ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-803/18 от 10.09.2018 Дальнегорского районного суда (Приморский край)

дело № 5-803/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 сентября 2018 года город Дальнегорск

Судья Дальнегорского районного суда Приморского края Салмина Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица -начальника Управления образования администрации Дальнегорского городского округа - Аверьяновой Анны Михайловны, родившейся <дата> в <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, работающей начальником Управления образования администрации Дальнегорского городского округа,

привлекаемой к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

28 февраля 2018 года контрольно - счетной палатой Дальнегорского городского округа проведена выездная проверка соблюдения Управлением образования администрации Дальнегорского городского округа законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг и иных нормативных правовых актов о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, выявление эффективности закупочной деятельности.

По результатам проверки заместителем прокурора города Дальнегорска Малышевым А.Е. от 14 мая 2018 года в отношении начальника Управления образования администрации Дальнегорского городского округа Аверьяновой А.М. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Из акта контрольно - счетной палаты Дальнегорского городского округа от 28 февраля 2018 года следует, что в ходе проверки выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере по средствам федерального бюджета, выразившиеся в нецелевом использовании бюджетных средств по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно - коммуникационных технологий» на сумму <...> рублей; по приобретению основных средств на сумму <...> рублей; по разработке проектно-сметной документации и выполнению работ по капитальному ремонту системы отопления на общую сумму <...> рубль.

В нарушение статей 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс РФ), Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 65н « Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» за счет средств, предусмотренных бюджетной сметой по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационных технологий», оплату которых необходимо было произвести по виду расходов 244 «прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, что в соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием бюджетных средств.

Старший помощник прокурора г. Дальнегорска Пушкеля Л.А. поддержала постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Аверьяновой А.М.

Начальник управления образования администрации Дальнегорского городского округа Аверьянова А.М. в судебном заседании пояснила, что произошла техническая ошибка при детализации вида расходов (ошибочно «расходы на оплату ПСД на капитальный ремонт» проведены по виду расходов 244). Полагает, что оснований для привлечения ее к административной ответственности не имеется, так как ошибка была допущена бухгалтером ФИО в <дата>, которая впоследствии уволилась, в связи с чем, она не могла привлечь её к ответственности за данную ошибку.

Данная ошибка была выявлена после отчетной документации, исправить её было невозможно. Все замечания, которые отражены в акте по результатам проверки с элементами аудита в сфере закупок Соблюдение Управлением образования администрации Дальнегорского городского округа требований законодательства «о контрактной системе и эффективности в сфере закупок» от 28 февраля 2018 года устранены.

В случае признания её виновной в совершении данного административного правонарушения, просила суд назначить минимальное наказание предусмотренное санкцией данной статьи.

Определением Дальнегорского районного суда от 31 июля 2018 года по ходатайству Аверьяновой А.М. в качестве её защитника была допущена Столярова Ю.В.

Защитник Аверьяновой А.М. – Столярова Ю.В. доводы своей подзащитной поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что расходы на почтовые марки в сумме <...> рублей произведены в пределах лимитов, установленных решением Думы Дальнегорского городского округа от 5 декабря 2016 года № 537 «О бюджете Дальнегорского городского округа на 2017 год и плановым период 2018 и 2019 годов», на нужды Управления образования на закупки услуг. Произошла только техническая ошибка при детализации вида расходов (ошибочно «расходы на приобретение почтовой продукции» проведены по виду расходов 242, а следовало 244). Неправильное отражение вида и принадлежности платежей к кодам бюджетной классификации не попадает под понятие нецелевого использования бюджетных средств. Данный вывод основан на судебной практике Арбитражного суда. По приобретению основных средств на сумму <...> рублей (6 телефонов и компьютер) и по разработке проектно-сметной документации и выполнению работ по капитальному ремонту системы отопления на общую сумму <...> рубль, в данном случае расходование произведено строго по КБК, указанных в документах, определяющих правовое расходование средств. Данный факт подтверждается имеющимися в деле доказательствами, представленными дополнительно суду в соответствии с возражениями, которые имеются в материалах дела.

Ссылается на отсутствие в действиях Аверьяновой А.М. состава вменённого ей правонарушения, так как она не допускала нецелевое использование бюджетных средств, а лишь выполняла свои должностные функции. У Аверьяновой А.М. в подчинении 28 образовательных учреждений по городу Дальнегорску, в связи с чем, она не может контролировать всю работу Управления образования по финансовой части. В данном случае имеется факт опечатки бухгалтера при составлении ведомостей по виду расходов.

В судебном заседании по ходатайству помощника прокурора допрошен в качестве специалиста председатель контрольно-счётной палаты Дальнегорского городского округа ФИО, которая предупреждена по ст. 25.6 и 17.9 КоАП РФ, в том числе за дачу заведомо ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний.

ФИО суду пояснила, что Управлением образования Дальнегорского городского округа нарушены указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, действовавшие с 2013 года. При проведении контрольного мероприятия КСП составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) КСП составляется отчет. Заказчики должны эффективно использовать средства, получаемые ими из бюджета, тем самым, выполняя принцип эффективности использования бюджетных средств. Как следует из акта КСП, выявлены факторы, негативно влияющие на эффективность и результативность использования бюджетных средств в ходе исполнения контрактов. В акте указано, как та или иная расходная операция привела к неэффективному расходованию бюджетных средств. На сегодняшний день - 7 сентября 2018 года ею был составлен отчёт по результатам проверки с элементами аудита в сфере закупок «Соблюдения Управлением образования администрации Дальнегорского городского округа требований законодательства о контрактной системе и эффективности в сфере закупок». Из данного отчёта следует, что заказчиком при исполнении контрактов допущен перерасход бюджетных средств и выявлен нецелевой расход бюджетных средств. По результатам проведенной проверки объектом контроля проведено служебное расследование и приняты меры по устранению выявленных нарушений и организована работа по изменению закупочной деятельности в учреждении.

В судебном заседании по ходатайству Аверьяновой А.М. в качестве свидетеля допрошен ФИО, начальник отдела жизнеобеспечения Дальнегорского городского округа, который предупрежден по ст. 25.6 и 17.9 КоАП РФ, в том числе за дачу заведомо ложных показаний и за отказ или уклонение от дачи показаний.

ФИО суду пояснил, что для текущего ремонта не требуется разработка проектно-сметной документации. Подтвердил факт капитального ремонта, на денежные средства, выделенные за счет бюджета.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; осуществляет иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Таким образом, получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Статья 289 Бюджетного кодекса РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимает направление и использование денежных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Согласно ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Распоряжением И.о. Главы Дальнегорского городского округа ФИО от <дата>-рл Аверьянова Анна Михайловна назначена на должность начальника Управления образования администрации Дальнегорского городского округа с <дата> (л.д. 174).

Из материалов дела следует, что в ходе проведения контрольно - счетной палатой Дальнегорского городского округа проверки соблюдения Управлением образования администрации Дальнегорского городского округа законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг и иных нормативных правовых актов о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, выявление эффективности закупочной деятельности выявлен нецелевой расход бюджетных средств (ст. 38, п. 1 ст. 306.4 БК), а именно: на сумму <...> рублей. Данные расходы были осуществлены по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий», фактически же данные расходы осуществлены для оправки почтовой корреспонденции через подотчетное лицо. Данный факт нарушает п. 5.1.1 Приказа Минфина России от 1 июля 2013 года № 65 н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». В соответствии с предметом закупки, необходимо было указать код вида расходов в идентификационном коде «244». Информация об оплате представлена в Приложении № 2 настоящего акта, подготовленного из документа, представленного Заказчиком к настоящей проверке (авансовый отчёт от 28 февраля 2017 года ). Порядок направления расходов по виду расходов 242 закреплен в приказе Финансового управления администрации ДГО от 10 декабря 2013 года № 13ОС. Следовательно, в данном случае Заказчиком было нарушено и требование установленное вышесказанным приказом. На основании этого сделан вывод о том, что по виду расходов 242 не были предусмотрены средства бюджета для отправки почтовой корреспонденции;

по двум муниципальным контрактам так же осуществлено нецелевое расходование бюджетных средств: средства были предусмотрены на приобретение товарно-материальных ценностей, а фактически приобретались основные средства. Оприходование фактически поступивших основных средств, как на товарно-материальные ценности осуществлено по следующим контрактам: контракт от 22 декабря 2017 года ООО на <...> рублей приобретено 6 беспроводных телефонов, которые оприходованы и оплачены как материальные запасы (КОСГу 340), контракт от 10 августа 2017 года ООО на <...> рублей приобретен компьютер в разобранном виде и оприходован и оплачен как материальные запасы (). Данный факт нарушает правила ведения бухгалтерского учёта и необходимые исправления сделаны на основании Бухгалтерской справкой (ф) 9 января 2018 года. Наличие вышеуказанной справки подтверждает факт установленного КСП ДГО настоящей проверкой нарушения;

контрактом от 23 августа 2017 года на сумму <...> рублей были оказаны услуги по разработке проектно-сметной документации на «Капитальный ремонт системы отопления» (Проектная документация 2017.35-А-00-0В), но как отражено в ответе Заказчика (исх.134 от 9 февраля 2018 года) на запрос КСП ДГО, в 2017 году капитальный ремонт, модернизация и реконструкция основных средств не проводилась. Действительно, при проведении настоящего анализа было выявлено, что Заказчику не были предусмотрены в бюджет средства по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».

Несмотря на это, в 2017 году были заключены и оплачены муниципальные контракты с ООО преимущественно на ремонт отопительной системы Заказчика. В таблице настоящего акта отражена информация о муниципальных контрактах с ООО, заключенных заказчиком в 2017 году.

Согласно показателям таблицы с ООО было заключено 8 муниципальных контрактов на общую сумму <...> рублей в период с 20 сентября 2017 года по 15 декабря 2017 год с полной оплатой в 2017 году. Данные контракты преимущественно заключены на предмет ремонта системы отопления в здании Управления образования администрации ДГО для капитального ремонта который, как отмечалось выше, была разработана проектно-сметная документация. Согласно Разделу Ш указаний, утвержденных приказом Минфина от 1 июля 2013 года № 65н, писем Минфина от 31 августа 2016 года № 02-05-10/50946, от 27 июня 2014 года № 02-05011/13346, от 27 июня 2014 года № 02-05-10/13347 расходы в рамках проведения капитального ремонта системы отопления должны быть осуществлены по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». В нарушение этого, заказчиком осуществлен ремонт системы отопления муниципальными контрактами ООО по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (л.д. 43-44).

По результатам проверки заместителем прокурора города Дальнегорска Малышевым А.Е. от 14 мая 2018 года в отношении начальника Управления образования администрации Дальнегорского городского округа Аверьяновой А.М. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ (л.д. 1-2).

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 мая 2018 года следует, что в ходе проверки выявлены нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере по средствам федерального бюджета, выразившиеся в нецелевом использовании бюджетных средств по виду расходов 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно - коммуникационных технологий» на сумму <...> рублей, фактически осуществленных для отправки почтовой корреспонденции через подотчетное лицо;

по приобретению основных средств на сумму <...> рублей (6 беспроводных телефонов, компьютер), которые приобретены за счет средств, предусмотренных на товарно-материальные ценности; по разработке проектно-сметной документации и выполнению работ по капитальному ремонту системы отопления на общую сумму <...> рубль, которые выполнены за счет бюджетных средств по видам расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Факт нецелевого использования учреждением бюджетных средств подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: актом контрольно-счётной палаты Дальнегорского городского округа от 28 февраля 2018 года, выпиской из журнала операций за 2017 год, авансовым отчётом от 28 февраля 2017 года, почтовыми квитанциями, муниципальным контрактом на приобретение товара от 22 декабря 2017 года, проектной документацией «Капитальный ремонт системы отопления Управления образования администрации Дальнегорского городского округа» за 2017 год, контрактными справками о стоимости выполненных работ, бухгалтерскими справками к документу «Списание материалов» от 9 января 2018 года, бухгалтерскими справками к документу «Поступление ОС (за баланс)» от 9 января 2018 года, и другими материалами дела.

Исследовав материалы дела, и оценив представленные доказательства, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ суд приходит к выводу о наличии в действиях начальника Управления образования администрации Дальнегорского городского округа Аверьяновой А.М. состава вмененного административного правонарушения.

Имеющиеся в материалах дела доказательства судьей признаются допустимыми, полученными в соответствии с требованиями КоАП РФ, а также достаточными для рассмотрения дела по существу, и достоверными относительно обстоятельств правонарушения.

Неустранимых сомнений в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, не имеется.

Привлекая начальника Управления образования администрации Дальнегорского городского округа Аверьянову А.М. к административной ответственности за указанное нецелевое использование бюджетных средств, суд исходит из доказанности в действиях Аверьяновой А.М. состава вмененного заместителем прокурора г. Дальнегорска административного правонарушения и отсутствия оснований для освобождения от административной ответственности.

Ссылка защитника на техническую ошибку при детализации вида расходов, правового значения для дела не имеет.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, является формальным, поскольку не содержит указания на наступление последствий, возникших вследствие нарушения финансово-бюджетного законодательства, в силу чего наличие или отсутствие по делу материального ущерба не влияет на решение вопроса о наличии или отсутствии состава либо события административного правонарушения.

Довод защитника о том, что нецелевое использование бюджетных средств может иметь место лишь в случае, если получатель бюджетных средств использовал бюджетные средства не в соответствии со сметой доходов и расходов либо с превышением выделенных лимитов, основано на ошибочном толковании положений бюджетного законодательства.

Указание защитника о том, что нецелевое использование денежных средств может характеризоваться исключительно умышленной формой вины, не основано на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения возражений представленных должностным лицом Аверьяновой А.М. и её защитника на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по настоящему делу не имеется.

В целом доводы, изложенные в возражениях, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы акта от 28 февраля 2018 года контрольно-счётной палаты Дальнегорского городского округа не опровергают.

Несогласие должностного лица и её защитника с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению, не свидетельствует о незаконности выводов акта контрольно-счётной палаты Дальнегорского городского округа. Кроме того, данный акт самим должностным лицом не обжаловался.

Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют, суд считает возможным назначить должностному лицу – Аверьяновой А.М. наказание в виде штрафа в пределах санкции ст.15.14 КоАП РФ, поскольку назначив более мягкое наказание, не будут достигнуты цели и задачи его применения, в том числе исправление правонарушителя, предупреждение новых правонарушений и восстановление справедливости.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.1 - 29.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

признать должностное лицо - начальника Управления образования администрации Дальнегорского городского округа Аверьянову Анну Михайловну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Квитанция об уплате административного штрафа должна быть представлена в Дальнегорский районный суд Приморского края не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного штрафа либо со дня истечения срока рассрочки или отсрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

При неуплате административного штрафа в указанный срок взыскать административный штраф принудительно.

На основании ст. 29.11 КоАП РФ составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объёме является днём его вынесения.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии этого постановления.

Судья Е.С.Салмина

Административный штраф должен быть уплачен по реквизитам: наименование получателя УФК по Приморскому краю (Прокуратура Приморского края, л/с 04201455560), ИНН 2536042415 КПП 253601001, Банк получателя: Дальневосточное ГУ Банка России <адрес>, р/с 40, БИК 040507001, КБК 41 ( прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в Федеральный бюджет).

Срок предъявления постановления к исполнению 2 года.

Постановление вступило в законную силу:__________________

Дата выдачи для принудительного взыскания:_______________