ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-806/2021 от 20.12.2021 Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 5-806/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Заельцовского районного суда г. Новосибирска Хромова А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Потаповым А.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Акционерного общества «Катод», ИНН __, дата регистрации xx.xx.xxxx г., ОГРН __, адрес: ... по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, сведения о привлечении к административной ответственности в деле отсутствуют,

УСТАНОВИЛ:

xx.xx.xxxx в отношении АО «Катод» составлен административный протокол __ о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ. Установлено, что в проверяемом периоде (xx.xx.xxxx выявлены следующие нарушения обязательных норм и правил, а именно:

АО «Катод» не фиксировались и не представлялись в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) в установленные сроки сведения по операциям с денежными средствами и иным имуществом (драгоценными металлами), подлежащим обязательному контролю (нарушение требований п.п. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, п.п. «а» п. 3 Положения о представлении информации в Федеральную Службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 № 209). __).

Не проводилась идентификация клиентов при осуществлении сделок купли-продажи драгоценных металлов, анкеты не составлялись, необходимые сведения о клиентах и их деятельности, сведения о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах не устанавливались и документально не фиксировались (Программа идентификации ПВК АО «Катод» не реализовывалась). Оценка и присвоение клиентам степени (уровня) риска не проводились (Программа оценки риска ПВК АО «Катод» не реализовывалась).

Нарушены требования п.п. 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма» (далее -Федеральный закон № 115-ФЗ), раздела 2 Приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

Не проводилась проверка осуществления внутреннего контроля, предусмотренная действующими ПВК (8 раздел документа) в соответствии с п.32 «Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667, с предоставлением специальным должностным лицом письменных отчетов руководителю организации о результатах проверок, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», заключающиеся в совершении АО «Катод» действий (бездействий), предусмотренных ч. 1 ст. 15.27, повлекших непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

В судебном заседании защитник АО «Катод» представила возражения, дело просила прекратить в связи с малозначительностью, применив положения ст. 2.9 КоАП РФ, ссылаясь при этом на то, что нарушения являются незначительными, закупкой серебра Общество занимается примерно раз в два года, кроме того, в настоящее время нарушения устранены, о чем свидетельствует отчет об устранении предписания от xx.xx.xxxx. __ Нарушения, которые были выявлены в результате проверки, а именно непредставление в Росфинмониторинг сообщение о сделке (однократно), несоответствие Правил внутреннего контроля последним изменениям законодательства, не проведение идентификации клиента (один клиент) не являются существенными и не повлекло ущерб для государства, вред здоровью или иных вредных последствий. Поскольку совершенное деяние не повлекло вредных последствий, вред здоровью и крупный ущерб в результате кому-либо не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, следовательно, имеются основания для признания данного деяния малозначительным.

Межрегиональное управление федеральной пробирной палаты по СФО в судебное заседание не явилось, направило заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о виновности АО «Катод» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Частью 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.

Материалами дела установлено, что Распоряжением (приказ) органа государственного контроля (надзора) МРУ Пробирной палаты России по СФО от 07.10.2021 г. о проведении плановой документарной проверки юридического лица АО «Катод» было поручено в период с xx.xx.xxxx. по xx.xx.xxxx. провести проверку в части соблюдения или несоблюдения АО «Катод» требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В проверяемом периоде (xx.xx.xxxx) выявлены следующие нарушения обязательных норм и правил, а именно:

АО «Катод» не фиксировались и не представлялись в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) в установленные сроки сведения по операциям с денежными средствами и иным имуществом (драгоценными металлами), подлежащим обязательному контролю (нарушение требований п.п. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, п.п. «а» п. 3 Положения о представлении информации в Федеральную Службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 № 209).

В АО «Катод» действовали Правила внутреннего контроля (утверждены15.01.2016), не отражающие в полном объеме требования нормативных правовыхактов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Представленные Правила внутреннего контроля(далее - ПВК) не учитывают изменения законодательства, введенные нормативнымиправовыми актами, изданными в период после даты утверждения ПВК (нарушение п.п.1 и 2 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями ииндивидуальными предпринимателями, утвержденных Постановлением ПравительстваРФ от 30.06.2012 № 667).

Не проводилась идентификация клиентов при осуществлении сделок купли-продажи драгоценных металлов, анкеты не составлялись, необходимые сведения о клиентах и их деятельности, сведения о выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах не устанавливались и документально не фиксировались (Программа идентификации ПВК АО «Катод» не реализовывалась). Оценка и присвоение клиентам степени (уровня) риска не проводились (Программа оценки риска ПВК АО «Катод» не реализовывалась). Нарушены требования п.п. 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), раздела 2 Приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма».

Не проводилась проверка осуществления внутреннего контроля, предусмотренная действующими ПВК (8 раздел документа) в соответствии с п.32 «Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667, с предоставлением специальным должностным лицом письменных отчетов руководителю организации о результатах проверок.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки органом государственного контроля юридического лица __ от xx.xx.xxxx г.

Данные нарушения не оспорены ООО «Катод», более того, в суд представлен отчет об исполнении предписания __ от xx.xx.xxxx., из которого следует, что по выявленным сделкам, подлежащим обязательному контролю направлена информация в Федеральную службу по финансовому мониторингу xx.xx.xxxx г.; правила внутреннего контроля (ПВК) приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ и размещены в личному кабинете Федеральной службы по финансовому мониторингу xx.xx.xxxx г.; в соответствии с ПВК оформлены анкеты клиентов по сделкам, попадающим под действие Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 г.

Предписание __ от xx.xx.xxxx г. АО «Катод» не оспорено, незаконным не признано.

Таким образом, в действиях АО «Катод» содержится состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Вина АО «Катод» подтверждается протоколом об административном правонарушении, предписанием __ от xx.xx.xxxx актом и иными материалами дела.

Событие, состав административного правонарушения, вина АО «Катод» в его совершении нашли в суде свое полное подтверждение.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения АО «Катод» от административной ответственности в связи с малозначительностью, как на то ссылается сторона защиты, не имеется, поскольку предусмотренное ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ административное правонарушение посягает на установленный федеральным законодательством порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, что относит данное правонарушение к разряду наиболее опасных и не может быть малозначительным.

Смягчающим по делу обстоятельством суд признает устранение нарушений.

При назначении наказания, руководствуясь требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, наличие смягчающих и полагает, что АО «Катод» следует назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в размере 200 000 руб., чем могут быть достигнуты цели административного наказания. Каких-либо исключительных обстоятельств, дающих основания для назначения наказания меньше минимального размера, судом не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Акционерное общество «Катод» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на основании санкции данной статьи назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 суток со дня вступления настоящего постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Неуплата штрафа в установленный срок в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного наказания в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности по следующим реквизитам: наименование получателя платежа: УФК по Красноярскому краю (МРУ Пробирной палаты России по СФО л/сч. __); ИНН __; КПП __; наименование банка: отделение Красноярск Банка России //УФК по Красноярскому краю г. Красноярск; корр. счет. __, р/сч. __; БИК __; КБК __ по постановлению № 5-773/2021.

Квитанцию об оплате необходимо направить в суд.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.А. Хромова