ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-806/2021 от 25.06.2021 Октябрьского районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

Дело

23RS0-73

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Г.Новороссийск 25 июня 2021 года.

Судья Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края Керасов М.Е.,

с участием:

представителя Новороссийской таможни ФИО1,

представителя привлекаемого к административной ответственности ФИО2 - по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя

ФИО2 <данные изъяты>

привлекаемого к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Октябрьский районный суд <адрес> края поступил протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГг. и другие материалы дела в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2, привлекаемого к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ.

Согласно указанного протокола, ДД.ММ.ГГГГг. по адресу: <адрес> индивидуальным предпринимателем ФИО2 не соблюдены установленные Решением Коллегии ЕАЭС от ДД.ММ.ГГГГг. «О мерах нетарифного регулирования» запреты в отношении товаров «Оконные кондиционеры со следами физического износа» заправленные хладагентом R-22» в количестве 7 шт. при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, чем совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.16.3 КоАП РФ.

В судебном заседание представитель Новороссийской таможни считал вину привлекаемого лица доказанной, просил привлечь ФИО2 к административной ответственности.

Представитель привлекаемого лица ФИО3 в судебном заседании обстоятельства совершения административного правонарушения подтвердила, вину ФИО2 признала в полном объеме, просила строго не наказывать.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ст.16.3 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение установленных международными договорами государств–членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

ДД.ММ.ГГГГг. между компанией «HAMAYA Corporation» (Япония) и индивидуальным предпринимателем ФИО2 заключен внешнеэкономический контракт №б/н, согласно которого Продавец обязуется отгрузить в 40 футовый морской контейнер и отправить его покупателю в порт Новороссийск, а Покупатель - купить бывшие в употреблении товары, номенклатура которых приведена в Приложении 1 к настоящему Контракту, являющемся неотъемлемой частью контракта.

ДД.ММ.ГГГГг. между ИП ФИО2 и ООО «Русмарин-Логистика-Н» был заключен договор транспортной экспедиции №ДД.ММ.ГГГГ-АС на предоставление транспортно-экспедиторских услуг.

ДД.ММ.ГГГГг. в порт Новороссийск прибыл теплоход «<данные изъяты> с борта которого на территорию зоны таможенного контроля АО «Новорослесэкспорт», расположенную по адресу: 353900 <адрес> был выгружен, в том числе, контейнер с товаром «Б/у электротовары», в количестве 554 грузовых мест, весом брутто/нетто 12.000кг. Отправитель товара - Компания «HAMAYA Corporation». Получатель товара - ИП ФИО2

В тот же день вышеуказанный товар помещен на территорию зоны таможенного контроля Акционерного общества «Новорослесэкспорт» и зарегистрирован по ДО-1 .

ДД.ММ.ГГГГг. в отношении товаров, прибывших в контейнере, находящихся на временном хранении на территории ПЗТК АО «Новорослесэкспорт», в присутствии представителя грузополучателя, экспедитора ООО «Русмарин-Логистика-Н» ФИО5, был проведен таможенный контроль форме таможенного досмотра в рамках ПР 228 (АТД ), в результате которого было установлено, что в грузовом помещении контейнера находятся, среди прочих товаров, - 7 оконных кондиционеров со следами физического износа, заправленных хладагентом R-22:

-кондиционер марки «CORONA CW-163R»;

-кондиционер марки «HORIE HAC-180RWA»;

-кондиционер марки «CORONA CW-160NR»;

-кондиционер марки «HAIER HSA-16R1»;

-кондиционер марки «CORONA CW-167IR»;

-кондиционер марки «ОАК-1805»;

-кондиционер марки «ОАК-1805».

Согласно экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГг. установлено, что товар «Оконные кондиционеры со следами физического износа» содержат внутри холодильного контура хладон (фреон) R-22 (синонимы: дифторхлорметан, хлордифторметан, хладагент R-22, фреон R-22, CHF2C1, CAS ) - галогенированное производное ациклических углеводородов, содержащее два различных галогена.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГг. «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Решение) устанавливается запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению ; разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению .

Пунктом 3 «Положения о ввозе на таможенную территорию ЕАЭС и вывозе с таможенной территории ЕАЭС озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества», утвержденного Приложением к Решению (далее - Положение) установлен запрет ввоза и (или) вывоза:

а) озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, физическими лицами в качестве товаров для личного пользования;

б) озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, указанных в разделе 1.1 единого Перечня, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 настоящего Положения;

в) озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, указанных в разделе 1.1 единого перечня, и озоноразрушающих веществ, указанных в разделе 2.1 единого перечня, из государств, не являющихся участниками Монреальского протокола, и (или) в такие государства, за исключением государств, удовлетворяющих требованиям, установленным пунктом 8 статьи 4 Монреальского протокола.

Пунктом 2 Положения установлено, что «продукция, содержащая озоноразрушающие вещества» - продукция, указанная в списке D раздела 1.1 единого перечня и содержащая озоноразрушающие вещества, указанные в списках A, B, C и E раздела 1.1 и в разделе 2.1 единого перечня.

В Перечень озоноразрушающих веществ, указанный в разделе 2.1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГг. «О мерах нетарифного регулирования» в список «C» включен, в том числе, «дифторхлорметан, CHF2C1, (ГХФУ-22)».

В Перечень озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, запрещенные к ввозу и вывозу, указанный в разделе 1.1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГг. «О мерах нетарифного регулирования» в список «D» включены, в том числе, «Кондиционеры и тепловые насосы» код ТНВЭД

В соответствии с п.п.«б» п.3 Положения запрещается ввоз озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, указанных в разделе 1.1 единого перечня, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 Положения. Таким образом, запреты и ограничения при ввозе товара «Оконные кондиционеры со следами физического износа», указанного в заключении таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГГГг., ИП ФИО2 соблюдены не были.

В соответствии с п.4 Положения ввоз и (или) вывоз озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГг. , или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГг. , за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 9 настоящего Положения. Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенному органу государства - члена Союза (далее - государство-член) при прибытии озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, на таможенную территорию Союза.

В соответствии с п.9 Положения, помещение озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Союза до таможенного органа в месте убытия с таможенной территории Союза осуществляется без представления таможенному органу государства-члена лицензии или заключения (разрешительного документа).

Следовательно, согласно Разделов 1.1 и 2.1, а также Приложения Решения, выявленный в ввозимых кондиционерах хладагент входит в перечень озоноразрушающих веществ и запрещен к ввозу или вывозу с таможенной территории ЕАЭС.

Таким образом, запреты и ограничения при ввозе товара «Кондиционеры», указанного в заключении таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГГГг., не соблюдены.

В соответствии со ст.135 ТК ЕАЭС, условием помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является, в том числе, соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под ввозом товаров в Российскую Федерацию, понимается - фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза (далее - таможенная территория Союза), на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.п.10 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС, «запреты и ограничения» - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

В соответствии с п.3 ст.2 ТК ЕАЭС, ввоз товаров на таможенную территорию Союза - это совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

Согласно ч.1 ст.6 ТК ЕАЭС, при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом, в соответствии с Договором о Союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.

В соответствии с п.1 ст.7 ТК ЕАЭС, товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Соблюдение мер нетарифного регулирования, в том числе вводимых в одностороннем порядке, и мер технического регулирования подтверждается в случаях и порядке, определенных Комиссией или законодательством государств-членов в соответствии с Договором о Союзе, а мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, - в случаях и порядке, установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких мер.

В соответствии со ст.2 ТК ЕАЭС, «транспортные (перевозочные) документы» - документы, подтверждающие наличие договора перевозки товаров и сопровождающие их при такой перевозке (коносамент, накладная, документ, подтверждающий заключение договора транспортной экспедиции, и иные документы).

В соответствии с п.5 ст.128 ТК ЕАЭС, товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).

В соответствии с п.2 ст.128 ТК ЕАЭС, помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного п.1 ст.204 настоящего Кодекса.

Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений (п.п.3 п.1 ст.135 ТК ЕАЭС).

При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 128 ТК ЕАЭС, обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта.

Таким образом, индивидуальным предпринимателем ФИО2 при ввозе товаров «Оконные кондиционеры со следами физического износа» заправленные хладагентом R-22, нарушены установленные международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза и в Российскую Федерацию, то есть совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.16.3 КоАП РФ.

Вина ИП ФИО2 в совершении административного правонарушения, подтверждается следующими доказательствами:

-внешнеэкономическим контрактом от ДД.ММ.ГГГГг. №б/н, заключенным между компанией «HAMAYA Corporation» (Япония) и ИП ФИО2 (Россия);

-коносаментом №MEDUJP981833, согласно которого в адрес ИП ФИО2 через таможенную границу ЕАЭС перемещались товары «б/у электротовары» от отправителя компании «HAMAYA Corporation» (Япония), в том числе товары «Оконные кондиционеры со следами физического износа», заправленные хладагентом R-22» в количестве 7 штук;

-ДО-1 от ДД.ММ.ГГГГг., согласно которого товары «б/у электротовары», прибывшие на таможенную территорию ЕАЭС по коносаменту №MEDUJP981833 в адрес ИП ФИО2, помещены на территорию зоны таможенного контроля АО «Новорослесэкспорт»;

-заключением таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГГГг. , согласно которого установлено, что товар «Оконные кондиционеры со следами физического износа (кондиционер марки «CORONA CW-163R»; кондиционер марки «HORIE HAC-180RWA»; кондиционер марки «CORONA CW-160NR»; кондиционер марки «HAIER HSA-16R1»; кондиционер марки «CORONA CW-167IR»; кондиционер марки «ОАК-1805»; кондиционер марки «ОАК-1805») содержат внутри холодильного контура хладон (фреон) R-22 (синонимы: дифторхлорметан, хлордифторметан, хладагент R-22, фреон R-22, CHF2C1, CAS ) - галогенированное производное ациклических углеводородов, содержащее два различных галогена;

-протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГг., согласно которого осмотрены товары «Оконные кондиционеры со следами физического износа» заправленные хладагентом R-22» в количестве 7 штук, находящиеся в контейнере №CRSU9197833;

-заключениями отделения торговых ограничений и экспортного контроля Новороссийской таможни за исходящими от ДД.ММ.ГГГГг. , от ДД.ММ.ГГГГг. , согласно которых товар «Кондиционеры и тепловые насосы», содержащий дифторхлорметан, является продукцией, содержащей озоноразрушающие вещества, и попадает под действие Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГг. «О мерах нетарифного регулирования», в связи с чем запреты и ограничения при ввозе товара «Кондиционеры», указанного в заключении таможенного эксперта от ДД.ММ.ГГГГг., не соблюдены;

-письмом генерального директора ООО «Русмарин Логистика-Н» ФИО6 за исходящим от ДД.ММ.ГГГГг. №б/н об обстоятельствах совершенного правонарушения;

-протоколами опроса в качестве свидетеля ФИО7, ФИО5 и ФИО8 об обстоятельствах совершенного правонарушения, - материалами дела в их совокупности.

Вина ИП ФИО2 выражается в форме неосторожности в том, что он не предвидел возможности наступления вредных последствий своего действия, а именно: ИП ФИО2 как лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку, до заключения внешнеэкономического контракта №б/н ДД.ММ.ГГГГг. с компанией «HAMAYA Corporation» (Япония), с учетом специфики электротоваров, мог обеспечить проверку товаров на наличие запрещенных к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС веществ (в том числе хладагентов (фреона) в целях соблюдения требований и положений Решения Коллегии ЕАЭС от ДД.ММ.ГГГГг. «О мерах нетарифного регулирования», в целях недопущения ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров и продукции, содержащих озоноразрушающих веществ, чего получателем товаров ИП ФИО2 сделано не было, что повлекло несоблюдение установленных запретов в отношении товаров «Оконные кондиционеры со следами физического износа» заправленные хладагентом R-22» при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

При этом, правовая обязанность ИП ФИО2 как участника внешнеэкономической деятельности в качестве декларанта, вытекает из общеправового принципа, закрепленного статьей 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а соответственно, установленные законодательством обязанности, то есть не только знать об их существовании, но и обеспечивать их выполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения обязанностей декларанта при осуществлении внешнеэкономической деятельности в части таможенного декларирования товаров.

Учитывая вышеизложенное, прихожу к выводу, что ИП ФИО2 не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которые от него требовались, в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при исполнении положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Дата совершения административного правонарушения - ДД.ММ.ГГГГг.

Место совершения данного административного правонарушения - <адрес>.

Согласно положениям ст.4.1 КоАП РФ (с учетом примечания к ст.16.1 КоАП РФ), при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих или смягчающих административную ответственность, не установлено.

Учитывая обстоятельства административного правонарушения, тяжесть наступивших последствий, отсутствие смягчающих и отягчающих административное наказание обстоятельств, - суд считает, что административное наказание в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 необходимо определить в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, полагая, что такое наказание обеспечит исполнение целей административного наказания.

Оснований к применению положений ст.4.1.1 и ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

Издержки по настоящему административному делу отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.29.9-29.10 КоАП РФ, суд —

ПОСТAНОВИЛ:

Индивидуального предпринимателя ФИО2 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения: «Оконные кондиционеры со следами физического износа (кондиционер марки «CORONA CW-163R»; кондиционер марки «HORIE HAC-180RWA»; кондиционер марки «CORONA CW-160NR»; кондиционер марки «HAIER HSA-16R1»; кондиционер марки «CORONA CW-167IR»; кондиционер марки «ОАК-1805»; кондиционер марки «ОАК-1805», заправленные хладагентом R-22» - всего 7 штук.

Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи жалобы, протеста в Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вынесения или получения копии постановления.

Судья М.Е. Керасов