ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-803/20 от 20.11.2020 Азовского городского суда (Ростовская область)

Дело № 5-803/2020

УИД : 61RS0009-01-2020-003881-98

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 ноября 2020 года <...>

Судья Азовского городского суда <адрес> Нестеренко И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием начальника отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Морской порт Азов Ростовской таможни-Чеканина В.В., старшего уполномоченного по особо важным делам таможенного поста Морской порт Азов ФИО2, защитника компании ФИО3 дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении «SHAMAN SHIPPING LTD» (ИМО , флаг – Панама, владелец – компания «Shaman shipping LTD» (Сейшелы),

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ из порта Дилескелеси (Турция) в порт Азов (Россия) прибыл теплоход «SHAMAN» (ИМО 8720216, флаг - Панама, владелец - компания «SHAMAN SHIPPING LTD» (Сейшеллы).

С целью совершения таможенных операций в месте прибытия перевозчиком - компанией «SHAMAN SHIPPING LTD» в лице капитана указанного теплохода ФИО1 на таможенный пост Морской порт Азов Ростовской таможни посредством КПС Портал Морской Порт было подано уведомление о прибытии путем представления документов и сведений, перечень которых были представлены документы и сведения, перечень которых установлен статьей 89 ТК ЕАЭС, включая заявление о припасах, перемещаемых на морском судне, (декларацию судовых припасов) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой на борту судна находится топливо дизельное общим весом 28300 килограмм.

В ходе проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра теплохода «SHAMAN» (акт таможенного досмотра ) и применения мер по минимизации профиля риска были осуществлены замеры судовых припасов в штатных топливных цистернах теплохода.

Для определения фактического количества топлива, перевозчиком был привлечен независимый сюрвейер экспертной компании ООО «РусЮг Инспекшн».

В топливной цистерне высота взлива при замере составила 0 см. При этом обнаружено, что в нижней части конструкции мерительного устройства (футштока) для измерения высоты взлива находится конструктивно непредусмотренное металлическое изделие в сложной геометрической формы, с резьбой, диаметром около 40мм высотой 30мм, препятствующее корректному (достоверному) измерению количества топлива. После извлечения вышеуказанного металлического изделия, установлено, что в цистерне находится маслянистая жидкость светло-коричневого цвета с зеленоватым оттенком с характерным запахом, напоминающим судовое дизельное топливо. Высота взлива при повторном замере составила 3 см, что, согласно тарировочным таблицам вместимости топливных цистерн т/х «SHAMAN», представленных перевозчиком, составляет 0,2 кубических метра (169 кг).

Согласно сюрвейерскому отчету (BUNKER SURVEY REPORT) NO/A/R/20 от ДД.ММ.ГГГГ в штатных топливных цистернах №,17,18,19,21,22,23,24 имеется маслянистая жидкость светло-коричневого цвета с зеленоватым оттенком с характерным запахом, напоминающим судовое дизельное топливо, общее количество которого составило 45368 кг, с учетом сокрытого в топлива в количестве 169 кг в топливной цистерне .

Количество не заявленного судового дизельного топлива (маслянистая жидкость светло- коричневого цвета с зеленоватым оттенком с характерным запахом, напоминающим судовое дизельное топливо) составило 17068 кг, куда входит разница между замером в штатной топливной емкости с учетом обнаруженного непредусмотренного металлического изделия, препятствующего измерению количества топлива, которая составила 169 кг.

Таким образом, в ходе проведенного таможенного контроля были получены данные о том, что компанией «SHAMAN SHIPPING LTD» не была исполнена обязанность, возложенная ст.ст. 104, 272, 278 ТК ЕАЭС, выразившаяся в не декларировании по установленной форме, перемещаемых через таможенную границу товаров - топливо дизельное (маслянистая жидкость светло-коричневого цвета с зеленоватым оттенком с характерным запахом, напоминающим судовое дизельное топливо) в количестве 16899 кг, сведения о котором не были указаны в заявлении о припасах, перемещаемых на морском судне, (декларации судовых припасов) от ДД.ММ.ГГГГ и незадекларированы таможенному органу при совершении таможенных операций прибытия судна на таможенную территорию ЕАЭС, что указывает на наличие в действиях компании «SHAMAN SHIPPING LTD» признаков объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ товар(припасы), являющийся предметом административного правонарушения, был передан на ответственное хранение и помещен по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Морской порт Азов Ростовской таможни ФИО6 передан, а капитаном теплохода «SHAMAN» (ИМО 8720216) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированного/проживающего по адресу: <адрес>, паспорт гражданина РФ 60 04 , выдан ДД.ММ.ГГГГ, ОВД <адрес>а <адрес>, код подразделения 612-005, работающего капитаном «SHAMAN SHIPPING LTD» (теплохода «SHAMAN»), приняты на хранение нижеуказанные товары (арестованные).

ДД.ММ.ГГГГ по результатам административного расследования в присутствии защитника компании «SHAMAN SHIPPING LTD» ФИО7, должностным лицом таможенного поста Морской порт Азов Ростовской таможни в отношении компании «SHAMAN SHIPPING LTD» был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела и направлен в компанию «SHAMAN SHIPPING LTD» почтовой корреспонденцией.

Защитник компании «SHAMAN SHIPPING LTD» ФИО7 в судебное заседание явился, подал ходатайство, в котором сообщил об отказе от изъятых товаров, являющимися предметом административного правонарушения и просил применить санкцию по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ- с конфискацией предметов административного правонарушения.

Старший уполномоченный по особо важным делам таможенного поста Морской порт Азов ФИО2 в судебное заседание явилась, указала, что компанией «SHAMAN SHIPPING LTD» было совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, а, следовательно, они должны нести ответственность в пределах санкции, предусмотренной данной статьей.

Выслушав старшего уполномоченного по особо важным делам таможенного поста Морской порт Азов ФИО2, исследовав представленные доказательства, принимая во внимание, отсутствие доказательств пропуска срока привлечения компании «SHAMAN SHIPPING LTD» к административной ответственности, выяснив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу:

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию в виде наложения административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, является порядок декларирования товаров.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, выражается в бездействии, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть. Недекларирование товаров имеет место при незаявлении декларантом соответствующих действительности сведений о количественных характеристиках товара (штуки, вес, объем товара).

Согласно п.п. 30 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), припасами являются, в том числе, товары необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования.

В соответствии с п. 1 ст. 281 ТК ЕАЭС перемещение припасов через таможенную границу осуществляется в соответствии с положениями главы 39 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной указанной главой, в соответствии с порядком, установленным иными главами Таможенного кодекса.

Согласно п. 2 ст. 281 ТК ЕАЭС припасы, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза и использования за пределами таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 39 ТК ЕАЭС, без помещения под таможенные процедуры.

Пунктом 1 ст. 88 ТК ЕАЭС установлено, что перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, в том числе, путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка (транспортировка) товаров.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза, при международной перевозке водным транспортом, перевозчик представляет, в том числе декларацию о судовых припасах.

Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 года (далее - Конвенция) в качестве стандартного документа перевозчика утверждена декларация о судовых припасах. В соответствии с п. 2.4 Конвенции, декларация о судовых припасах является основным документом, требуемым государственными властями при приходе и отходе водного судна, содержащим сведения о судовых припасах.

Согласно п. 7 ст. 282 ТК ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия вправе определять г особенности таможенного декларирования и совершения иных таможенных операций в отношении припасов.

В соответствии с пп. «б» п. 6 Перечня сведений, которые должны содержать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, при таможенном декларировании припасов (утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ), в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах, используемых в качестве таможенной декларации при таможенном декларировании припасов, подлежат указанию, в том числе, сведения об их количестве, характеристиках и параметрах в основной, дополнительной и (или) иных, отличных от основной или дополнительной, единицах измерения.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что компанией «SHAMAN SHIPPING LTD» не была исполнена обязанность, возложенная «Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 года», ст. 281 ТК ЕАЭС, что выразилось в недекларировании товара (припасов): 1) топливо дизельное (маслянистая жидкость светло- коричневого цвета с зеленоватым оттенком с характерным запахом, напоминающим судовое дизельное топливо) в количестве 16899 кг; 2) топливо тяжелое (маслянистая жидкость темносерого цвета с характерным запахом, напоминающим тяжелое топливо) в количестве 7905 кг, подлежащего декларированию, что характеризует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в месте прибытия (порт Азов) теплоход «SHAMAN», компанией «SHAMAN SHIPPING LTD» не был задекларирован перемещаемый через таможенную границу и подлежащий декларированию по установленной письменной форме товара (припасов): 1) топливо дизельное (маслянистая жидкость светло- коричневого цвета с зеленоватым оттенком с характерным запахом, напоминающим судовое дизельное топливо) в количестве 16899 кг; 2) топливо тяжелое (маслянистая жидкость темно-серого цвета с характерным запахом, напоминающим тяжелое топливо) в количестве 7905 кг, подлежащего декларированию, что является нарушением положений ст. 281 ТК ЕАЭС и характеризует объективную сторону данного правонарушения.

Предметом административного правонарушения являются товара (припасов): 1) топливо дизельное (маслянистая жидкость светло- коричневого цвета с зеленоватым оттенком с характерным запахом, напоминающим судовое дизельное топливо) в количестве 16899 кг; 2) топливо тяжелое (маслянистая жидкость темно-серого цвета с характерным запахом, напоминающим тяжелое топливо) в количестве 7905 кг, подлежащего декларированию., которые не были заявлены в общей декларации от ДД.ММ.ГГГГ, применяемой в качестве ТДТС.

Рыночная стоимость предмета административного правонарушения, согласно заключению эксперта ЭКС филиала ЦЭКТУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 761850 рублей 67 копеек.

Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, выступает лицо, на которое возложены обязанности по таможенному декларированию товаров.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 281 ТК ЕАЭС общие положения о порядке и условиях перемещения припасов через таможенную границу Союза: припасы перемещаются через таможенную границу Союза и используются на таможенной территории Союза или за пределами таможенной территории Союза в порядке, установленном настоящей главой, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в порядке, установленном иными главами настоящего Кодекса; Припасы, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза и использования за пределами таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой, без помещения под таможенные процедуры; Иностранные товары, используемые в качестве припасов, ввезенные на таможенную территорию Союза, сохраняют статус иностранных товаров; Товары Союза, используемые в качестве припасов, вывезенные с таможенной территории Союза и обратно ввозимые на таможенную территорию Союза, сохраняют статус товаров Союза при условии их идентификации таможенным органом; При невозможности идентификации таможенным органом ввозимых на таможенную территорию Союза товаров как товаров Союза, используемых в качестве припасов, такие товары рассматриваются как иностранные товары; Товары, помещенные под таможенную процедуру беспошлинной торговли, могут декларироваться и выпускаться в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории Союза, если такие товары загружаются на борта водных или воздушных судов, а если это предусмотрено законодательством государств-членов, - в поезда, из магазинов беспошлинной торговли, расположенных в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, из которых такие транспортные средства убывают с таможенной территории Союза. Такие товары после их таможенного декларирования и выпуска в качестве припасов сохраняют статус иностранных товаров; Товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного склада, могут декларироваться и выпускаться в качестве припасов, необходимых для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов и вывозимых с таможенной территории Союза. Такие товары после их таможенного декларирования и выпуска в качестве припасов сохраняют статус иностранных товаров. Если таможенный склад расположен не в месте перемещения товаров через таможенную границу Союза, в котором находится водное судно, товары, выпущенные в качестве припасов, для их перевозки с такого таможенного склада до места перемещения товаров через таможенную границу Союза, в котором находится водное судно, на борта которых будут загружаться такие товары, помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита; Припасы перемещаются через таможенную границу Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения мер защиты внутреннего рынка при условии использования в соответствии со статьей 283 настоящего Кодекса с соблюдением запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса; Декларантами припасов могут выступать перевозчик, а также лица, указанные в абзацах втором - пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 83 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта. Декларантом припасов, загружаемых на борта водных или воздушных судов из магазинов беспошлинной торговли для использования в качестве припасов, вывозимых с таможенной территории Союза, выступает лицо, являющееся владельцем магазина беспошлинной торговли, в котором товары находятся на момент их таможенного декларирования; Комиссия вправе определять количественные нормы отдельных категорий товаров, используемых в качестве припасов, а также критерии отнесения отдельных категорий товаров к товарам, используемым в качестве припасов, в зависимости от вида транспорта, которым перемещаются товары. К товарам, используемым в качестве припасов, перемещаемым через таможенную границу Союза сверх количественных норм, определенных Комиссией, не применяются положения настоящей главы, и такие товары подлежат помещению под таможенные процедуры в соответствии с настоящим Кодексом; Положения настоящей главы не применяются в отношении товаров, находящихся в транспортных средствах для личного пользования.

Из материалов дела следует, что в данном случае лицом, подающим общую декларацию, является компания «SHAMAN SHIPPING LTD».

Вступая в таможенные правоотношения, юридическое лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае обязанность компании «SHAMAN SHIPPING LTD» заявить в указанной выше таможенной декларации достоверные сведения о количестве и ассортименте товаров(припасов), но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. Так, при ввозе на таможенную территорию Союза и декларировании товаров(припасов), перемещаемых через таможенную границу Союза, компанией «SHAMAN SHIPPING LTD» по своему правовому статусу, должно было и могло заявить достоверные сведения о товарах(припасах), подлежащих декларированию. Однако, компанией «SHAMAN SHIPPING LTD» не реализовало свои права, направленные на декларирование всех ввозимых товаров, а именно: компанией «SHAMAN SHIPPING LTD» при подаче таможенной декларации принимает на себя обязанность по заявлению достоверных сведений, необходимых для таможенного оформления товаров(припасов). Положения актов таможенного законодательства предоставляют декларанту право, при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для выпуска товаров, осматривать подлежащие декларированию им товары(припасов), в том числе до подачи таможенной декларации (ст.ст. 88, 89 ТК ЕАЭС), однако, компанией «SHAMAN SHIPPING LTD» не воспользовалось своим правом на предварительный осмотр товаров.

Таким образом, компанией «SHAMAN SHIPPING LTD» не были предприняты все надлежащие меры по соблюдению таможенного законодательства в части декларирования всех товаров(припасов), хотя у них имелась как правовая, так и реальная возможность выполнить возложенную обязанность, что образует субъективную сторону правонарушения и свидетельствует о виновности компанией «SHAMAN SHIPPING LTD».

Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: копией генеральной декларации от ДД.ММ.ГГГГ, актом таможенного досмотра ; протоколом опроса свидетеля капитана т/х «SHAMAN» ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом опроса свидетеля государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Морской порт Азов Ростовской таможни ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ; заключением эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об АП и другими материалами дела об административном правонарушении.

Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, считаю возможным квалифицировать действия компании «SHAMAN SHIPPING LTD» по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

При этом, каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности компании «SHAMAN SHIPPING LTD» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.

При назначении наказания, учитываю характер административного правонарушения, отсутствие обстоятельств смягчающих административную ответственность компании «SHAMAN SHIPPING LTD» и прихожу к выводу о назначении компании «SHAMAN SHIPPING LTD» наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения: 1) топливо дизельное (маслянистая жидкость светло- коричневого цвета с зеленоватым оттенком с характерным запахом, напоминающим судовое дизельное топливо) в количестве 16899 кг; 2) топливо тяжелое (маслянистая жидкость темно-серого цвета с характерным запахом, напоминающим тяжелое топливо) в количестве 7905 кг, подлежащего декларированию., которые не были заявлены в общей декларации от ДД.ММ.ГГГГ, применяемой в качестве ТДТС, рыночная стоимость которого согласно заключению эксперта ЭКС-филиал ЦЭКТУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составляет 761850 рублей 67 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Компанию «Shaman shipping LTD» (Шаман шиппинг ЛТД), зарегистрированную в <адрес> как Международная Коммерческая Компания ДД.ММ.ГГГГ, номер <данные изъяты> признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде конфискации дизельного топлива (маслянистая жидкость светло- коричневого цвета с зеленоватым оттенком с характерным запахом, напоминающим судовое дизельное топливо) в количестве 16899 кг; 2) топливо тяжелое (маслянистая жидкость темно-серого цвета с характерным запахом, напоминающим тяжелое топливо) в количестве 7905 кг, находящегося на ответственном хранении у капитана теплохода ФИО1.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья И.П. Нестеренко