П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Нестеров 20 мая 2019 года
Судья Нестеровского районного суда Калининградской области В.А. Белехова,
при секретаре О.Б.Самадовой,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - главы администрации МО «Нестеровский городской округ» ФИО1, <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
11 апреля 2019 года и.о. прокурора Нестеровского района Калининградской области Дмитриевой К.К. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по факту выявления признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации МО «Нестеровский городской округ» ФИО1.
Поводом для вынесения данного постановления послужили материалы проверки по факту несоответствия требованиям бюджетного законодательства распоряжения главы администрации МО «Нестеровский городской округ» ФИО1 от 25 января 2019 года № 33р «О поощрении сотрудников администрации».
По результатам прокурорской проверки было вынесено и направлено в суд постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении главы администрации МО «Нестеровский городской округ» ФИО1, в котором указано, что он, являясь должностным лицом, допустил нецелевое использование бюджетных средств, выделив из средств муниципального бюджета денежные средства не по целевому назначению. Из постановления следует, что действия главы администрации МО «Нестеровский городской округ» ФИО1 выразились в том, что он распорядился денежными средствами бюджета муниципального образования путем издания распоряжения от 25 января 2019 года № 33р о поощрении начальника отдела ЗАГС администрации МО «Нестеровский городской округ» ФИО2 денежной премией в размере 0,5 должностного оклада в сумме <данные изъяты> рубля из фонда непредвиденных расходов за проделанную работу по внедрению в промышленную эксплуатацию федеральной государственной информационной системы «Ведение единого государственного реестра записей актов гражданского состояния» (ЕГР ЗАГС). Как указано в постановлении, использование денежных средств фонда непредвиденных расходов на эти цели противоречит требованиям п.4 ст.81 Бюджетного кодекса РФ, поскольку такие расходы не являются непредвиденными, они планируемы при уточнении расходной части бюджета и подлежат выплате из фонда оплаты труда.
Должностное лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании свою вину в совершении данного правонарушения не признал, ссылаясь на то, что в его действиях отсутствует состав такого правонарушения. Полагает, что указанные денежные средства были выделены и использованы без нарушений требований законодательства и не имеют признаков нецелевого использования бюджетных денежных средств, поскольку они были выделены в соответствии с п. 4.11 Порядка расходования средств фонда непредвиденных расходов, утвержденного постановлением главы администрации МО «Нестеровский район» от 06 мая 2011 года № 367. Основанием для выплаты поощрения начальнику отдела ЗАГС администрации МО «Нестеровский городской округ» ФИО2 послужило обращение руководителя ЗАГС (Агентства) по Калининградской области, в котором была изложена просьба найти возможность такого материального поощрения в связи с оперативно проведенной работой без отрыва от основной деятельности по внедрению в эксплуатацию данной государственной информационной системы. Поскольку заработная плата начальнику отдела ЗАГС администрации МО «Нестеровский городской округ» выплачивается из областного бюджета, но средства на это заложены федеральные, и при этом они значительно ограничены, из фонда оплаты труда выплатить такое поощрение не представлялось возможным, поэтому и было принято решение потратить на выплату поощрения средства муниципального бюджета из фонда непредвиденных расходов.
Защитник ФИО1 Логинов А.А. в судебном заседании дал аналогичные пояснения, сославшись на то, что в сложившейся ситуации отсутствовал факт нецелевого использования бюджетных денежных средств.
В судебном заседании и.о. прокурора Нестеровского района Калининградской области Дмитриева К.К. сослалась на то, что использование бюджетных денежных средств в данном случае является нецелевым, поскольку такие расходы не являются непредвиденными расходами, их можно было предвидеть, для выплаты премий существует фонд оплаты труда и Положение о премировании, в котором предусмотрена возможность выплаты премий за успешное и добросовестное выполнение должностных обязанностей, достижение высоких результатов в работе. Полагает, что сам факт отсутствия денежных средств в фонде оплаты труда на эти цели не является основанием для того, чтобы выплатить премию из фонда непредвиденных расходов, кроме того считает, что выполнение этой работы входило в должностные обязанности начальника отдела ЗАГС администрации МО «Нестеровский городской округ».
Начальник управления по бюджету и финансам администрации МО «Нестеровский городской округ» ФИО3 в судебном заседании пояснила, что пунктом 4.11 Порядка расходования средств фонда непредвиденных расходов МО «Нестеровский городской округ» предусмотрено направление средств фонда на финансирование непредвиденных расходов, не предусмотренных бюджетом муниципального образования, на проведение других мероприятий, не предусмотренных сметными назначениями расходной части бюджета. Указала, что проведенная начальником отдела ЗАГС работа по внедрению федеральной государственной информационной системы, связанной с ведением единого государственного реестра актов гражданского состояния на территории Нестеровского района Калининградской области в период опытной и промышленной эксплуатации системы, относится именно к таким мероприятиям, предусмотренным вышеназванным пунктом Порядка. Данная работа носила общегосударственный характер, эту работу нельзя было предусмотреть заранее, она имела непредвиденный характер, сметой расходной части бюджета она не была и не могла быть заранее предусмотрена.
Начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации МО «Нестеровский городской округ» ФИО4 в судебном заседании сослалась на то, что данное денежное поощрение не могло быть выплачено из фонда оплаты труда в связи с отсутствием лимитов на эти цели, поступивших из регионального бюджета. Указала также, что выделенных денег на оплату труда начальника отдела ЗАГС администрации МО «Нестеровский городской округ» к концу года всегда недостаточно, образовывается кредиторская задолженность, которая переносится на следующий год.
В судебном заседании начальник отдела ЗАГС администрации МО «Нестеровский городской округ» ФИО2 пояснила, что на внедрение данной программы было отведено 3 месяца, работа носила объемный характер, требовала внеурочного времени, поскольку происходила переустановка программы, внедрялись новые формы бланков, формировался единый государственный реестр (ЕГР) ЗАГС, одновременно выполнялась вся текущая работа отдела ЗАГС.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим своих служебных обязанностей.
Статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющихся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из материалов дела видно, что 25 января 2019 года главой МО «Нестеровский городской округ» было издано распоряжение №33р, согласно которому управлению по бюджету и финансам администрации МО «Нестеровский городской округ» надлежало выделить <данные изъяты> рубля из фонда непредвиденных расходов (сумма указана с учетом отчислений во внебюджетные фонды) для поощрения начальника отдела ЗАГС админстрации МО «Нестеровский городской округ» ФИО2 денежной премией в размере 0,5 должностного оклада в сумме <данные изъяты> рубля.
В данном распоряжении указано, что оно издано в связи с обращением руководителя (директора) ЗАГС (Агентства) Калининградской области к главам муниципальных образований Калининградской области о поощрении сотрудников ЗАГС, ответственных за внедрение федеральной государственной информационной системы «Ведение единого государственного реестра записей актов гражданского состояния» (ЕГР ЗАГС) в период опытной и промышленной эксплуатации системы.
В материалах дела имеется обращение руководителя (директора) ЗАГС (Агентства) Калининградской области от 22 января 2019 года №, в котором указано, что с 01 октября 2018 года введена в промышленную эксплуатацию вышеназванная информационная система на территории Российской Федерации, в том числе и в Калининградской области, которая является основой для создания единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации. Несмотря на сложность и масштабность проекта, в период опытной и промышленной эксплуатации отделы ЗАГС администраций МО успешно справились с этой работой, в связи с чем на основании поручения заместителя Правительства Калининградской области, обращения Министерства юстиции Российской Федерации в адрес руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации ставится вопрос о рассмотрении возможности материального поощрения работников отделов ЗАГС.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Нестеровского района Калининградской области была проведена проверка соответствия требованиям бюджетного законодательства распоряжения главы администрации МО «Нестеровский городской округ» ФИО1 от 25 января 2019 года № 33р «О поощрении сотрудников администрации».
28 февраля 2019 года и.о. прокурора Нестеровского района Калининградской области Дмитриевой К.К. вынесено в адрес главы администрации МО «Нестеровский городской округ» ФИО1 представление об устранении нарушений бюджетного законодательства по причине установленного в ходе проверки использования средств резервного фонда с нарушением требований п.4 ст. 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Поскольку данное представление удовлетворено не было, о чем 04 апреля 2019 года был дан ответ за № 1062, 11 апреля 2019 года и.о. прокурора Нестеровского района Калининградской области было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы администрации МО «Нестеровский городской округ» ФИО1.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.
Согласно пункту 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а также на иные мероприятия, предусмотренные порядком, указанным в пункте 6 настоящей статьи.
Пунктом 6 данной статьи установлено, что порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что средства резервного фонда могут расходоваться на финансирование не только аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и так далее, но и других расходов, определяющим для которых должен быть такой фактор, как непредвиденность расходов, то есть расходов, не предусмотренных в бюджете на текущий финансовый год.
В соответствии с положениями Бюджетного кодексаРоссийской Федерации порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда муниципального образования устанавливается самой администрацией и утверждается соответствующим документом (постановлением).
Постановлением главы администрации МО «Нестеровский район» от 06 мая 2011 года №367 был утвержден Порядок расходования средств фонда непредвиденных расходов (постановлением главы от 13 марта 2013 года № 223 в него были внесены изменения), который является действующим в настоящее время.
В соответствии с пунктом 4 данного Порядка средства фонда непредвиденных расходов направляются на финансирование непредвиденных расходов, не предусмотренных бюджетом муниципального образования, а в соответствии с пунктом 4.11, в том числе, и на проведение других мероприятий, не предусмотренных сметными назначениями расходной части бюджета.
Пунктом 1 Порядка закреплено, что средства фонда непредвиденных расходов распределяются на основании решения высшего должностного лица администрации муниципального образования.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что выделение денежных средств из фонда непредвиденных расходов не противоречило требованиям бюджетного законодательства и нецелевым не являлось.
Тот факт, что была изыскана возможность выплатить материальное поощрение начальнику отдела ЗАГС администрации МО «Нестеровский городской округ» за проделанную работу в период опытной и промышленной эксплуатации федеральной государственной информационной системы за счет средств муниципального бюджета из фонда непредвиденных расходов, а не из регионального бюджета из фонда оплаты труда ввиду отсутствия такой возможности, не противоречит требованиям закона и не образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Понесенные расходы на выплату денежного поощрения не запланированы решениями о бюджете на текущий год, поскольку невозможно было запланировать их заранее.
В то же время Положение не ограничивает возможность поощрения за проведение других мероприятий, не предусмотренных сметными назначениями расходной части бюджета, работников администрации муниципального образования.
Учитывая изложенное, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава данного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Нестеровский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2019 года.
Мотивированное постановление изготовлено 20 мая 2019 года.
Судья В.А. Белехова