ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-808/2022 от 07.06.2022 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело №5-808/2022,

УИД 76RS0014-02-2022-000774-31

Резолютивная часть оглашена 02.06.2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Ярославль 7 июня 2022 года

Судья Кировского районного суда г.Ярославля Соболевский М.Г., при секретаре Гасишвили Т.К., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.7 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Чистякова Максима Владимировича,

установил:

Уполномоченным органом, Администрацией Гаврилов-Ямского муниципального района, в единой информационной системе 26.03.2021 размещено извещение № 0171300004521000008 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап.

Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 09.04.2021 № 15/2021 ЭА, размещенного заказчиком в единой информационной системе 12.04.2021, следует, что победителем электронного аукциона признан участник закупки ООО «ЭкоМакс-Проект», которое предложило цену контракта, равную цене, предложенной другим участником такого аукциона, но предложение о цене контракта, поступило раньше и заявка на участие в аукционе которого соответствует требованиям, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ и документацией об электронном аукционе.

Порядок заключения контракта регламентирован статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В силу положений ч.10 ст.83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.

Между Управлением ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района и ООО «ЭкоМакс-Проект» 26.04.2021 заключен контракт № 01713000045210000080001 на выполнение работ по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап (далее - контракт от 26.04.2021 № 01713000045210000080001, контракт).

Согласно пункту 1.1 контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с.Великое I этап (далее - работы, объект) в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.

В соответствии с п.10 приложения №1 к контракту («Техническое задание») срок начала выполнения работ - с момента подписания договора и предоставления Заказчиком исходных данных. Стадийность – одностадийное проектирование. Срок выполнения работ 150 календарных дней включает в т.ч.:

Выполнение инженерных изысканий, в т.ч. получение открытого листа на производство работ, проведение полевых и камеральных работ, проведение историко-культурной экспертизы.

Разработка (корректировка) проектной документации

Разработка сметной документации

Разработка Раздела проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, в т.ч. проведение историко-культурной экспертизы

Согласование Раздела проектной документации об обеспечении сохранности объекта культурного наследия с департаментом охраны культурного наследия, в т.ч. получение акта государственной историко-культурной экспертизы

Разработка проекта ЗСО источника водоснабжения, согласование и утверждение в уполномоченных структурах, согласование с Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области сокращения 1-го пояса ЗСО водопроводных сооружений и санитарно - защитной полосы водопровода.

Прохождение экспертизы проектно-сметной документации.

Выдача Заказчику проектно-сметной документации с положительным заключением ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза»

В соответствии с пунктами 3.1, 5.1 контракта срок выполнения работ: с момента заключения муниципального контракта и в течение 150 (сто пятьдесят) календарных дней. Подрядчик по окончании работ письменно уведомляет Заказчика о готовности работ к сдаче. Одновременно с уведомлением Подрядчик предоставляет Заказчику комплект отчетной документации, предусмотренной Техническим заданием (Приложение №1 к Контракту), подписанные со своей Стороны акт выполненных работ КС-2, справку о стоимости выполненных работ КС-3, счет.

16.09.2021 ООО «ЭкоМакс-Проект» в адрес Управления ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района направлено письмо исх. № 216, в котором подрядчик указал на необходимость заключить дополнительное соглашение к контакту с целью увеличения сроков выполнения работ до 20.12.2021. В письме указано на факт выявления дополнительного объема работ по археологии с последующим прохождением историко-культурной экспертизы (согласно Постановления № 127 от 20.02.2014г. «Об утверждении Правил выдачи, приостановлении и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия» срок получения Открытого листа 30 дней, 15 дней на проведение полевых работ и получение Акта ГИКЭ, 45 дней на согласование с Департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области, согласно Постановления №569 от 15.07.2009 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе»), общий срок выполнения работ составляет 90 дней. В письме также указано на срыв сроков получения Заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы (СЭЭ), несвоевременное предоставление информации, повлекшее сдвиг графика выполнения работ по корректировке проектной документации.

В ответ на вышеуказанное письмо заказчик сообщил, что положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и условия контракта от 26.04.2021 № 01713000045210000080001 не допускают возможности внесения изменений в заключенный контракт в части увеличения сроков выполнения работ (письмо от 22.09.2021 исх. № 224/1).

Заказчиком 23.09.2021 в адрес ООО «ЭкоМакс-Проект» направлена претензия исх. №226, согласно которой в связи с несвоевременным выполнением подрядчиком условий контракта с 23.09.2021 начисляется неустойка, предусмотренная пунктом 6.6 контракта.

ООО «ЭкоМакс-Проект» в ответ на претензию заказчика 08.10.2021 сообщило, что в связи с несвоевременным предоставлением Заказчиком запрашиваемой информации и непредоставлением информации, Подрядчик нарушил условия контракта п. 1.3, срок выполнения работ истек 22.09.2021.

Управлением ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района 26.11.2021 в адрес ООО «ЭкоМакс-Проект» направлен запрос исх. № 276 о предоставлении информации относительно срока выполнения работ, предусмотренных контрактом, в ответ на который подрядчик сообщил, что ориентировочный срок выполнения обязательств по контракту - февраль 2022 года (письмо от 01.12.2021 № 292).

ООО «ЭкоМакс-Проект» 13.01.2022 в адрес Управления ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района направлено письмо исх. № 5, содержащее в себе, в том числе, требование об оплате государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий для реконструкции объекта капитального строительства «Корректировка проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап», поскольку, по мнению подрядчика, обязанность по ее оплате согласно условий контракта от 26.04.2021 № 01713000045210000080001 возникает у заказчика.

Управлением ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района 14.01.2022 в адрес ООО «ЭкоМакс-Проект» направлена претензия № 1 с требованием о выполнении работ, предусмотренных контрактом от 26.04.2021 № 01713000045210000080001.

Поскольку в установленный контрактом срок (22.09.2021), а также за его пределами подрядчиком не были исполнены обязательства по выполнению работ, 27.01.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.04.2021 № 01713000045210000080001 на выполнение работ по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап (далее также - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено 27.01.2022 заказчиком по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу подрядчика, указанному в контракте, 27.01.2022 размещено в единой информационной системе в разделе «Дополнительная информация о контрактах».

С учетом подпункта «в» п.3 ч.6 Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 23.02.2022.

Выполнение работ по контракту требовалось для дальнейшего выполнения работ по реконструкции системы водоснабжения с.Великое в рамках реализации регионального проекта «Чистая вода», которое планировалось осуществить в 2023 году. Возможность попадания в число участников регионального проекта «Чистая вода» напрямую зависело от выполнения в срок работ по корректировке проектной документации.

В системе водоснабжения с.Великое в 2018 году наблюдалось превышение показателей качества воды, о чем указано в постановлении Правительства Ярославской области от 30.03.2018 №234-п «Об утверждении региональной программы «Развитие водоснабжения и водоотведения Ярославской области» на 2018 - 2024 годы». Затягивание процесса выполнения подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, а впоследствии и расторжение контракта, явившееся следствием такого затягивания, привело к невозможности реконструкции системы водоснабжения в указанном населенном пункте.

Невыполнение рассматриваемых работ по контракту является причиной нарушения прав жителей с.Великое на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации), включающую в себя право на чистую воду и благоприятную водную среду, поддержание оптимальных условий водопользования, качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям. Потребление жителями с.Великое воды, не отвечающей санитарным и экологическим требованиям, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, что само по себе является недопустимым.

В соответствии с приказом ООО «ЭкоМакс-Проект» о приеме работника на работу от 10.02.2017 № 1 Чистяков М.В. принят на работу в организацию на должность директора с 10.02.2017. Согласно решению единственного участника ООО «ЭкоМакс-Проект» от 04.02.2022 № 1 полномочия директора общества в лице Чистякова М.В. продлены сроком на 5 (пять) лет.

Согласно пункту 10.1. Устава ООО «ЭкоМакс-Проект» (далее - Устав) единоличным исполнительным органом Общества является директор. В силу пунктов 10.3 - 10.5 Устава директор обязан в своей деятельности соблюдать требования действующего законодательства, руководствоваться требованиями настоящего Устава, решениями Участника, а также заключенными Обществом договорами и соглашениями, в том числе заключенными с Обществом трудовыми договорами. Директор обязан действовать в интересах общества добросовестно и разумно. Директор руководит текущей деятельностью общества и решает все вопросы, которые не отнесены настоящим Уставом и законом к компетенции Участника.

Таким образом, являясь директором ООО «ЭкоМакс-Проект», Чистяков М.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.7 ст.7.32 КоАП РФ, выразившееся в бездействии, повлекшем неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом от 26.04.2021 № 01713000045210000080001 на выполнение работ по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства (существенное нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, включающую в себя право на чистую воду и благоприятную водную среду; угроза жизни и здоровью жителям с.Великое, в связи с потреблением воды, качество которой не отвечает санитарным и экологическим требованиям; подрыв авторитета органов местного самоуправления).

Лицо, привлекаемое к ответственности, Чистяков М.В. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях по делу, пояснил, что ключевым моментом при расторжении контракта явился спор об оплате государственной экспертизы.

Представитель административного органа Ярославского УФАС России по доверенности Семнова О.И. полагала, что Чистяков М.В. подлежит привлечению к административной ответственности с назначением наказания в виде штрафа, поскольку действия ООО «ЭкоМакс-Проект» повлекли неблагоприятные последствия для большого круга лиц.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 7 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности.

В соответствии с ч.2 ст.94 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.

В силу положений ст.107 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из представленных материалов усматривается, что Управление ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района и ООО «ЭкоМакс-Проект» 26.04.2021 заключили контракт №01713000045210000080001 на выполнение работ по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с. Великое I этап, в соответствии с условиями которого ООО «ЭкоМакс-Проект» приняло на себя обязательство в течение 150 календарных дней с момента заключения данного контракта выполнить работы по корректировке проектной документации для реконструкции системы водоснабжения с.Великое I этап в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к Контракту), а Управление ЖКХ Гаврилов-Ямского муниципального района – обязательство принять результат выполненных работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных данным контрактом.

В установленный контрактом срок (22.09.2022) контракт не исполнен, работы, предусмотренные контрактом заказчиком не приняты.

Таким образом, генеральным директором ООО «ЭкоМакс-Проект» Чистяковым М.В. не исполнены обязательства, предусмотренные контрактом от 26.04.2021 №01713000045210000080001, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства.

Вина Чистякова М.В. в совершении административного правонарушения подтверждается копией муниципального контракта от 26.04.2021 №01713000045210000080001, письмами начальника Управления ЖКХ Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района от 11.03.2022 №№ 57, 58, решением от 27.01.2022 №25 об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта от 26.04.2021 №01713000045210000080001, письмами Управления ЖХК Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района в адрес ООО «ЭкоМакс-Проект» от 23.12.2021 №318, от 19.01.2022 №13, от 27.09.2021 №227, от 22.09.2021 №224/1, от 19.08.2021 №182, от 23.09.2021 №226, от 22.10.2021 №№ 258, 259, от 26.11.2021 №276, от 13.12.2021 №301, уведомлением ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза» в адрес ООО «ЭкоМакс-Проект» от 20.01.2022 №01-16/30 об аннулировании проекта договора №573/ПИ, приказом о приеме Чистякова М.В. на работу в ООО «ЭкоМакс-Проект» от 10.02.2017 №1, уставом ООО «ЭкоМакс-Проект», протоколом об административном правонарушении от 20.04.2022 №076/04/7.32-180/2022.

Доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, о нарушении заказчиком положений п.4.3.3 вышеназванного контракта о предоставлении по запросу подрядчика разъяснений в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к объекту выполнения работ, опровергаются вышеназванными письмами Управления ЖХК Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района в адрес ООО «ЭкоМакс-Проект» от 23.12.2021 №318, от 27.09.2021 №227, от 19.08.2021 №182, от 22.10.2021 №№ 258, 259, от 13.12.2021 №301, из которых следует, что запрашиваемые ООО «ЭкоМакс-Проект» сведения и документы предоставлялись заказчиком по мере их поступления к заказчику. Из материалов дела следует, что наиболее длительная задержка со стороны заказчика произошла при предоставлении ситуационного плана, которая составила 2,5 месяца. При этом, просрочка исполнения обязательств подрядчика превышает данный срок.

Кроме того, из имеющегося в материалах дела письма ООО «ЭкоМакс-Проект» в адрес Управления ЖКХ Администрации Гаврилов-Ямского муниципального района от 20.09.2021 №217 следует, что по состоянию на указанную дату инженерные изыскания были выполнены подрядчиком на 100%, историко-культурная экспертиза не проведена, заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта ЗСО не получено, корректировка проектной документации выполнена на 70%.

Пунктом 10 Технического задания (Приложение №1 к контракту от 26.04.2021 №01713000045210000080001) предусмотрены, в том числе, прохождение экспертизы проектной-сметной документации, выдача заказчику проектно-сметной документации с положительным заключением ГАУ ЯО «Яргосстройэкспертиза».

Пунктом 13 Технического задания предусмотрены, в том числе, прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, включая смету на строительство объекта.

Пунктом 2.1. муниципального контракта от 26.04.2021 №01713000045210000080001 установлено, что цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цента контракта (цена работ) составляет 2 487 500 рублей, НДС не облагается.

В соответствии с п.2.2. Пунктом 2.1. муниципального контракта от 26.04.2021 №01713000045210000080001 цена контракта включает в себя все затраты, издержки и иные расходы подрядчика, в том числе сопутствующие, связанные с исполнением настоящего контракта, а также уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.

Из указанных положений муниципального контракта от 26.04.2021 №01713000045210000080001 следует, что расходы по оплате проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий включены в цену контракта. При таких обстоятельствах требование ООО «ЭкоМакс-Проект» об оплате проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий является не обоснованным.

Довод о невозможности исполнения обязательств подрядчика по контракту в установленный срок по причине выявления дополнительного объема работ по археологии с последующим прохождением историко-культурной экспертизы также подлежит отклонению, поскольку проведение историко-культурной экспертизы и согласовании документации в уполномоченном органе охраны объектов культурного наследия предусмотрены Пунктом 13 Технического задания (Приложение №1 к контракту от 26.04.2021 №01713000045210000080001).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Чистякова М.В., не установлено. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, считаю совершение правонарушения впервые, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.

При определении вида и размера наказания следует принять во внимание фактические обстоятельства дела, условия, при которых было совершено правонарушение, степень его тяжести, сведения о личности Чистякова М.В.

В соответствии с частью 7 статьи 7.32 КоАП РФ действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.

Принимая во внимание изложенное, считаю необходимым назначить Чистякову М.В.. административное наказание в виде административного штрафа в размере 5% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, то есть в размере 124 375 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать Чистякова Максима Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.7 ст.7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 124 375 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ срок предъявления постановления для исполнения в части уплаты штрафа составляет 2 года со дня его вступления в законную силу.

Сумма штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Тип платежа: оплата штрафа по постановлению

Назначение платежа: штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок согласно постановлению о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 076/04/7.32-180/2022.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.Г. Соболевский