Дело № 5-807/17
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
**.***.2017 года 180007 <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Тимофеева И.В., при секретаре Заверуха Ю.С., рассмотрев материалы административного дела в отношении фирмы-перевозчика ТОО «КРЕЙСС АЗИЯ» (TOO «KREISS ASIA») БИН №*** зарегистрированного по адресу: <адрес>, E-mail: <адрес>, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
**.***.2017 г. в 22 часа 04 минуты на таможенный пост МАПП Шумилкино Псковской таможни адрес: дер. Шумилкино, Паниковская вол., Печорский р-н., Псковская обл.) на въезд в РФ прибыло транспортное средство а/м. В. регистрационный номер №*** находящееся под управлением водителя перевозчика ТОО «КРЕЙС АЗИЯ» гражданина республики Б.Р.И.**.***.**** года рождения, паспорт гражданина Республики Б.<данные изъяты>
На вышеназванном транспортном средстве перевозчиком ТОО «КРЕЙС АЗИЯ» на ввоз в РФ для последующего транзита на территорию Республики Казахстан перемещался груз: «саженцы яблони» (код - 06022080) страна происхождения – Италия, общим весом брутто 12420 кг. Товар перевозился по товаросопроводительным документам: CMR №*** от **.***.2017, INVOICE №*** от **.***.2017., фитосанитарный сертификат №*** от **.***.2017,
Документы представлялись на основании требований ч.1 ст. 159 таможенного кодекса ТС.
Отправитель товара, в соответствии с товаросопроводительными документами: В..
Получатель товара А...
В ходе проведения карантинного фитосанитарного контроля принято решение о запрете пропуска данного транспортного средства с товаром (акт №*** от **.***.2017) по причине наличия в фитосанитарном сертификате не заполненной графы «дополнительная декларация», в связи с чем перевозчиком нарушены положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля на таможенной границе Евразийского экономического союза № 318.
В ходе таможенного контроля должностным лицом таможенного поста МАПП Шумилкино Псковской таможни в адрес ОТО и ЭК Псковской таможни был направлен запрос о предоставлении сведений. В ответ на данный запрос ОТО и ЭК согласно служебной записки исх. №*** от **.***.2017 сообщает, что представленный фитосанитарный сертификат №*** от **.***.2017 (содержащий не заполненную строку «дополнительная декларация») не подтверждает необходимое фитосанитарное состояние ввозимой партии подкарантинной продукции.
При ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза товара «саженцы яблони» (код - 06022080) перевозчиком не соблюдены установленные ограничения в части карантинных фитосанитарных требований.
Представитель фирмы - перевозчика ТОО «КРЕЙСС АЗИЯ» в судебном заседании пояснил, что перевозка товара осуществлялась не в адрес получателя на территории РФ, а транзитом через территорию РФ с территории Италии в адрес получателя на территории Казахстан, и товар не предназначался для выгрузки на территории РФ, вину общества не признал. Полагал, что указание на заполнение графы фитосанитарного сертификата «дополнительные декларации» вправе были требовать при пересечении границы Казахстана. При этом, указал, что Единые карантинные фитосанитарные требования предъявляемые к подкарантинной продукции и подкарантинным объектам на таможенной границе и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденные решением Совета Евразийской экономической комиссии 30 ноября 2016 года, действуют с 01 июля 2017 года, то есть после инкриминируемого Обществу правонарушения.
Представитель Псковской таможни доводы протокола об административном правонарушении поддержал, полагал, что вина перевозчика ТОО «КРЕЙСС АЗИЯ» в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию полностью доказана. Просил назначить наказание в виде штрафа в пределах санкции статьи с учетом наличия отягчающих обстоятельств.
Заслушав представителя Псковской таможни, представителя ТОО «КРЕЙСС АЗИЯ», исследовав материалы административного дела, а именно: копию CMR №*** от **.***.2017; копией INVOICE №*** от **.***.2017; копией фитосанитарного сертификата №*** от **.***.2017; копию акта Россельхознадзора №*** от **.***.2017; информацию ОТО и ЭК и другие документы, находящиеся в материалах дела об АП №***, суд считает, что вина перевозчика ТОО «КРЕЙСС АЗИЯ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ - несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию доказана.
В соответствии с п. 21 ч.1 ст. 4 ТК ТС перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза.
На основании п.1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пп.1 п.1 ст.159 ТК ТС при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза перевозчик представляет, в том числе сведения: - о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен.
Кроме того, согласно п.2 ст.159 ТК ТС независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с п.1 ст.152 ТК ТС.
В соответствии с Перечнем подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащих карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического Союза и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного Союза №318 от 18 июня 2010 года «Об обеспечении карантина растений Евразийском экономическом союзе» - товар: «саженцы яблони» код 06022080, является продукцией высокого фитосанитарного риска.
На основании п.3.1 «Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №318 карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.
Подкарантинная продукция высокого фитосанитарного риска ввозится на таможенную территорию Евразийского экономического союза в сопровождении фитосанитарного сертификата на ввозимую партию указанной продукции.
Таким образом, указанный выше товар, подлежащий фитосанитарному контролю (надзору) является ограниченным к ввозу на территорию Евразийского экономического союза.
Условия оформления и выдачи фитосанитарных сертификатов установлены Международным стандартом по фитосанитарным мерам ISPM №12 «Руководство по фитосанитарным мерам» в редакции от 2011 г. (далее - Международный стандарт).
В соответствии с пунктом 4.1.6 Положения фитосанитарный сертификат признается недействительным в том числе, если он не полностью оформлен.
Согласно пункта 4.1.7 Положения фитосанитарный сертификат признается не подтверждающим необходимое фитосанитарное состояние ввозимой партии подкарантинной продукции, если в нем отсутствуют сведения о соблюдении карантинных фитосанитарных требований, действовавших на момент выдачи фитосанитарного сертификата и не утративших силу к моменту проведения документарной проверки.
На основании пункта 2 Международного стандарта все части фитосанитарных сертификатов и реэкспортных фитосанитарных сертификатов должны быть заполнены. В случае если какая-то часть не заполняется, в нем вписывается слово ‘отсутствует” или строка должна быть вымарана (для предотвращения подделок)
В соответствии с примечанием к главе 16 КоАП под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В силу п. 1 ст. 6 ТК ТС таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение ряда основных задач, в том числе, обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу.
При прибытии на таможенную территорию ЕАЭС перевозчиком, представлены товаросопроводительные документы, в том числе фитосанитарный сертификат №*** от **.***.2017, с незаполненной графой «дополнительная декларация» в связи с чем сертификат признан как не подтверждающий соблюдение установленных ограничений. Таким образом, перевозчиком нарушены положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля на таможенной границе Евразийского экономического союза № 318.. Выявленное несоответствие послужило основанием для запрета ввоза на территорию ЕАЭС перемещаемого товара.
Перевозчиком при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС товара предоставлен недействительный документ (фитосанитарный сертификат), что послужило основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
В соответствии со ст. 16.3 КоАП России предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России, является лицо, на котором, в соответствии с таможенным законодательством, лежит обязанность по представлению в таможенный орган документов на товары при прибытии на территорию ЕАЭС, в том числе подтверждающих соблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на территорию ЕАЭС.
В данном случае лицом, на котором лежит данная обязанность в соответствии со ст. 158, 159 и 152 ТК ТС, является перевозчик – ТОО «КРЕЙС АЗИЯ».
Представитель перевозчика ТОО «КРЕЙС АЗИЯ» при получении товаров для перевозки и получении товаросопроводительных документов и фитосанитарных сертификатов, не предпринял соответствующих мер по проверке полученного фитосанитарного сертификата на предмет его надлежащего оформления, однако возможность для проверки оформления данного фитосанитарного сертификата у представителя перевозчика имелась.
Учитывая, что все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.
Таким образом, представителем перевозчика не были приняты меры по надлежащей проверке и переоформлению выданного ему фитосанитарного сертификата №*** от **.***.2017, в результате чего представление в таможенный орган данного документа, содержащего нарушения, а именно отсутствие заполненной графы «дополнительная декларация» послужило основанием для несоблюдения установленных ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
Доводы представителя ТОО «КРЕЙСС АЗИЯ» о том, что перемещение товара транзитом через Российскую Федерацию, не попадает под юрисдикцию Российской Федерации, подлежат отклонению, по следующим основаниям.
Исходя из п.3 ч.1 ст.4 ТК ТС ввоз товара на таможенную территорию Таможенного союза представляет собой совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 216 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении условия, в том числе, о том, что в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов.
Перемещение товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозка по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, вопреки доводам жалобы, регулируется Таможенным кодексом Таможенного союза (ст.1 ТК ТС).
Кроме того, в соответствии с п.2 общих положений Правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 29.12.2010 № 456, Правила распространяются на подкарантинную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации, включенную в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащих карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №318.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП России, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с. ч. 2 ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать законы. Вступая в правоотношения с таможенным органом, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Таким образом, вина перевозчика ТОО «КРЕЙС АЗИЯ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ - в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, установлена.
Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не выявлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.
Решая вопрос о привлечении к административной ответственности, судья учитывает следующее.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При этом, в силу положений ст.2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.21 Постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.2005 №5 (ред. От 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом установленных обстоятельств совершения правонарушения, причин его совершения, явившихся следствием добросовестного заблуждения, судья полагает, что исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненного им вреду, и по обстоятельствам дела, не представляющего существенной угрозы безопасности и охраняемым законом правам и интересам общества и государства, и считает возможным признать совершенное ТОО «КРЕЙСС АЗИЯ» административное правонарушение малозначительным и освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В соответствии с ч.3 ст.24.7 КоАП РФ издержки, связанные с переводом документов в сумме 319 (триста девятнадцать) рублей, подлежат отнесению на счет федерального бюджета.
Товар не изымался.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу в отношении перевозчика ТОО «КРЕЙСС АЗИЯ» (TOO «KREISS ASIA») об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
ТОО «КРЕСС АЗИЯ» от административной ответственности освободить, ограничиться устным замечанием.
Документы, а именно копии: CMR №*** от **.***.2017; INVOICE №*** от **.***.2017; фитосанитарного сертификата №*** от **.***.2017; акта россельхознадзора №*** от **.***.2017; информацией ОТО и ЭК - хранить в материалах дела.
Издержки за осуществление переводов документов – 319 (триста девятнадцать) рублей 00 копеек отнести на счет федерального бюджета РФ.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Срок предъявления к исполнению 2 (два) года.
Постановление вступило в законную силу «___» _______ 201 года.
Судья И.В. Тимофеева