ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-7/17 от 22.05.2017 Приютненского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело № 5-7/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 мая 2017 года с. Приютное

Судья Приютненского районного суда Республики Калмыкия Тарбаев С.В., при секретаре судебного заседания Молокаеве Б.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица - главы администрации Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия

ФИО1, родившегося <дата> в <адрес><...>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес><...>

у с т а н о в и л :

Согласно протоколу об административном правонарушении <адрес> от <дата> и приложенным к нему документам глава администрации Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее - глава Приютненского СМО РК) ФИО1, являясь должностным лицом, <дата> в <...> часов <...> минут на ул. Ильина, ул. Пионерская с. Приютное не выполнил в установленный срок законное предписание исполняющего обязанности главного государственного инспектора безопасности дорожного движения об устранении нарушений законодательства, а именно: ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004, пункт 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007, Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 вину в совершении вмененного правонарушения не признал. Суду пояснил, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта с.Приютное не относится к вопросам местного значения Приютненского СМО РК. Он как глава сельского муниципального образования не обязан устанавливать стационарное уличное освещение на улицах села Приютное, под которым он понимает установку фонарей для освещения проезжей части дорог. В его обязанности входит обеспечение уличного освещения вдоль тротуаров, что относится к вопросам по организации благоустройства территории сельского муниципального образования.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, <ФИО>6, допрошенное в судебном заседании в качестве свидетеля, пояснил, что первоначально он выдал предписание об установке стационарного уличного освещения на улицах Пионерская и Ильина с. Приютное в адрес главы Приютненского районного муниципального образования РК. Получив письменный ответ о том, что данными полномочиями наделено Приютненское СМО РК, он направил аналогичное предписание главе данного сельского муниципального образования. При этом он не проверял полномочия указанного лица по исполнению данного предписания. Поскольку предписание не исполнено в части установки стационарного уличного освещения на улице Ильина с. Приютное, полагает, что глава Приютненского СМО РК ФИО1 подлежит административной ответственности за данное правонарушение. Выданное им предписание касалось установки стационарного уличного освещения вдоль автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Выслушав объяснения должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объяснения свидетеля, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

<дата> главным государственным инспектором безопасности дорожного движения МО МВД России «Приютненский» <ФИО>6 вынесено предписание должностному лицу – главе администрации Приютненского СМО РК ФИО1, которому в целях устранения нарушений ГОСТа Р 50597-93, ГОСТа Р 52289-2004, пункта 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 и Федерального закона № 196 от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» предписано в срок до <дата> на улицах Ильина и Пионерская с. Приютное установить стационарное уличное освещение.

<дата> инспектором по исполнению административного законодательства ОГИБДД МО МВД РФ «Приютненский» <ФИО>4 составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда, содержащий сведения о том, что на участке ул. Ильина с. Приютное Приютненского района Республики Калмыкия отсутствует стационарное уличное освещение.

<дата> временно исполняющий обязанности начальника ОГИБДД МО МВД России «Приютненский» <ФИО>5 составил протокол <адрес> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении главы Приютненского СМО ФИО1 за невыполнение в срок законного предписания.

Решением Собрания депутатов Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия четвертого созыва № 11 от 06 ноября 2015 г. главой Приютненского СМО РК избран ФИО1.

Административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, признается невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как указано в примечании данной статьи, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 4 ст. 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочия в области дорожной деятельности реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с п. 6 ст. 3 названного Федерального закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Тем самым анализ вышеуказанных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что содержание автомобильных дорог местного значения, признаваемое дорожной деятельностью, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" сельское поселение представляет собой один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Сельское поселение входит в состав муниципального района.

Село Приютное является одним из сел, входящих в сельское поселение - Приютненское сельское муниципальное образование Республики Калмыкия, которое входит в состав Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия, являющегося органом местного самоуправления муниципального района.

Автомобильные дороги местного значения на улицах Пионерская и Ильина находятся в границах населенного пункта - с.Приютное Приютненского района Республики Калмыкия.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за сельским поселением не предусматривается полномочие по осуществлению дорожной деятельности.

Закон Республики Калмыкия от 20 ноября 2015 года № 155V-З «Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Республики Калмыкия» также не закрепляет таких полномочий за сельскими поселениями.

Анализ положений Устава Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия, принятого решением Собрания депутатов Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия 24 сентября 2010 года № 31 показывает, что статьей 7 установлено 13 вопросов местного значения, отнесенных к полномочиям данного органа местного самоуправления, среди которых не имеется осуществление дорожной деятельности. В пункте 9 статьи 7, касающемся вопроса местного значения по организации благоустройства территории муниципального образования Приютненского СМО РК, указано про освещение улиц.

Тем самым, указанное в Уставе полномочие Приютненского СМО РК как освещение улиц является обязанностью данного сельского поселения по содержанию элементов благоустройства территории сельского муниципального образования и не относится к дорожной деятельности.

Организация надлежащего освещения автодорог является важной составляющей мер по обеспечению безопасности дорожного движения, поддержанию надлежащего технического состояния автомобильных дорог. Объекты, предназначенные для освещения автомобильной дороги, в силу п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" являются элементами благоустройства автомобильных дорог.

Таким образом, с учётом установленных обстоятельств, пояснений должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, и его компетенции суд считает, что указанное в предписании главного государственного инспектора безопасности дорожного движения требование об установке стационарного уличного освещения на улицах Ильина и Пионерская с. Приютное связано с осуществлением дорожной деятельности в отношении дорог местного значения.

Из изложенного следует, что на главу Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия не возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения в пределах автомобильных дорог местного значения в границах с. Приютное, а потому он не обязан осуществлять дорожную деятельность в отношении указанных дорог местного значения, в том числе установку стационарного уличного освещения на улицах Ильина и Пионерская с. Приютное.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что глава Приютненского СМО РК ФИО1 не является субъектом вмененного правонарушения.

В этой связи суд находит несостоятельными доводы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, о том, что ФИО1 является надлежащим субъектом, и представленную им копию письменного ответа <номер> от <дата>, в котором глава Приютненского районного муниципального образования Республики Калмыкия на предписание главного государственного инспектора безопасности дорожного движения МО МВД РФ «Приютненский» <ФИО>6<номер> от <дата> указал, что в соответствии со ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» освещение улиц относится к вопросам местного значения сельского поселения, в связи с чем установка стационарного уличного освещения на улицах Ильина и Пионерская с. Приютное относится к компетенции Приютненского СМО РК.

Таким образом, главным государственным инспектором безопасности дорожного движения <ФИО>6 допущено существенное нарушение процедуры привлечения лица к административной ответственности, выразившееся в выдаче предписания ненадлежащему должностному лицу и последующем привлечении к ответственности ненадлежащего должностного лица.

Вместе с тем обязанностью административного органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является правильное определение (установление) конкретного должностного лица, в служебные обязанности которого входят полномочия по совершению действий, принятию решений для устранения нарушений законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При таких обстоятельствах, оценивая в совокупности все доказательства по делу, учитывая, что ФИО1 не является надлежащим должностным лицом, которое должно нести ответственность в рассматриваемой ситуации, суд приходит к выводу, что начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению ввиду отсутствия состава административного правонарушения в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.4-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Приютненского сельского муниципального образования Республики Калмыкия ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья