обращение с бумажного листа не позволяет сделать однозначный вывод, что именно ФИО1 организовала массовое присутствие граждан на территории МБОУ «Александровская СОШ», распределяла роли и действия участвующих людей. Кроме того, участие ФИО1 с предложением или призывом к присутствующим о записи видеообращение используя микрофон, не подтверждается представленной видеозаписью.

Протокол об административном правонарушении, рапорт, видеозапись достоверно не подтверждают вмененные ФИО1 обстоятельства совершения административного правонарушения.

Анализируя показания допрошенных свидетелей на протяжении всего производства по делу суд находит, что наиболее достоверные показания вышеуказанных свидетелей в судебном заседании, поскольку они согласуются между собой и отражают фактические обстоятельства дела, что свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 признаков административного правонарушения, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.

Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей в судебном заседании у суда не имеется, поскольку они давали их добровольно и были предупреждены по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу ложных показаний.

К письменным объяснениям свидетелей А.И., Б.Н. суд относится критически, поскольку исследованная в судебном заседании видеозапись не подтверждает использование ФИО1 микрофона и непосредственного призыва присутствующих граждан к записи видеообращения.

Указание Б.Н. в своих объяснениях на поступивший от ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. телефонный звонок, не подтверждает участие последней в организации несанкционированного митинга на определенную дату, время и место проведения.

Таким образом, действия ФИО1 <данные изъяты>. описанные в протоколе об административном правонарушении не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, поскольку только организатор публичного мероприятия подлежит привлечению к ответственности в соответствии с данной нормой, тогда как в деле отсутствуют прямые доказательства, свидетельствующие о том, что ФИО1 являлась организатором публичного мероприятия (митинга), а проведенное видеообращение 22.05.2021г. имело признаки публичного мероприятия в виде митинга, требующего согласования с органом исполнительной власти.

Согласно ч. ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

На основании пункта 2 части 1, пункта 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса.

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 подлежит прекращению в виду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Судья Дегтярева И.В.