ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-7/2014 от 28.01.2014 Нелидовского городского суда (Тверская область)

  Дело № 5-7/2014

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

 28 января 2014 года город Нелидово

 Судья Нелидовского городского суда Тверской области Крылов В.К.,

 рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Крестьянского фермерского хозяйства расположенного по адресу: ...., (глава хозяйства Гриб Петр Николаевич), о правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

 дд.мм.гггг. в Нелидовский городской суд из Государственной инспекции труда в Тверской области поступили материалы дела об административном правонарушении, совершенном Крестьянским фермерским хозяйством расположенным по адресу: ...., (глава хозяйства Гриб Петр Николаевич).

 Как следует из определения по делу об административном правонарушении от дд.мм.гггг. в Нелидовский городской суд Тверской области направлено на рассмотрение дело об административном правонарушении в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства Гриб П.Н., Материалы рассмотрены в присутствии Гриб П.Н., законного представителя должностного лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

 Из протокола об административном правонарушении №... от дд.мм.гггг., составленному главным государственным инспектором труда в Тверской области П.А.И. следует, что в ходе проверки соблюдения трудового законодательства, проведенной с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг. в отношении крестьянского фермерского хозяйства юридический адрес: .... установлено, что на территории д. .... юридический адрес: .... в 10.00 дд.мм.гггг. не были соблюдены требования по охране труда. В нарушение требования ст. 212 Трудового кодекса РФ – не обеспечена безопасность работника при эксплуатации оборудования – экскаватора колесного ...., а именно:

 - Не обеспечена организация контроля за состоянием условий труда на рабочем месте, что привело к смертельному случаю с подсобным рабочим П.А.И.. Нарушение требований ст.212 Трудового кодекса РФ. Дальнейшая эксплуатация экскаватора колёсного .... создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья работников.

 Экскаватор использовался с превышением допустимых норм подъёма груза (около 600 кг. вместо допустимых 500 кг.). Нарушение требований п.8.3 «Технического описания и инструкции по эксплуатации». 0100-000-ТО. Дальнейшая эксплуатация экскаватора колёсного .... создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья работников.

 При возникновении на объектах водопроводно-канализационного хозяйства условий, угрожающих жизни и здоровью работников, например, опасность травмирования используемым оборудованием, работы в этих местах не были прекращены и не выведены работники из опасной зоны. Нарушение требования п. 2.4.1. Постановления Минтруда РФ от 16 августа 2002 г. N 61 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства". Дальнейшая эксплуатация экскаватора колёсного .... создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья работников.

 Гриб П.Н. проводил работы на экскаваторе не имея оформленного удостоверения машиниста экскаватора. Нарушение требований п.8.1 «Технического описания и инструкции по Эксплуатации 0100-000-ТО». Дальнейшая эксплуатация экскаватора колёсного .... создает непосредственную угрозу для жизни и здоровья работников.

 Имеет место административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за которое лицо, виновное в этом (КФХ) привлекается к административной ответственности.

 Из протокола о временном запрете деятельности №... от дд.мм.гггг., следует, что он вынесен в отношении Крестьянского (фермерского) хозяйства юридический адрес: ...., которому запрещено эксплуатация экскаватора колёсного .... с 10 часов дд.мм.гггг. до рассмотрения дела судом.

 При рассмотрении дела Гриб П.Н., как лицо, привлекаемое к административной ответственности пояснил, что в 2005 году им было создано крестьянское фермерское хозяйство, в котором он является единоличным членом. Как глава хозяйства он был дд.мм.гггг. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за №.... Свою деятельность он осуществляет в д. ..... Основным и единственным видом деятельности КФХ является овощеводство (код ОКВЭД 01.12.1).

 Для личного пользования им был приобретен колесный экскаватор ..... дд.мм.гггг. к нему домой приехал ИП М.В. и попросил его помочь в ремонте колодца в д. ...., который осуществляла его бригада, экскаватором выбрать грунт и выровнять кольца. Договоренность была устная. дд.мм.гггг. он на экскаваторе приехал в д. .... Там была бригада рабочих, которыми руководил Х..А.О. Он откопал грунт, снял кольцо и когда стал ставить кольцо обратно на колодец сказал чтобы все отошли. Когда ставил кольцо, то оказалось, что один из работников очевидно заглянул внутрь кольца и он его не видел из-за ковша экскаватора и придавил голову ковшом к кольцу. После этого вызвали «скорую», мужчину увезли, он закопал кольца и поехал домой. В конце декабря ему позвонил М. и сказал, что приехали из Твери из инспекции труда. Он поехал в г. Нелидово на базу к М., где с него инспектор взял объяснение. Инспектору по труду он пояснял, что является главой крестьянского фермерского хозяйства, деятельность осуществляет в единственном лице, как индивидуальный предприниматель. КФК юридическим лицом не является и как юридическое лицо нигде не зарегистрировано. В налоговых органах в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей дд.мм.гггг. внесена запись о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является, за №... и ему выдано свидетельство о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серия №.... На следующий день государственный инспектор труда предъявил ему протокол об административном правонарушении составленный в отношении крестьянского фермерского хозяйства. Инспектору он пояснил, что юридическим лицом не является и подписывать протокол отказался. Сказал, что нуждается в услугах защитника и желает, чтобы при составлении протокола участвовал адвокат, на что инспектор ответил, что ждать не будет. Никакие копии ему не вручались. Инспектор пояснил, что это не обязательно и если будет нужно, то их вручит суд. дд.мм.гггг. по почте он получил письмо Государственной инспекции труда в Тверской области с уведомлением о проверке, где также находилось распоряжение от дд.мм.гггг. №... о проведении внеплановой, документарной проверки Крестьянского-фермерского хозяйства в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.. Согласно письма он должен был дд.мм.гггг. в г. Тверь в государственную инспекцию труда представить документы указанные в п.11 Распоряжения. Так как он свою деятельность осуществляет в единственном лице, а требовалось представить документы связанные с деятельностью работодателя, каковым он не является, и истребуемых документов у него не имеется, то к указанному сроку в инспекцию он ничего не представил. С проверкой к нему никто не приезжал. Лично сам он в г. Тверь не ездил. дд.мм.гггг. по почте он получил корпию протокола об административном правонарушении от дд.мм.гггг. совершенном крестьянским (фермерским) хозяйством по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ из которого следовало, что протокол составлен в его присутствии и он от подписи протокола отказался. Это не соответствует действительности. Каких либо уведомлений о том, что он вызывался в Тверь для составления протокола он не получал.

 Согласно п.2 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ судьями районных судов рассматриваются дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и производство по которым осуществлялось в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях влекущих административное приостановление деятельности.

 Санкция ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административное приостановление деятельности.

 В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

 В силу ч.1,4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

 Согласно ч.2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

 Как следует из статей 1.2 - 1.6 КоАП Российской Федерации, производство по делам об административных правонарушениях имеет своими целями, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничения ее прав и свобод. Административное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению административного судопроизводства, что и отказ от административного преследования невиновных.

 Согласно ч.1 ст. 1.6. КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

 На основании ч.1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об АП может быть вынесено постановление о назначении административного наказания и о прекращении производства по делу об АП,

 Выслушав в судебном заседании объяснения Гриб П.Н., исследовав материалы дела, оценивая их в совокупности, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ следует, что вина Крестьянского (фермерского) хозяйства с местонахождением Тверская .... в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ не доказана, отсутствует состав административного правонарушения.

 Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении №... от дд.мм.гггг., составлен главным государственным инспектором труда в Тверской области П.А.И.. в отношении крестьянского фермерского хозяйства юридический адрес: ..... Из содержания протокола усматривается, что он составлен по результатам проверки соблюдения трудового законодательства, проведенной с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.. Указано, что протокол составлен в присутствии главы хозяйства Гриб П.Н., который от подписи в протоколе отказался.

 Согласно ст. 28.2 КоАП РФ протокол должен составляться в присутствии лица, ему должны были разъяснены права и обязанности.

 В силу ст. 28.2 КоАП РФ, протокол составляется о совершении административного правонарушения и в нем указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

 Таким образом, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий противоправное деяние конкретного лица, он выносится в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности.

 В силу упомянутых выше правил, никто не может быть подвергнут административному наказанию по протоколу об административном правонарушении, составленному в отношении другого лица.

 Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен на КФХ, как юридическое лицо. В определении по делу об административном правонарушении указано, что рассмотрены материалы в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства, т.е. лица осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

 Вместе с тем установлено, что Крестьянское (фермерское) хозяйство с местонахождением .... юридическим лицом не является.

 С 17 июня 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) в котором определены правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ).

 В соответствии со ст. 1 данного Закона Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также - фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

 Согласно ст. 23 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

 Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

 Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

 Как следует из свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства серия .... №... в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей дд.мм.гггг. внесена запись №... о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Гриб Петр Николаевич.

 Сведений суду о том, что Крестьянское (фермерское) хозяйство с местонахождением .... в налоговых органах зарегистрировано в качестве юридического лица, суду не представлено.

 Таким образом, протокол об административном правонарушении составлен в отношении несуществующего юридического лица.

 Кроме этого установлено, что протокол об АП составлен в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ в отсутствие главы хозяйства Гриб П.Н.. О дате составления протокола данное лицо не извещалось. Фактически в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Гриб П.Н. проверка не проводилась. В материалах дела отсутствуют доказательства её проведения. Как следует из распоряжения Государственной инспекции труда в Тверской области от дд.мм.гггг. №... гланому государственному инспектору труда П.А.И. было поручено провести проверку в период с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг.. Вместе с тем в протоколе об административном правонарушении указано, что нарушения выявлены в ходе проведения проверки с дд.мм.гггг. по дд.мм.гггг..

 Выслушав в судебном заседании объяснения Гриб П.Н., исследовав протокол об административном правонарушении №... от дд.мм.гггг. и другие материалы дела, оценивая их в совокупности, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ следует, что вина Крестьянского (фермерского) хозяйства с местонахождением ...., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ не доказана, отсутствует состав административного правонарушения. Грубо нарушены права лица привлекаемого к административной ответственности на защиту, так как протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя КФХ. Содержатся сведения о проведенной проверке не соответствующие действительности. С учетом чего данный протокол следует признать недопустимым доказательством.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1 ч.3 п.2, 24.5, 29.9-29.11, 30.1, 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 Дело об административном правонарушении в отношении Крестьянского (фермерского) хозяйства с местонахождением ...., ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - производством прекратить.

 Копию постановления направить в Государственную инспекцию труда в Тверской области.

 Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Нелидовский городской суд в течении 10 суток со дня вручения копии постановления.

 Судья: В.К. Крылов