ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-7/2016 от 21.10.2016 Усть-калманского районного суда (Алтайский край)

Дело №5-7/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 октября 2016 года с. Усть-Калманка

Судья Усть-Калманского районного суда Алтайского края Григорьева О.В.,

при секретаре судебного заседания Хаустовой Н.В.,

с участием представителя юридического лица АО «СК Алтайкрайэнерго» по доверенности В.К.Киселева,

рассмотрев в открытом судебном дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица:

акционерного общества «Сетевая компания Алтайкрайэнерго» (далее АО «СК Алтайкрайэнерго»), юридический адрес: <адрес>

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 27 сентября 2016 года , составленному государственным инспектором Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора ФИО1, 15 сентября 2016 года в 10 часов 00 минут при непосредственном обнаружении на объекте в открытом общедоступном месте и фотографировании фотоаппаратом <данные изъяты> комплектной трансформаторной подстанции напряжением 10/0,4 кВ с диспетчерским номером , расположенной на <адрес> в районе <адрес>, принадлежащей (находящейся в эксплуатации) Усть-Калманским УЭС Алейских МЭС АО «СК Алтайкрайэнерго», выявлены нарушения обязательных норм и правил в области соблюдения безопасной и надежной эксплуатации электрических энергоустановок, а именно: отсутствие заземлителей на разъединителе (коммутационном аппарате), установленном на концевой опоре воздушной линии электропередачи напряжением 10 кВ со стороны 10 кВ силового трансфоматора трансформаторной подстанции напряжением 10/0,4 кВ (КТП 10/0,4 кВ) с диспетчерским номером , при этом нарушены пункты 4.2.28, 4.2.123 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), седьмое издание, введенных в действие с 01.11.2003 года. Эксплуатация ТП-9-19-1, оснащенной существующим РКТП-9-19-1 создает угрозу жизни и здоровью обслуживающему ее персоналу, в чем усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель АО «СК Алтайкрайэнерго» по доверенности Киселев В.К. не оспаривает факт отсутствие заземлителей на разъединителе на КТП 10/0,4 кВ по <адрес> в <адрес> с диспетчерским номером , полагая, что указанное обстоятельство не образует состав административного правонарушения. Суду предоставил письменные возражения по делу, согласно которых ПУЭ 7 издания распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ. В связи с тем, что КТП введена в эксплуатацию в 1976 году и не реконструировалась до настоящего времени, требования ПУЭ 7 издания не могут распространяться на данную КТП. КТП является комплектной, состоит из блоков и других элементов, поставляемых заводом изготовителем, электорустановка является закрытой, не имеет площадки обслуживания на высоте. Ввиду того, что КТП поставляется в полной заводской готовности от завода производителя без заземляющих ножей, их установка невозможна из-за отсутствия соответствующих, предусмотренных для этих целей мест. По своей направленности заземляющие ножи не влияют на надежность электроснабжения потребителей, пожаробезопасность и на безопасность третьих лиц, так как применяются только в период ремонта оборудования, имеющего сборные шины, служат дополнительной мерой безопасности для обслуживающего персонала. Допуск к работам на КТП должен быть произведен только после отключения сначала коммутационных аппаратов, затем линейного напряжения и наложением заземления на токоведущие части подстанции. Замена, ремонт и реконструкция электроустановок производится в соответствии с планами ремонтов при наличии финансирования. На данный момент времени реконструкция КТП не предусматривается. Кроме того, пояснил, что имеется техническая возможность установки на данной опоре воздушной линии разъединителей со стационарными заземляющими ножами, что может быть произведено при реконструкции подстанции. В настоящее время подстанция прошла испытания технической лаборатории, нарушений ПУЭ не установлено. При проведении работ с КТП используются переносные заземлители, находящиеся у обслуживающего персонала, а также выездных бригад. Работники АО «СК Алтайкрайэнерго», производящие обслуживание и ремонт данной КТП, имеют специальное образование, допуск к работам, регулярно проходят инструктаж по технике безопасности при осуществлении работ, в том числе в части использования переносных заземлителей. Нарушений ПУЭ при эксплуатации КТП №9-19-1 не допущено.

Должностное лицо, составившее протокол, ФИО1 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя АО «СК Алтайкрайэнерго», прихожу к следующему.

В силу п.1 ч.1 ст.28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Из обстоятельств дела следует, что событие административного правонарушения обнаруженов 10-00 часов 15 сентября 2016 года государственным инспектором Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора ФИО1, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, зафиксировано с помощью фотоаппарата Nikon Coolpix 4600. Указанное обстоятельство в силу п.1 ч.1 ст.28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют противоправные действия или бездействие, нарушающие, в том числе, установленные требования к устройству воздушных линий электропередачи переменного тока.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица, осуществляющие оказание услуг, эксплуатацию оборудования.

Статьей 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

В силу п. 4.2.123 Правил устройства электроустановок (7-е издание, глава 4.2, утв. Приказом Минэнерго России от 20 июня 2003 года № 242) присоединение трансформатора к сети высшего напряжения должно осуществляться при помощи предохранителей и разъединителя (выключателя нагрузки) или комбинированного аппарата "предохранитель-разъединитель" с видимым разрывом цепи. Управление коммутационным аппаратом должно осуществляться с поверхности земли. Привод коммутационного аппарата должен запираться на замок. Коммутационный аппарат должен иметь заземлители со стороны трансформатора.

Согласно п. 4.2.28. Правил устройства электроустановок (7-е издание, глава 4.2, утв. Приказом Минэнерго России от 20 июня 2003 года № 242) распределительные устройства и ПС, как правило, должны быть оборудованы стационарными заземлителями, обеспечивающими в соответствии с требованиями безопасности заземление аппаратов и ошиновки.

В РУ 3 кВ и выше стационарные заземлители должны быть размещены так, чтобы были не нужны переносные заземления и чтобы персонал, работающий на токоведущих частях любых участков присоединений и сборных шин, был защищен заземлителями со всех сторон, откуда может быть подано напряжение.

Применение переносных защитных заземлений предусматривается в следующих случаях:

при работе на линейных разъединителях и на оборудовании, расположенном со стороны ВЛ до линейного разъединителя;

на участках схемы, где заземлители установлены отдельно от разъединителей, на время ремонта заземлителей;для защиты от наведенного напряжения.

Пункт 1.1.1 главы 1.1 Правил устройства электроустановок, утвержденной приказом Минэнерго России от 08 июля 2002 года № 204, предусматривает, что Правила устройства электроустановок (ПУЭ) распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ.

Между тем, абзац 3 названного пункта указывает на то, что требования Правил рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.

Учитывая, что комплектная трансформаторная подстанция (КТП) напряжением 10/0,4 кВ с диспетчерским номером №9-19-1, расположенная по <адрес> в районе <адрес> не имеет стационарных заземлителей на линейном разъединителе (коммутационном аппарате) напряжением 10 кВ со стороны 10 кВ силового трансформатора трансформаторной подстанции напряжением 10/0,4 кВ, следует признать, что устранение выявленного нарушения направлено на повышение надежности электроустановки, исключение возможности аварий, пожаров, электротравм, а, следовательно, применение положений Правил устройства электроустановок допустимо и к действующим электроустановкам.

Из протокола по делу следует, что государственный инспектор Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Ростехнадзора ФИО1 при выявлении правонарушения и осмотре КТП пришел к выводу, что согласно технического описания, линейный разъединитель с заземляющими ножами типа РЛНДз, как и линейный разъединитель типа РЛНД, имеют одинаковые габаритные, установочные и присоединительные размеры, и при замене не требует компоновки подстанции и изменения конструкции опоры ВЛ, где устанавливается.

Согласно пояснениям защитника Киселева В.К. в судебном заседании, имеется возможность установки на данной опоре воздушной линии разъединителей со стационарными заземляющими ножами, что может быть произведено при реконструкции подстанции. При этом, доводы письменных возражений о том, что заземляющие стационарные ножи не могут быть установлены по условиям компоновки или конструкции доказательствами не подтверждены. Таким образом, ссылка на неприменимость (невозможность установки) стационарных заземлителей (стационарных заземляющих ножей) на спорной КТП является несостоятельной.

В вину АО «СК <адрес>энерго» вменяется то, что в нарушение вышеприведенных пунктов ПУЭ комплектная трансформаторная подстанция (КТП) напряжением 10/0,4 кВ с диспетчерским номером , расположенная по <адрес> в районе <адрес> не имеет стационарных заземлителей на линейном разъединителе (коммутационном аппарате).

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 27.09.2016 года ; фотографиями места совершения правонарушения, из которых усматривается отсутствие стационарных заземлителей на линейном разъединителе; сведениями из ЕГРЮЛ; паспортной картой КТП, свидетельством о государственной регистрации права.

Кроме того, указанные обстоятельства не оспаривались представителем юридического лица в судебном заседании.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи с чем, судья признает их допустимыми доказательствами по делу.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о наличии в действиях АО «СК Алтайкрайэнерго» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ.

При назначении административного наказания суд учитывает следующее.

В силу ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется, в частности, в случае угрозы жизни или здоровью людей.

Согласно пояснений защитника Киселева В.К. и представленных доказательств, в настоящее время подстанция прошла испытания технической лаборатории, соответствует нормам ПУЭ и РД 01-19-2014. Кроме того, при проведении работ с КТП используются переносные заземлители, находящиеся у обслуживающего персонала, а также выездных бригад. Работники АО «СК Алтайкрайэнерго», производящие обслуживание и ремонт данной КТП, имеют специальное образование, допуск к работам, регулярно проходят инструктаж по технике безопасности при осуществлении работ, в том числе в части использования переносных заземлителей.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что на момент выявления правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, непосредственная угроза жизни или здоровью людей (неопределенному кругу лиц) при эксплуатации КПТ отсутствует, в связи с чем, назначение наказания в виде административного приостановления деятельности не целесообразно. При этом, принимаю во внимание отсутствие выявленных нарушений в организации работ по обслуживанию и ремонту данной КТП (в части организации работы персонала), а также погодные условия (осеннее-зимний период), что при отключении подачи электроэнергии может привести к необратимым последствиям для бытовых потребителей, обслуживаемым данной КТП.

При назначении административного наказания, наряду с изложенным, учитывается также характер совершенного АО «СК Алтайкрайэнерго» административного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств. При таких обстоятельствах, считаю необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа.

Руководствуясь ст.ст. 29.10-29.11, 32.2 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

АО «СК Алтайкрайэнерго» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен юридическим лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Сумма административного штрафа должна быть перечислена

на счет:

Назначение платежа: денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ об электроэнергетике.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Усть-Калманский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья О.В.Григорьева