П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Иваново 11 марта 2016 года
Резолютивная часть постановления объявлена 9 марта 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2016 г.
Судья Ленинского районного суда г.Иваново Курносов П.Ю.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО3,
защитника – адвоката Ивановской городской коллегии адвокатов №ФИО6, представившей удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г.Иваново (ул.Станко, д.7б) материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ в отношении
ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки РФ, проживающей по адресу: <адрес>, <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
В соответствии с протоколами об административном правонарушении ( №-№) ФИО3, являясь исполняющей обязанности <данные изъяты>, совершила неправомерные действия, приведшие к нецелевому использованию подведомственными учреждениями средств областного бюджета, выделенных в соответствии с приложением 1 к подпрограмме «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области», утвержденной постановление Правительства Ивановской области от 15.10.2013 №393-п. Нарушены цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области на проведение мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом. Как следует из протоколов об административном правонарушении нарушение выразилось в издании ФИО3 приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах реализации мероприятий специальной подпрограммы «Обеспечение возможностей для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья» муниципальной программы «Развитие образования города Иванова», утвержденной постановлением администрации города Иванова от 30.10.2013 № 2369, противоречащего условиям предоставления и расходования субсидий из областного бюджета для инклюзивного образования детей- инвалидов, определенным в приложении № 1 к подпрограмме «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области».
Согласно контракту от ДД.ММ.ГГГГ, на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ№, счета от ДД.ММ.ГГГГ№ платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ МБОУ СОШ № произвело оплату Научно-техническому центру «<данные изъяты>» за выполнение инженерно-геодезических изысканий, топографической съемки устройства пандуса по программе дети с ограниченными возможностями здоровья 9071,67 руб. за счет средств областного бюджета (код субсидии №).
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, счета от ДД.ММ.ГГГГ№ платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ МБОУ СОШ № произвело оплату ООО «<данные изъяты>» за выполнение проектных работ (устройство пандуса при входной группе и капитальный ремонт санузла 1 этажа) по программе дети-сироты 99600 руб. за счет средств областного бюджета (код субсидии №).
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, счета от ДД.ММ.ГГГГ№ платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ МБОУ СОШ № произвело оплату ООО «<данные изъяты>» за выполнение проектных работ (капитальный ремонт существующего 1-го этажа для организации сенсорной комнаты) по программе дети с ограниченными возможностями здоровья 52674 руб. за счет средств областного бюджета (код субсидии №).
Согласно контракта от ДД.ММ.ГГГГ на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ№, счета от ДД.ММ.ГГГГ№ платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ МБОУ СОШ № произвело оплату ООО «<данные изъяты>» за выполненные работы по инженерно-геодезическим изысканиям для устройства пандуса к зданию школы 9071,67 руб. за счет средств областного бюджета (код субсидии №).
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, счета от ДД.ММ.ГГГГ№ платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ МБОУ СОШ № произвело оплату ООО «<данные изъяты>» за проектные работы по капитальному ремонту помещений 2 этажа для организация сенсорной комнаты в сумме 52240 руб. за счет средств областного бюджета (код субсидии №).
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, счета от ДД.ММ.ГГГГ№ платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ МБОУ СОШ № произвело оплату ООО «<данные изъяты>» за проектную документацию для устройства пандуса, капитального ремонта санузла 1 этажа для детей-инвалидов в сумме 99979 руб. за счет средств областного бюджета (код субсидии №).
Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ, счета от ДД.ММ.ГГГГ№ платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ МБОУ СОШ № произвело оплату ООО «<данные изъяты>» за проектную документацию капитального ремонта тамбура, санузла 1,2 этажей для детей-инвалидов в сумме 99984 руб. за счет средств областного бюджета (код субсидии №).
Из протоколов об административном правонарушении следует, что они содержат описание события одного административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, выразившегося в совершении ФИО3 одного действия в виде издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ, повлекшего нецелевое использование бюджетных средств рядом подведомственных учреждений, в связи с чем их рассмотрение соединено в одно производство.
В судебном заседании ФИО3 пояснила, что проведение инженерно-геодезических изысканий и проектных работ соответствует целям расходования субсидий областного бюджета, поскольку без их проведения невозможно было осуществить устройство пандусов и капитальный ремонт в рамках программы по созданию безбарьерной среды. При производстве капитального ремонта осуществлялось расширение дверных проемов, установка сантехники для инвалидов-колясочников. Понятие «сенсорная комната» означает комнату психологической разгрузки для детей-инвалидов. Производство работ закончено, пандусы и соответствующие помещения введены в эксплуатацию.
Защитник полагала об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ФИО3, а также об истечении срока давности привлечения к административной ответственности.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО4 в судебном заседании не оспаривала обоснованность проведения инженерно-геодезических изысканий и проектных работ, однако полагала, что расходы на их проведение не должны были оплачиваться за счет средств субсидии.
Специалист ФИО5 в судебном заседании пояснил, что устройство пандусов, пристраиваемых к зданию, является реконструкцией, поскольку влечет увеличение площади здания. Производство иных работ, отмеченных в ведомостях выполненных работ в школах №, №, №, связанных, в частности, с заменой инженерных коммуникаций, оконных, дверных блоков, напольных покрытий, относятся к капитальному ремонту. В соответствии с Градостроительным кодексом при производстве реконструкции требуется проведение инженерно-геодезических изысканий, поскольку в рассматриваемом случае в связи с осуществлением земляных работ, необходимо установить дислокацию подземных коммуникаций. И реконструкция и капитальный ремонт обязательно требуют составления проектной документации.
Из исследованных материалов дела судом установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы администрации г.Иваново на ФИО3 возложено исполнение обязанностей начальника <данные изъяты> на период с ДД.ММ.ГГГГ
На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом <данные изъяты> Ивановской области и Администрацией г.Иваново и в соответствии с платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ бюджету г.Иваново предоставлена субсидия в сумме 9 миллионов рублей на проведение мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом.
Приказом исполняющей обязанности <данные изъяты>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ средства субсидий из федерального и областного бюджета постановлено направлять на цели указанные в приложении 1 к подпрограмме «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 15 октября 2013 г. № 393-п, в числе которых указаны проведение инженерно-геодезических изысканий, топографических работ, разработка проектной документации.
Приказом исполняющей обязанности <данные изъяты>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ утверждено распределение средств из регионального бюджета на исполнение мероприятий программы по муниципальным образовательным учреждениям, в числе которых включены средние общеобразовательные школы №, №, № с объемом финансирования по 1,5 миллиона рублей. Указанные суммы, как следует из платежных поручений, доведены до образовательных учреждений ДД.ММ.ГГГГ
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с Законом Ивановской области от 11.12.2013 N 104-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" принятом Ивановской областной Думой 5 декабря 2013 г. предусмотрены субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области на проведение мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом, в рамках подпрограммы "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области" государственной программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области" (Межбюджетные трансферты).
Постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2013 N 393-п утверждена государственная программа Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области", которая включает в себя подпрограмму "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области".
В соответствии с Приложением 1 к указанной подпрограмме субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области на проведение мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, в том числе созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом (далее - субсидии), направляются за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступивших в областной бюджет, бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области в целях создания в общеобразовательных организациях условий для инклюзивного образования детей-инвалидов, предусматривающих универсальную безбарьерную среду и оснащение специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности общеобразовательных организаций) для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов.
Субсидии расходуются на мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях, реализующих программы общего образования, необходимых условий для обучения детей-инвалидов: устройство пандусов, расширение дверных проемов, замена напольных покрытий, демонтаж дверных порогов, установка перил вдоль стен внутри здания, устройство разметки, оборудование санитарно-гигиенических помещений, переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов, создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов, установка подъемных устройств, приобретение специального, в том числе учебного, реабилитационного, компьютерного оборудования и автотранспорта.
Субсидии предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Ивановской области, принявших муниципальные программы, определяющие расходные обязательства муниципальных районов и городских округов Ивановской области по финансовому обеспечению реализации мероприятий, соответствующих целям, указанным в пункте 1 настоящего приложения к подпрограмме "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области" (далее - подпрограмма). Софинансирование расходов на реализацию мероприятий муниципальных программ за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов Ивановской области должно быть не менее 1% от общего объема предусмотренной субсидии.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, в том числе при проведении капитального ремонта. Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно ч.1 ст.47 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, реконструкции объектов капитального строительства. При этом не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно представленным в материалах дела договорам и контрактам средних общеобразовательных школ №, №, №, они заключены на выполнение:
- проекта капитального ремонта существующего помещения 1-го этажа для организации сенсорной комнаты МБОУ СОШ №;
- проекта по устройству пандуса при входной группе и капитального ремонта санузла 1-го этажа в МБОУ СОШ №;
- инженерно-геодезических изысканий, топографической съемки для устройства пандуса к зданию МБОУ СОШ №;
- инженерно-геодезических изысканий, топографической съемки для устройства пандуса к зданию МБОУ СОШ №;
- проекта по устройству пандуса при входной группе и капитального ремонта санузла 1-го этажа в МБОУ СОШ №;
- проекта капитального ремонта существующего помещения 2-го этажа для организации сенсорной комнаты МБОУ СОШ №;
- проекта капитального ремонта тамбура главной входной группы и санузлов 1-го, 2-го этажей МБОУ СОШ №;
В соответствии с п.п.14, 14.2 ст.1 Градостроительного кодекса РФ под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, под капитальным ремонтом - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Согласно ведомостям и актам выполненных работ проведенный ремонт по каждому из соответствующих договоров соответствовал категории капитального ремонта, поскольку включал в себя работы по замене элементов строительных конструкций, разборке стен, расширению дверных проемов, замене систем инженерно-технического обеспечения, таких как освещение, водоснабжение, отопление, что в силу положений Градостроительного Кодекса РФ требовало проведение проектных работ. Проведенные проектные работы строго соответствовали своему назначению связанному с созданием безбарьерной среды.
Инженерно-геодезические изыскания, как необходимое условие для проектирования устройства пандусов, представляющих собой работы по реконструкции зданий общеобразовательных школ № и № также проведены строго в соответствии с целями создания безбарьерной среды и послужили основой для соответствующего проектирования, необходимого для данного вида работ в силу требований Градостроительного Кодекса РФ.
Принимая во внимание, что проведение инженерно-геодезических изысканий и проектных работ являлось необходимой частью работ по устройству пандусов и капитального ремонта помещений образовательных школ, расходование бюджетных средств на выполнение этих работ, выделенных в рамках подпрограммы "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области» полностью соответствует целям установленным Законом Ивановской области от 11.12.2013 N 104-ОЗ "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и Постановлением Правительства Ивановской области от 15.10.2013 N 393-п «Об Утверждении государственной программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области".
В Приложении 1 подпрограммы "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ивановской области", содержится перечисление не видов работ (устройство пандусов, расширение дверных проемов и т.д.), а условий, которые должны быть созданы на выделенные субсидии путем проведения мероприятий. При этом круг этих мероприятий для достижения указанных в подпрограмме условий (устройство пандусов, расширение дверных проемов и т.д.) не ограничен и не содержит запрета на расходование субсидий, в том числе на инженерно-геодезические изыскания и проектные работы, как входящие в комплекс мероприятий, направленных на создание условий для обучения детей-инвалидов.
В этой связи суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.
Вопреки доводам защитника, срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, предусмотренные ст.15.14 КоАП РФ составляет два года и к настоящему времени не истек, в связи с чем оснований, для прекращения дела за истечением срока давности не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5 ч.1 п.2, 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ в отношении ФИО3 прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Настоящее постановление может быть обжаловано и опротестовано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: П.Ю. Курносов