ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-805/2021 от 19.08.2021 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 5-805/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Челябинск 19 августа 2021 года

Судья Центрального районного суда г. Челябинска Бухаринова К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении начальника Управления культуры Администрации г. Челябинска ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

25 июня 2021 года заместителем начальника Контрольно-ревизионного управления Администрации г. Челябинска составлен протокол № 24-03-06/13 об административном правонарушении в отношении начальника Управления культуры Администрации г. Челябинска ФИО1 по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Начальник Управления культуры Администрации г. Челябинска ФИО1 в нарушение ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ, ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 9.3 Федерального закона от 25 июня 2020 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», п.п.3, 5 Порядка предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждением города Челябинска субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 31 декабря 2013 года № 282-п, п. 8 Порядка определения объема и условий предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением Администрации города Челябинска от 25 октября 2011 года № 250-п 31 декабря 2019 года, 10 января 2020 года, 22 января 2020 года, 30 июля 2020 года, 28 января 2021 года, 29 января 2021 года, 30 января 20201 года допустила заключение с подведомственными учреждениями соглашений о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнение муниципального задания без указания в соглашениях мер ответственности и способов контроля целевого использования субсидии и без определения формы отчета о целевом использовании субсидии; заключение с подведомственными учреждениями соглашений о предоставлении субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания, без указания в соглашениях конкретных целей предоставления субсидии и без определения перечня документов, необходимых для предоставления субсидии; предоставление подведомственному учреждению МБУК «ЦИКНЧ» субсидии на содержание и охрану объектов недвижимости, право собственности муниципального образования «город Челябинск» и право оперативного управления подведомственного учреждения, на которые не зарегистрировано.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, начальник Управления культуры Администрации г. Челябинска ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении: Москвичева Р.В. в судебном заседании пояснила, что принимаются меры для устранения выявленных нарушений, кроме того, отсутствует их вина в том, что не зарегистрировано право собственности муниципального образования «город Челябинск» и право оперативного управления подведомственного учреждения на объекты недвижимости. Просила применить положения ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ в случае привлечения ФИО1 к административной ответственности заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение, если такие основания будут отсутствовать, то снизить размер административного штрафа ниже низшего предела.

Представитель контрольно-ревизионного управления Администрации г. Челябинска – ФИО2 в судебном заседании настаивала на привлечении ФИО1 к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа, размер которого оставила на усмотрение суда.

Судья, исследовав материалы дела, заслушав пояснения защитника Москвичевой Р.В., пояснения представителя контрольно-ревизионного управления Администрации г. Челябинска – ФИО2 приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.

Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы РФ могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (абз.2 п. 1).

Порядок предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации.

Субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания предоставляются Управлением культуры в соответствии с Порядком предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям города Челябинска субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, утвержденным постановлением Администрации города Челябинска от 31 декабря 2013 года № 282-п.

На основании п. 5 вышеуказанного порядка, субсидия учреждению предоставляется при соблюдении следующих условий:

1) наличие утвержденного главным распорядителем муниципального задания на соответствующий финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

2) заключение между главным распорядителем и учреждением соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, предусматривающего объем, сроки, цели, условия и периодичность предоставления субсидии, меры ответственности и способы контроля целевого использования субсидии, порядок предоставления отчетности о целевом использовании субсидии.

Субсидии на иные цели предоставляются Управлением культуры в соответствии с Порядком определения объема и условий предоставления муниципальным бюджетным и автономным учреждениям города Челябинска субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания, утвержденным постановлением Администрации города Челябинска от 25 октября 2011 года № 250-п.

Согласно п. 7 указанного порядка субсидии на иные цели предоставляются учреждению на основании Соглашения о порядке и условиях предоставления учреждению субсидии на иные цели, заключенного между главным распорядителем и учреждением.

В соответствии с п. 8 указанного порядка в обязательном порядке должны быть определены: цели, объем, сроки и условия предоставления субсидии на иные цели; перечень документов, необходимых для предоставления субсидии на иные цели; основания и условия изменения объема субсидии на иные цели; порядок предоставления отчетности об использовании субсидии на иные цели; порядок возврата субсидии на иные цели, в случаях нецелевого расходования выделенных средств, неисполнения или ненадлежащего исполнения условий соглашения.

Из материалов дела следует, что в соглашения на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 31 декабря 2019 года № 73 с МБУДО «Детская школа искусств № 1», 31 декабря 2019 года № 74 с МБУДО «Центральная детская школа искусств», 31 декабря 2019 года № 80 с МАУ «Кино-театральное объединение «Кировец», 31 декабря 2019 года № 83 с МБУК «Челябинский театр современного танца», 31 декабря 2019 года № 85 с МБУК 2Центр историко-культурного наследия» г. Челябинска не определены меры ответственности и способы контроля целевого использования субсидии.

Пунктом 2.3.4 соглашений на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания определена обязанность учреждений предоставить Управлению отчет о целевом использовании субсидии по установленной форме, однако, форма отчета о целевом использовании субсидии Управлением культуры не установлена.

Вышеуказанные обязательстве условия отсутствуют во всех соглашениях на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, заключенных Управлением культуры с подведомственными учреждениями в 2020-2021 гг.

Кроме того, в соглашениях о предоставлении субсидии на иные цели от 10 января 2020 года № 74 с МБУК «Челябинский театр современного танца», от 10 января 2020 года № 6 с МАУ «Горсад им. Пушкина», от 10 января 2020 года № 2 с МАУ «Сад Победы», от 22 января 2020 года № 25 с МАУДО «Детская художественная школа искусств», от 22 января 2020 года № 19 с МБУДО «Детская школа искусств № 8» г. Челябинска отсутствует отдельный пункт, устанавливающий конкретные цели предоставления субсидии. Направление расходования субсидии указано в п. 1 соглашений, которым определен предмет соглашения, а не цели предоставления субсидии.

В п. 2 Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания от 30 июля 2020 года № 64, заключенного Управлением культуры с МБУК «Кинотеатр «Знамя» (с учетом дополнительных соглашений № 1-5), предусмотрено, что предметом соглашения является «определение порядка и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидии на разработку научно-проектной документации (текущий ремонт) по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Знамя»; разработку документации для ремонта системы вентиляции зала, фойе и санузлов; текущий ремонт кинозала и системы вентиляции; приобретение оборудования для субтитрирования и тифлокомментирования, звукового оборудования, а также на приобретение кресел и диванов для кинозала».

Вместе с тем, в Соглашении от 30 июля 2020 года № 64 Управлением культуры не указаны в качестве целей предоставления субсидии работы по научно-методическому руководству, техническому и авторскому надзору, которые согласно ч. 1 ст. 40, ч. 1 ст. 45 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, являются обязательными при проведении мероприятий по сохранению объекта культурного наследия (в т.ч. ремонта, реставрации и приспособления объекта культурного наследия для современного использования). Работы по научно-методическому руководству, техническому и авторскому надзору в рамках текущего ремонта были оплачены МБУК «Кинотеатр «Знамя» за счет средств субсидии.

Согласно положению № 2 «Перечень мероприятий» к соглашению от 02 февраля 2021 года № 1 целевая субсидия предоставлена МАУ «Новый художественный театр» на проведение мероприятия: Международный фестиваль спектаклей малых форм «СНЕLоВЕК Театра». При этом перечень конкретных направлений расходования средств субсидии в рамках проведения фестиваля в соглашении от 02 февраля 2021 года № 1 отсутствует. В результате за счет средств субсидии МАУ «Новый художественный театр» был проведен экскурсионный тур на оз. Тургояк для сотрудников Учреждения, участников фестиваля и неустановленных лиц.

Также при заключении Соглашений на иные цели на 2020 и 2021 годы, Управлением культуры не использована возможность по разработке на основании типовой формы соглашений с учетом отраслевых особенностей и условий предоставления конкретной субсидии на иные цели, а применена типовая форма.

В соглашениях о предоставлении субсидии на иные цели, заключенных Управлением культуры с подведомственными учреждениями в 2021 году с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (соглашения от 28 января 2021 года № 20-2021-03051 с МАУДПО «Детская художественная школа искусств» г. Челябинска; от 29 января 2021 года № 20-2021-02482 с МБУДО «детская школа искусств № 12» г. Челябинска; от 30 января 2021 года № 20-2021-03756 с МБУДО «детская школа искусств № 1» г. Челябинска) отсутствует перечень документов, необходимых для предоставления субсидии на иные цели.

Указанные обстоятельства подтверждаются:

- протоколом об административном правонарушении;

- соглашениями.

Вышеперечисленные доказательства получены с соблюдением процессуальных норм КоАП РФ, являются достоверными, допустимыми и достаточными для признания начальника Управления культуры Администрации г. Челябинска ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.

При этом, судья не находит нарушений в предоставлении Управлением культуры Администрации г. Челябинска подведомственному учреждению МБУК «ЦИКНЧ» субсидии на содержание и охрану объектов недвижимости, право собственности муниципального образования «город Челябинск» и право оперативного управления подведомственного учреждения, на которые не зарегистрировано, поскольку действия на постановку на учет указанных объектов производятся и занимают длительный период времени.

При этом, как следует из представленных в материалы дела писем, на МБУК «ЦИКНЧ» лежит обязанность по обеспечению надлежащего состояния муниципального имущества, охране объектов в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о нарушении бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения.

Частью 3 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что за правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 статьи 4.1).

Определяя вид и меру наказания, судья учитывает характер совершенного начальником Управления культуры Администрации г. Челябинска ФИО1 административного правонарушения, степень общественной опасности, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде в виде административного штрафа.

При определении размера административного штрафа, судья учитывает положения частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, характер совершенного начальником Управления культуры Администрации г. Челябинска ФИО1 правонарушения и отсутствие негативных последствий, наличие благодарностей, а также то, что ФИО1 одна воспитывает несовершеннолетнего сына ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа ниже минимального предела установленного санкцией статьи, предусмотренной частью 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ, а именно в размере 5500 рублей.

Такое наказание будет в полной мере соответствовать целям административного наказания, предусмотренным ст. 3.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 29.9., 29.10. КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать начальника Управления культуры Администрации г. Челябинска ФИО1, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 5500 (пять тысяч пятьсот) рублей 00 копеек.

Штраф подлежит уплате в 60-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу.

Реквизиты для уплаты штрафа в бюджет г. Челябинска:

ИНН <***>

УФК по Челябинской области (Администрация г. Челябинска л/с <***>)

Расчетный счет <***>

Корреспондентский счет нет

БИК 047501001

ОКТМО 75701000

Отделение Челябинск г. Челябинк

КБК 45611601157010000140

Назначение платежа: административный штраф.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Центральный районный суд г. Челябинска в течение 10 суток со дня получения постановления.

Судья К.С. Бухаринова