ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-8 от 23.12.2011 Кувшиновского районного суда (Тверская область)

                                                                                    Кувшиновский районный суд Тверской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Кувшиновский районный суд Тверской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        адм. дело № 5-8/2011 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кувшиново 23 декабря 2011 года

Судья Кувшиновского районного суда Тверской области Иванкович А.В., при секретаре Чернышевой Н.А., с участием представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении по доверенности от 19.12.2011 года Шкарина Е.Н., по доверенности от 12.07.2011 года Конновой М.В., представителя Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в г. Торжке, Торжокском, Кувшиновском, Лихославльском районах по доверенности от 28.10.2011 года Пасечника А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Открытого акционерного общества "Кувшиновское коммунальное хозяйство" (ОАО "ККХ"), юридический адрес: , ОГРН №, ИНН №,

привлекаемого к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 6.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

22 ноября 2011 года определением № 68 заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Торжке, Торжокском, Кувшиновском, Лихославльском районах (далее - территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области) Пасечника А.И. было возбуждено дело об административном правонарушении по ст.ст. 6.3, 6.4, ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ в отношении ОАО "Кувшиновское коммунальное хозяйство". Основанием для возбуждения данного дела послужило обращение жителей  о ненадлежащем содержании контейнерной площадки.

В ходе административного расследования 25 ноября 2011 года в 11 часов 30 минут было установлено, что контейнерная площадка по адресу:  расположена на расстоянии 20 м от жилого дома, площадка имеет бетонное покрытие, ограждена с трех сторон деревянным ограждением высотой 2 м, имеет подъездной путь для автотранспорта, но он не имеет твердого покрытия.

По результатам расследования 02 декабря 2011 года заместителем начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в городе Торжке, Торжокском, Кувшиновском, Лихославльском районах Пасечником А.И. в отношении ОАО "Кувшиновское коммунальное хозяйство" был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ, поскольку, по его мнению, правонарушителем допускаются нарушения действующих санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, а именно: эксплуатация площадки для установки контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и мусора, расположенной по адресу: , осуществляется с нарушениями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", так как не имеет твердого покрытия на подъездном пути для автотранспорта (п. 2.5, п. 2.9., п.8.2.5).

Составленный протокол с другими материалами дела направлен по подведомственности в Кувшиновский районный суд Тверской области для рассмотрения.

В судебном заседании представители юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ОАО "ККХ" Шкарин Е.Н. и Коннова М.В. представили возражения на протокол об административном правонарушении, при этом пояснили, что с выявленными в ходе проверки нарушениями полностью не согласны, поскольку представителем Роспотребнадзора составлен протокол в связи с нарушением ОАО "Кувшиновское коммунальное хозяйство" пунктов 2.5, 2.9, 8.2.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" от ДД.ММ.ГГГГ. Однако указанные пункты СанПиН не указывают требования, предъявляемые к подъездным путям к контейнерной площадке. Кроме того, в соответствии с договором, заключенным между ОАО "ККХ" и жителями многоквартирного  бульвар, , ОАО "ККХ" оказывает услуги по обретению, замене, ремонту контейнеров, устройству ограждений, поддержанию в исправном состоянии бетонной площадки, содержанию контейнерных площадок, за что они взимают плату с собственников жилых помещений. Твердое покрытие на подъездном пути к площадке отсутствовал изначально. Договор по обустройству дорог с собственниками не заключался, заявок от граждан не поступало, поэтому ОАО "ККХ" не должно этим заниматься.

Земельный участок, расположенный под указанным многоквартирным домом в собственность ОАО "ККХ" не передавался. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, то есть в данном случае администрации города Кувшиново, куда и необходимо жителям дома обращаться по вопросам обустройства подъездных путей к контейнерным площадкам.

Просят суд прекратить производство по делу об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ в отношении ОАО "Кувшиновское коммунальное хозяйство" в связи с отсутствием события административно правонарушения.

Представитель Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в г. Торжке, Торжокском, Кувшиновском, Лихославльском районах Пасечник А.И. в судебном заседании пояснил, что поскольку с собственников жилых помещений многоквартирного  взимается плата за содержание контейнерной площадки, являющейся общим имуществом указанного дома, то управляющая компания – ОАО "Кувшиновское коммунальное хозяйство" должна обустроить подъездной путь к площадке в соответствии с требованиями п.п. 2.5, 2.9, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", а именно твердое покрытие, которое в настоящее время отсутствует, что не оспаривается представителями юридического лица. Учитывая, что ОАО "ККХ" были нарушены указанные санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.4 КоАП РФ.

Выслушав представителей ОАО "Кувшиновское коммунальное хозяйство", представителя Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Торжке, Торжокском, Кувшиновском, Лихославльском районах, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в связи с обращением в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Тверской области жителей  Тверской области в отношении ОАО "Кувшиновское коммунальное хозяйство" определением № 68 от 22 ноября 2011 года возбуждено дело об административном правонарушении по ст.ст. 6.3, 6.4, ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ и проведено административное расследование на предмет соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации контейнерной площадки.

В ходе административного расследования представителем территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области 25 ноября 2011 года осмотрена контейнерная площадка , в результате чего установлено, что контейнерная площадка расположена на расстоянии 20 м от жилого дома, которая имеет бетонное покрытие, ограждена с трех сторон деревянным ограждением высотой 2 м, имеет подъездной путь для автотранспорта, но он не имеет твердого покрытия, о чем составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 25.11.2011 года.

На основании полученных результатов административного расследования в отношении ОАО "Кувшиновское коммунальное хозяйство" территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Тверской области составлен протокол об административном правонарушении № 350/68 от 02 декабря 2011 года по ст. 6.4 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

При привлечении к ответственности юридического лица необходимо принимать во внимание, что способность нести юридическую ответственность за свои действия, в том числе и административную, у юридического лица, возникает одновременно с правоспособностью, т.е. в момент его создания (ч.3 ст. 49 ГК РФ). Правоспособность ОАО "Кувшиновское коммунальное хозяйство" подтверждена свидетельством о государственной регистрации юридического лица и свидетельством о постановке на учет Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.

Статья 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит специальную по отношению к ст. 6.3 Кодекса норму. Объектами правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. К предметам правонарушения относятся жилые и общественные помещения, здания, сооружения, а также объекты железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного, магистрального трубопроводного, автомобильного транспорта, включая автобусы междугородного и международного сообщения.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется действием или бездействием граждан, должностных лиц, юридических лиц, нарушающих правила, установленные в санитарно-эпидемиологических требованиях, предъявляемых к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях":

п. 2.5. по внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта. К площадкам мусоросборников необходимо предусматривать подъезд для специального транспорта.

п. 2.9. площадки перед подъездами домов, проездные и пешеходные дорожки должны иметь твердые покрытия. При устройстве твердых покрытий должна быть предусмотрена возможность свободного стока талых и ливневых вод.

п. 8.2.5. для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 года N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 13 Закона "Об отходах производства и потребления" регламентированы требования по обращению с отходами на территориях муниципальных образований, в соответствии с которыми территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий и населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88.

В соответствии с п. 2.1.3. Санитарных правил 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.

В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила) организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.

Согласно п. 3.7.4 Правил мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Согласно п. 3.7.5 Правил подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора.

Согласно п. 9.5 Постановления Администрации Тверской области от 26 ноября 2008 г. N 430-па "О Правилах в сфере коммунального хозяйства, надлежащего содержания объектов и производства работ на территории Тверской области" контейнерная площадка должна быть освещена, удобна для подъезда машин и подхода жителей, содержаться в чистоте и иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,5 метров, асфальтовое или бетонное покрытие, уклон в сторону проезжей части. На контейнерной площадке должен быть размещен график вывоза мусора с указанием наименования и контактных телефонов хозяйствующего субъекта, осуществляющего вывоз.

Аналогичные требования закреплены в Своде правил по содержанию и благоустройству территории городского поселения "Город Кувшиново", утвержденных Решением Совета депутатов городского поселения "Город Кувшиново" № 51 от 09.06.2009 года, а именно согласно п. 2.29.16 контейнерная площадка должна быть огорожена с 3-х сторон ветровой защитой высотой 0,5 над краем контейнера, и желательно ограждена земельными насаждениями. Площадки для контейнеров должны быть заасфальтированы или иметь бетонированное покрытие, освещены, иметь устройство для стока воды, удобны для подъезда машин и подхода жителей. Места для размещения и временного хранения отходов определяются в соответствии с санитарными нормами, количество устанавливаемых на площадке контейнеров определяется расчетами накопления отходов, но не выше установленных норм.

Таким образом, анализируя указанные выше нормы закона и нормативных актов, суд приходит к выводу, что подъездной путь к контейнерным площадкам должен быть освещен и иметь достаточную площадь для выпуска стрелы подъема контейнеровоза и разворота машины, каких либо иных специальных требований, в том числе наличие твердого покрытия, ни на федеральном уровне, ни на региональном, ни на местном, не предусмотрено.

Кроме того ОАО "Кувшиновское коммунальное хозяйство" на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного  выбрано в качестве управляющей компании и в соответствии с условиями заключенного с собственниками помещений многоквартирного дома договора от 01 августа 2011 года выполняет функции по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, к которому в том числе отнесены земельный участок, на котором расположен дом и иное оборудование, находящееся за пределами дома и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).

Согласно приложению № 2 к договору ОАО "Кувшиновское коммунальное хозяйство" осуществляет содержание земельного участка, на котором расположен дом, в виде содержания контейнерных площадок, устройства ограждений, поддержания в исправном состоянии бетонной площадки, ремонта контейнеров, их приобретения и замены.

Согласно постановлению Главы администрации городского поселения "Город Кувшиново" № 30 от 11 апреля 2011 года "О проведении мероприятий по подготовке к проведению открытого конкурса по выбору способа управления многоквартирными жилыми домами" контейнерная площадка, расположенная рядом с проезжей частью улицы 8 марта в 20 метрах от  относится к общему имуществу многоквартирного  Согласно представленному плану земельный участок (кадастровый номер 69:17:07 01 46:10), на котором расположена контейнерная площадка также является общим имуществом указанного дома.

В соответствии с ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ целью управления многоквартирным домом является, в частности, обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Согласно ч.1.1 ст. 61 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, ОАО "Кувшиновское коммунальное хозяйство", как управляющая компания многоквартирного , осуществляет содержание земельного участка, на которой расположен дом, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, в виде содержания контейнерных площадок, устройства ограждений, поддержания в исправном состоянии бетонной площадки, ремонта контейнеров, их приобретения и замены, за что с собственников жилых помещений взимается плата. Обязательства по обустройству дорог, а именно проложение асфальта либо иного твердого покрытия, на данное юридическое лицо не возложены.

Кроме всего прочего, даже если бы ОАО "Кувшиновское коммунальное хозяйство"допустило бы нарушение СанПинНа, указанного в протоколе об административном правонарушений, принимая во внимание, что в данном случае должностным лицом Роспотребнадзора установлены нарушения в части эксплуатации контейнерной площадки, которая не относится к категории жилых, общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, установленные, по мнению территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области, нарушения санитарного законодательства, не могут образовать объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.4 КоАП. Данные обстоятельства согласуются с п.11 письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 30 ноября 2009 г. N 01/18042-9-32 "О судебной практике по делам об административных правонарушениях", рекомендованного должностным лицам Роспотребнадзора к использованию при производстве по делам об административных правонарушениях, а также при рассмотрении споров в суде.

По смыслу статей 49, 50, 52-54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в административном праве. Лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (п.1 ст.1.5 КоАП РФ), лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке (п.2 ст. 1.5 КоАП РФ) неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (п.4 ст. 1.5 КоАП РФ).

Согласно п.18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ). При этом оценке подлежит каждое доказательство. Вместе с тем, оно не может быть оценено изолированного от других, а только в совокупности со всеми другими доказательствами.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Таким образом, поскольку вина ОАО "Кувшиновское коммунальное хозяйство" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, в ходе судебного заседания совокупностью исследованных судом доказательств, не установлена, а также в действиях данного юридического лица отсутствует объективная сторона правонарушения, дело подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.1 – 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества "Кувшиновское коммунальное хозяйство" прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Кувшиновский районный суд Тверской области.

Судья А.В. Иванкович