ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-810/2022 от 06.05.2022 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 5-810/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Ухта 06 мая 2022 года

Судья Ухтинского городского суда Савинкина Е.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Ходжаховой Э.,

представителя административного органа Пустохина А.В.,

рассмотрев в отношении Ходжаховой Э.<...> г. рождения, уроженки ...., пребывающей на территории Республики Коми по адресу: ....

дело об административном правонарушении, ч. 1 ст. 18.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Как следует из материалов дела, Ходжахова Э.Ш.к., при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, указала в п.8 адресу пребывания: .... когда фактически Ходжахова Э.Ш.к. по данному адресу не находилась с <...> г..

В судебном заседании Ходжахова Э.Ш.к. признала факт совершения административного правонарушения, просила не выдворять ее за пределы Российской Федерации, поскольку находится в браке с гражданином Российской Федерации Х.

Допрошенный свидетель Худиев З.Н.о. в судебном заседании пояснил, что с <...> г. после прибытия Ходжаховой Э.Ш.к. на территорию РФ проживали совместно. Первоначально проживали по адресу его дяди: ..... Указанная квартира двухкомнатная, места было недостаточно. Поэтому для осуществления семейной жизни и зачатия ребенка с начала <...> г. он снял квартиру по адресу: .... но периодически находились и по адресу: город .....

В силу части 1 статьи 18.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Уклонение иммигранта от прохождения иммиграционного контроля, предусмотренного законодательством Российской Федерации, медицинского освидетельствования, идентификации личности, проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, для временного пребывания, а равно нарушение правил проживания в указанных местах либо уклонение от представления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Согласно ст.6 п.4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в четырехмесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения. В территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заявление может быть подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Порядок выдачи разрешения на временное проживание, форма заявления о выдаче разрешения на временное проживание, порядок его подачи, в том числе в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, перечень документов, представляемых одновременно с указанным заявлением, форма и описание отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, о разрешении на временное проживание, форма и описание бланка документа о разрешении на временное проживание утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Пунктом 30 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 08.06.2020 N 407 предусмотрено, что для получения разрешения иностранный гражданин подает в подразделение по вопросам миграции либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве своего проживания: заявление (приложение N 1 к Административному регламенту) в двух экземплярах. Заявление заполняется с помощью электронных средств или от руки разборчиво печатными буквами чернилами черного или синего, или фиолетового цвета, без исправлений, помарок и неофициальных сокращений. В заявлении должны быть заполнены все пункты, подлежащие обязательному заполнению. В указанном заявлении указано о необходимости предоставления заявителем подлинных сведений.

Из материалов дела следует, что Ходжахова Э.Ш.к. <...> г. прибыла в Российскую Федерацию. В период с <...> г. была зарегистрирована по адресу: ....

<...> г. Ходжаховой Э.Ш.к. подано заявлено о выдаче разрешения на временное проживание в РФ с указанием адреса: ....

Между тем, фактически Ходжахова Э.Ш.к. по указанному адресу не проживала, что подтверждается достоверными доказательствами по делу: объяснениями Ходжаховой Э.Ш.к., как при возбуждении административного дела, так и при даче объяснений в рамках уголовного дела ...., возбужденного в отношении Ш. объяснениями собственника квартиры Ш.., Е.., письменными материалами дела: протоколом об административных правонарушениях от .... от <...> г., и др.

Указанное свидетельствует о наличии в действиях Ходжаховой Э.Ш.к признаков состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.11 КоАП РФ.

Санкция ч. 1 ст. 18.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве административного наказания предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, установленных Кодексом.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно 3.3 КоАП РФ административный штраф может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания.

Наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) предусмотрено, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2014 N 628-О, Определении от 4 июня 2013 года N 902-О указал, что Конституционный Суд РФ следуя ранее высказанным правовым позициям (Постановление от 17 февраля 1998 года N 6-П, Определение от 12 мая 2006 года N 155-О и др.), пришел к выводу, что суды, не ограничиваясь установлением только формальных оснований применения закона, должны исследовать и оценивать реальные обстоятельства, чтобы признать соответствующие решения в отношении иностранного гражданина либо лица без гражданства необходимыми и соразмерными; правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации относительно прав иностранных граждан не исключают необходимости из гуманитарных соображений учитывать семейное положение и другие чрезвычайные, заслуживающие внимания обстоятельства при решении вопроса как о необходимости депортации из Российской Федерации, так и о временном проживании на ее территории. Это согласуется и с выводом Конституционного Суда Российской Федерации о том, что наложение предусмотренного законом административного наказания при определенных обстоятельствах может противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод (постановления от 14 февраля 2013 года №4-П и от 25 февраля 2014 года №4-П).

В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. №3-П, от 13 марта 2008 г. №5-П, от 27 мая 2008 г. №8-П, от 13 июля 2010 г. №15-П, от 17 января 2013 г. №1-П и др.).

В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Как следует из материалов дела, Ходжахова Э.Ш.к. заключила брак с Х.<...> г.. Сведений о расторжении брака или признании его недействительным у суда не имеется.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что административное выдворение Ходжаховой Э.Ш.к. за пределы Российской Федерации при установленных обстоятельствах повлечет вмешательство со стороны государства в осуществление ее права на уважение семейной жизни.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела назначение Ходжаховой Э.Ш.к. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации будет противоречить требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В ходе рассмотрения дела обстоятельств, отягчающих административную ответственность Ходжаховой Э.Ш.к., судом не установлено.

При назначении наказания суд в соответствии со ст. ст. 3.1, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитывает характер совершённого правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение и считает необходимым назначить наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей без выдворения за пределы Российской Федерации.

Данное наказание соответствует цели предупреждения совершения административных правонарушений в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

постановил:

Признать Ходжахову Э., <...> г. рождения, уроженку ...., виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде штрафа в сумме 2 000 рублей.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ, по следующим реквизитам:

....

....

....

....

....

....

....

Назначение платежа: прочие поступления от денежных взыскании (штрафов).

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлечённое к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.

За неуплату штрафа в вышеуказанный срок установлена ответственность по части 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ухтинский городской суд

Судья - Е.В. Савинкина