ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-7/2014 от 27.02.2014 Шабалинского районного суда (Кировская область)

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 27 февраля 2014 г. пгт. Ленинское

 Судья Шабалинского районного суда Кировской области Карачева О.П.,

 рассмотрев материалы административного дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Черемисинова Николая Михайловича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающего <...> Шабалинского района Кировской области, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 У С Т А Н О В И Л :

 Прокуратурой Шабалинского района в феврале 2014 года проведена проверка исполнения требований законодательства о природопользовании в сфере отходов производства у ИП Черемисинова Н.М. Установлено, что ИП Черемисинов Н.М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 06.02.2009 г., состоит на учете в МРИ ФНС РФ №8 по Кировской области, с 2006 года осуществляет деятельность по хранению лесоматериала и производству пиломатериала в цехе лесопиления по адресу: <...> на земельном участке № 43:37:320247:0790 площадью 4000 кв. метров, предоставленном на основании договора аренды №343 от 05.02.2008 года с администрацией Шабалинского района Кировской области. В результате указанной деятельности предприятия образуются опасные
отходы, в том числе указанные в Приказе МПР РФ от 02.12.2002 N 786 (ред. от
30.07.2003) "Об утверждении федерального классификационного каталога
отходов" опилки натуральной чистой древесины (код 1711060101005), отходы
горбыля, рейки натуральной чистой древесины ( код 1711020001005), мусор от
бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный) (код 9120040001004), лом черных металлов несортированный (код 3513010001995). Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов, которые устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов. Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (п. 4 Правил). По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах. Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов. Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения объекта размещения отходов (п. 6 Правил). Вместе с тем названное требование закона ИП Черемисиновым Н.М. не выполнено. В соответствии с Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786 "Об
утверждении федерального классификационного каталога отходов" мусор от
бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный) (код 9120040001004) относятся к 4 классу опасности, а опилки натуральной чистой древесины (код 1711060101005), лом черных металлов несортированный (код 3513010001995) относятся к 5 классу опасности. Однако паспорта опасности отходов у ИП Черемисинова Н.М. отсутствуют, экспериментальным методом отнесение отходов к 5-му классу опасности не подтверждено. ИП Черемисинов Н.М. в ходе своей деятельности производственный экологический контроль не осуществляет. Работники ИП Черемисинова Н.М., допущенные к обращению с отходами IV класса, профессиональную подготовку по обращению с указанными опасными отходами не прошли. ИП Черемисиновым Н.М. не представлен отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012-2013 год. Первичный учет движения отходов на предприятии не ведется. Таким образом, индивидуальным предпринимателем Черемисиновым Н.М. как должностным лицом допущены нарушения экологического законодательства, в части несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, т.е. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

 Таким образом, ИП Черемисинов Н.М., подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ – Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, за которое предусмотрено административное наказание на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 21 февраля 2014 года в отношении ИП Черемисинова Н.М. прокурором Шабалинского района Кировской области Крупиной Е.Г. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 На основании ст. 11 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

 Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов, которые устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов. Инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (п. 4 Правил). По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах. Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов. Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Ростехнадзора по месту нахождения объекта размещения отходов (п. 6 Правил).

 Как установлено в судебном заседании, названные требования закона ИП Черемисиновым Н.М. не были выполнены.

 В соответствии с ч. 2 ст. 14 федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

 Согласно ч. 3 указанной статьи на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

 На основании и во исполнение данной нормы Приказом МПР РФ от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" утверждены Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, из пунктов 3, 4 которых следует, что в случае, когда производитель отхода расчетным методом отнес отход к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.

 В соответствии с Приказом МПР РФ от 02.12.2002 N 786 "Об
утверждении федерального классификационного каталога отходов" мусор от
бытовых помещений организации несортированный (исключая крупногабаритный) (код 9120040001004) относятся к 4 классу опасности, а опилки натуральной чистой древесины (код 1711060101005), лом черных металлов несортированный (код 3513010001995) относятся к 5 классу опасности.

 Однако, как установлено в судебном заседании, паспорта опасности отходов у ИП Черемисинова Н.М. отсутствуют, экспериментальным методом отнесение отходов к 5-му классу опасности не подтверждено.

 В соответствии со ст. 26 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (ч. 1). Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (ч. 2).

 Как установлено в судебном заседании, ИП Черемисинов Н.М. в ходе своей деятельности производственный экологический контроль не осуществляет.

 В силу пункта 1 статьи 15 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Вместе с тем, работники ИП Черемисинова Н.М., допущенные к обращению с отходами IV класса, профессиональную подготовку по обращению с указанными опасными отходами не прошли.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

 Согласно пунктам 4, 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, который устанавливает требования к содержанию и представлению указанной отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30, отчетный период составляет один календарный год (пункт 4); отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5).

 Следовательно, отчетность представляют все субъекты малого или среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы. При этом выполнение данной обязанности не поставлено в зависимость от осуществления указанными субъектами того или иного вида деятельности в области обращения с отходами.

 Как установлено в судебном заседании и в ходе прокурорской проверки, ИП Черемисиновым Н.М. не представлен отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012-2013 год.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами установлен Приказом Минприроды РФ от 01.09.2011 N 721, в соответствии с которым индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учет учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов I - V класса опасности. Вместе с тем первичный учет движения отходов на предприятии не ведется.

 Факт совершения ИП Черемисиновым Н.М. административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается постановлением от 21 февраля 2014 г. о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, объяснением Черемисинова Н.М. от 12 февраля 2014 г., справкой о проведении внеплановой проверки ИП Черемисинова Н.М. от 12 февраля 2014 года, иными материалами дела.

 Прокурор Шабалинского района Кировской области в судебном заседании подтвердил указанные в административном протоколе нарушения, просил применить наказание к ИП Черемисинову Н.М. в виде административного приостановления деятельности.

 При рассмотрении материалов дела ИП Черемисинов Н.М. указанные нарушения признал, суду пояснил, что в настоящее время принимаются меры к устранению выявленных в результате прокурорской проверки нарушений.

 Учитывая характер совершенного административного правонарушения, в результате которого нарушается экологическое законодательство, экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а также то обстоятельство, что ИП Черемисиновым Н.М. принимаются меры к устранению указанных нарушений, суд считает не назначать максимальное наказание, приостановив деятельность на 10 суток.

 Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 8.2, 29.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

 П О С Т А Н О В И Л:

 Признать индивидуального предпринимателя Черемисинова Николая Михайловича подлежащим административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности на срок 10 суток.

 Срок наказания исчислять с момента вынесения настоящего постановления, то есть с 27 февраля 2014 года.

 Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.

 Судья