ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-81 от 28.06.2011 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Октябрьский районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

5-81/2011

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

28 июня 2011 года город Омск, ул. 9-я Линия, д.232

Октябрьский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Глазковой Т.Г., при секретаре судебного заседания Носенко Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношении

ФКУ "ИК-12 УФСИН России по Омской области"

...

установил:

28.04.2011 в Октябрьский районный суд г. Омска из Омской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступило на рассмотрение дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении ФКУ "ИК-12 УФСИН России по Омской области"

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили результаты проверки исполнения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, в том числе осуществление деятельности по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, а также обеспечение постоянной готовности пожарной техники, пожарно-технического вооружения, оборудования, средств пожаротушения.

Проверка проводилась в период с 18.04.2011 по 22.04.2011 Омской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ.

Проверкой установлено, что 04.06.2010 приказом начальника ФБУ ИК-12 УФСИН России по Омской области № 292 утверждено Положение пожарной части первого разряда (далее Положение № 292), согласно которому пожарная часть обеспечивает пожарную безопасность на территории учреждения, постоянную боевую готовность к тушению пожаров и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ, в том числе связанных со спасением людей, предотвращением пожаров, путем их профилактики.

Кроме этого, Положением № 292 к основным функциям пожарной части отнесено осуществление контроля за установками автоматической пожарной сигнализации, первичными средствами пожаротушения, противопожарным водоснабжением, осуществление контроля за состоянием пожарной безопасности зданий и сооружений с массовым пребыванием людей, обеспечение охраны помещений ПЧ, поддержание в них необходимого порядка, проведение хозяйственных работ, проведение технического обслуживания пожарной техники, испытание и ремонт пожарно-технического оборудования.

Пунктами 38, 39 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что осуществление деятельности по тушению пожаров и производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

ФБУ ИК-12 УФСИН России по Омской области лицензию на осуществление указанных видов деятельности не имеет.

По результатам проверки в отношении ФКУ "ИК-12 УФСИН России по Омской области" Омским прокурором по надзору за соблюдением законов в ИУ советником юстиции МАВ 27.04.2011 было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

Помощник Омского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ ЛАС в судебном заседании просил признать учреждение виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ. На назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности не настаивал.

Законный представитель ФКУ "ИК-12 УФСИН России по Омской области" в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен судом надлежащим образом. Ходатайство об отложении рассмотрения дела не представил. Направил защитников по доверенности. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие законного представителя юридического лица.

Защитник законного представителя юридического лица БЕЯ в судебном заседании пояснила, что лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров имеет УФСИН России по Омской области. До проведения настоящей проверки существовала позиция МЧС России, согласно которой территориальным органам ФСИН для осуществления деятельности по тушению пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы не требовалась лицензия МЧС России.

В настоящее время от МЧС России на запрос начальника УФСИН России по Омской области получен ответ о том, что деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию без каких-либо исключений.

В связи с этим учреждение признает вину в совершении вменяемого административного правонарушения, просит ограничиться назначением наказания в виде предупреждения. Соответствующие действия по получению лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров учреждением и Управлением ФСИН России по Омской области предпринимаются.

Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области СИК в судебном заседании поддержал доводы представителя учреждения БЕЯ

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Пунктами 38, 39 ст. 17 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что осуществление деятельности по тушению пожаров и производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» утверждены Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров (далее Положение по тушению пожаров) и Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее Положение по ремонту средств пожарной безопасности).

Пунктом 1 Положения по тушению пожаров определено, что лицензированию подлежит деятельность по тушению пожаров, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 2 Положения по тушению пожаров, под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

В соответствии с п. 1 Положения по ремонту средств пожарной безопасности лицензированию подлежат работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ) система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности, тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, учет пожаров и их последствий, установление особого противопожарного режима.

Статья 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ предусматривает обязанность руководителей организации содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В целях повышения эффективности работы в области пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний приказом ФСИН РФ от 30.03.2005 № 214 утверждены Правила пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Правила № 214).

Пунктом 1.4. Правил № 214 предусмотрено, что при обеспечении пожарной безопасности учреждений наряду с настоящими Правилами следует руководствоваться Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 1 8 июня 2003 г. N 313 (зарегистрирован Минюстом России 27 июня 2003 г., регистрационный номер N 4838), другими нормативными правовыми актами Минюста России и МЧС России, регламентирующими требования пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН России, техническими регламентами, стандартами, строительными нормами и правилами, нормами технологического проектирования, нормами пожарной безопасности, правилами устройства электроустановок (далее - ПУЭ), отраслевыми правилами пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с п. 1.6 Правил № 214 начальник учреждения и органа ФСИН России обязан обеспечивать организацию и выполнение работ по пожарной безопасности, в том числе осуществление противопожарных мероприятий, приобретение средств пожаротушения, сигнализации и связи, а также содержание подразделения ВПО учреждения; обеспечивать непрерывное несение службы подразделения ВПО, использование личного состава и пожарной техники строго по назначению; обеспечивать контроль за своевременным выполнением требований пожарной безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами и иными документами, нормами, правилами, стандартами, а также предписаниями пожарной охраны.

Согласно п. 1.11 Правил № 214 нарушение (невыполнение, ненадлежащее выполнение или уклонение от выполнения) требований пожарной безопасности, в том числе настоящих Правил, влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

ФБУ ИК-12 УФСИН России по Омской области лицензию на осуществление деятельности по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не имеет.

Приказом № 217 от 12.04.2011г. Федеральной службой исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации был изменен тип учреждения: федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 12» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» - на федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 12» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области».

Из объяснений начальника ФКУ ИК-12 УФСИН России по Омской области подполковника внутренней службы ШАА следует, что в учреждении имеется лицензия на осуществление деятельности по тушению пожаров Номер обезличен, выданная Дата обезличена юридическому лицу «Федеральная служба исполнения наказаний» с ОГРН Номер обезличен, поэтому получение такой лицензии юридическим лицом ФБУ ИК-12 УФСИН России по Омской области с ОГРН Номер обезличен не инициировалось.

Факт осуществления видов деятельности, подлежащей лицензированию, в отсутствие соответствующей лицензии, подтверждается также иными материалами дела:

- положением о пожарной части первого разряда ФБУ ИК-12 УФСИН России по Омской области, утвержденным приказом начальника ФБУ ИК-12 УФСИН России по Омской области от 04.06.2010 № 292;

- копией лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров, выданной Федеральной службе исполнения наказаний;

- должностной инструкцией начальника пожарной части первого разряда ФБУ ИК-12 УФСИН России по Омской области капитана внутренней службы САГ., утвержденной начальником ФБУ ИК-12 11.01.2011;

- должностной инструкцией водителя пожарного автомобиля пожарной части первого разряда ФБУ ИК-12 УФСИН России по Омской области младшего сержанта внутренней службы ЛВВ., утвержденной начальником ФБУ ИК-12 11.01.2011;

- должностной инструкцией водителя пожарного автомобиля по вольному найму пожарной части первого разряда ФБУ ИК-12 УФСИН России по Омской области ОВА., утвержденной начальником ФБУ ИК-12 11.01.2011;

- штатным расписанием ФБУ ИК-12, согласно которому штат пожарной части первого разряда составляет 10 человек;

- нарядом на службу караула ВПО от 05.03.2011;

- карточкой тушения пожаров;

- объяснением начальника отряда № 4 ФБУ ИК-12 БНВ согласно которому пожарная сигнализация в секции № 3 отряда № 4 установлена силами пожарной части ФБУ ИК-12;

- объяснением начальника пожарной части первого разряда ФБУ ИК-12 САГ из которого следует, что ФБУ ИК-12 осуществляет деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров, работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в отсутствие соответствующей лицензии у учреждения.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическим лицом не представлено доказательств того, что оно не имело возможности соблюдать соответствующие лицензионные требования, при этом предпринимало все зависящие от него меры.

Таким образом, в действиях (бездействии) юридического лица ФКУ "ИК-12 УФСИН России по Омской области" усматривается состав административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Смягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии со статьёй 4.2. КоАП РФ, суд не усматривает.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии со статьёй 4.3. КоАП РФ, суд не усматривает.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, принимая во внимание, что осуществление деятельности в отсутствие лицензии при отсутствии сведений о том, что её получению препятствовало несоответствие лицензионным требованиям, само по себе не может повлечь наступление тяжких последствий. Учитывает имущественное и финансовое положение юридического лица, являющегося казенным учреждением. Учитывает отсутствие по делу смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств. Принимает во внимание, что учреждение впервые привлекается к административной ответственности в области соблюдения лицензионных требований к пожарной безопасности. Полагает возможным в данном случае ограничиться административным наказанием в виде предупреждения.

Руководствуясь статьёй 29.10 КоАП РФ, суд

постановил:

Признать ФКУ "ИК-12 УФСИН России по Омской области" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за что назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: ___________________ ФИО1