ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-812/18 от 24.10.2018 Свердловского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

5-812/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Судья Свердловского районного суда г. Белгорода Шевченко Л.В. (<...>),

рассмотрев 24 октября 2018 года в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ООО «Ниба», юридический адрес: <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированного в качестве юридического лица 18.04.2001 года, ранее привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ,

с участием защитника ООО «Ниба» по доверенности ФИО1, уполномоченного по ОВД ОАР Белгородского таможенного поста Белгородской таможни ФИО2,

У С Т А Н О В И Л:

10.05.2018 в адрес получателя - ООО «Ниба» от ООО <данные изъяты> (Украина), согласно условиям контракта от 14.09.2015, инвойс от 18.04.2018, CMR от 07.05.2018, поступил товар №3 - оборудование для очистки воды: модель КPOMPROECO, ECOSOFT, помпа для систем обратного осмоса PURE, представляющий собой конструкционный узел, объединяющий в себе насосный агрегат и управляющую аппаратуру для обеспечения стабильной работы в водопроводе – 2 (две) штуки, прибывший автомобильным транспортом .

10.05.2018 специалистом по таможенному оформлению ООО «Ниба» в таможенный орган РФ была подана декларация на товары с целью помещения товара под таможенную процедуру ИМ-40 – выпуск для внутреннего потребления, согласно инвойса от 18.04.2018 года, заявлен товар №3: оборудование для очистки воды: модель КPOMPROECO, ECOSOFT, помпа для систем обратного осмоса PURE, представляющий собой конструкционный узел, объединяющий в себе насосный агрегат и управляющую аппаратуру для обеспечения стабильной работы в водопроводе – 2 (две) штуки.

В это же день, в 16:06:26, указанная декларация на товары зарегистрирована в ОТО и ТК № 1 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни. Подача таможенной декларации на товар №3 должна сопровождаться представлением таможенному органу декларирования, подтверждения о прохождении товаром санитарно-карантинного контроля, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза ЕврАЗэс от 28.05.2010 №299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе», поскольку декларируемый товар входит в раздел II перечня товаров, подлежащих государственной регистрации. Перемещение подконтрольных товаров, включённых в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории ЕАЭС, утверждённый Решением, через таможенную границу ЕАЭС возможно в пунктах пропуска, где осуществляется государственный санитарно-карантинный контроль.

В результате проведения документального контроля декларации на товары было установлено, что на CMR от 07.05.2018, представленной в электронном виде, отсутствует отметка о прохождении, ввезенным товаром №3, санитарно-карантинного контроля.

В связи с чем, должностным лицом был направлен запрос в адрес декларанта ООО «Ниба» о предоставлении CMR от 07.05.2018 документов, подтверждающих проведение с товаром санитарно-карантинного контроля.

В ответ на указанный запрос, декларантом ООО «Ниба» были представлены: CMR от 07.05.2018 в сканированном виде с отсутствием штампа о прохождении санитарно-карантинного контроля, а также письмо от 14.05.2018 о том, что на CMR нет отметок о прохождении норм санитарно-карантинного контроля, возможности в указанные сроки предоставить документ о проведении с товаром указанного контроля нет возможности.

В связи с чем, 21.05.2018 главным государственным таможенным инспектором ОТО и ТК №1 Белгородского таможенного поста было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ и проведении административного расследования в отношении ООО «Ниба».

ФИО1 считает, что в действиях ООО состава правонарушения не имеется. Ввоз товара ООО «Ниба» был осуществлен в соответствии с требованиями Технических регламентов «О безопасности машин и оборудования» «О безопасности низковольтового оборудования».

ФИО2 полагает, что вина ООО «Ниба» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ полностью доказана собранными материалами дела. Просит назначить наказание в соответствии с требованиями закона.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.

Из статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 указанного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 №18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при применении статьи 16.3 КоАП РФ следует разграничивать запреты и (или) ограничения экономического характера, а также запреты и (или) ограничения, не носящие экономического характера. При этом необходимо исходить из цели установления (введения) конкретного запрета и (или) ограничения.

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), понятие "запреты и ограничения" – это применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

На основании п.7 ч.1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со ст.7 настоящего Кодекса.

В силу п.3 ст.7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены: условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению по таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов, может быть подтверждено после выпуска товаров; уплачены таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, если такие сборы установлены в соответствии с законодательством государства – члена и срок их уплаты установлен до выпуска товаров, в том числе до регистрации таможенной декларации.

Невыполнение указанных условий, влечет отказ таможенного органа в выпуске товаров, что предусмотрено ст.125 ТК ЕАЭС.

Согласно п.п.3 п.1 ст.135 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются: соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.

Подпунктом «г» пункта 4 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении, утвержденной Приказом ФТС России от 26.05.2011 №1067 предусмотрено, что обязанность по совершению таможенных операций и проведению таможенного контроля товаров и транспортных средств, в том числе по соблюдению актов таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства РФ о таможенном деле, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза и на вывоз товаров, является компетенцией должностных лиц таможенных органов.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в несоблюдении запретов и ограничений на ввоз или вывоз товаров и транспортных средств, установленных федеральными законами и международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.

Субъектом правонарушения выступает лицо, которое в силу закона обязано соблюдать установленные ограничения.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно выписки из Единого государственного реестра, ООО «Ниба» 18.04.2001 зарегистрировано в качестве юридического лица, юридический адрес: <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>. Основным видом деятельности является торговля оптовая неспециализированная.

Судом установлено, 10.05.2018 в адрес получателя - ООО «Ниба» от ООО <данные изъяты> (Украина), согласно условиям контракта от ДД.ММ.ГГГГ, инвойс от ДД.ММ.ГГГГ, CMR от 07.05.2018, поступил товар №3 - оборудование для очистки воды: модель КPOMPROECO, ECOSOFT, помпа для систем обратного осмоса PURE, представляющий собой конструкционный узел, объединяющий в себе насосный агрегат и управляющую аппаратуру для обеспечения стабильной работы в водопроводе – 2 (две) штуки, прибывший автомобильным транспортом .

В тот же день специалистом по таможенному оформлению ООО «Ниба» в таможенный орган РФ была подана декларация на товары с целью помещения товара под таможенную процедуру ИМ-40 – выпуск для внутреннего потребления, согласно инвойса от 18.04.2018 года, заявлен указанный выше товар. Декларация на товары зарегистрирована в ОТО и ТК № 1 Белгородского таможенного поста Белгородской таможни.

При проведении документального контроля декларации на товары было установлено, что на CMR от 07.05.2018, представленной в электронном виде, отсутствует отметка о прохождении, ввезенным товаром №3, санитарно-карантинного контроля.

Кроме того, декларантом ООО «Ниба» были представлены: CMR от 07.05.2018 в сканированном виде с отсутствием штампа о прохождении санитарно-карантинного контроля, а также письмо от 14.05.2018 о том, что на CMR нет отметок о прохождении норм санитарно-карантинного контроля, возможности в указанные сроки предоставить документ о проведении с товаром указанного контроля нет возможности.

В связи с выявленными нарушениями, 21.06.2018 главным государственным таможенным инспектором ОТО и ТК №1 Белгородского таможенного поста вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ и проведении административного расследования в отношении ООО «Ниба».

Товар, явившийся предметом административного правонарушения (оборудование для очистки воды модель CPOMPROECO, ECOSOFT, помпа для систем обратного осмоса PURE, представляющий собой конструкционный узел, объединяющий в себе насосный агрегат и управляющую аппаратуру для обеспечения стабильной работы в водопроводе – 2 (две) штуки), был изъят и помещен на ответственное хранение в СВХ ООО «Техноснаб» по акту приема-передачи от 21.05.2018.

После проведения административного расследования, уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Белгородского таможенного поста Белгородской таможни в отношении ООО «Ниба» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ.

Подтверждая виновность Общества в совершении административного правонарушения, должностное лицо Белгородской таможни ссылается на следующие доказательства: декларация на товары ; контракт от 14.09.2015 и дополнительное соглашение к нему; инвойсом от 18.04.2018; декларацией о соответствии; актом таможенного досмотра от 14.05.2018 с приложениями; письменными пояснениями директора ООО «Ниба», протоколом опроса свидетеля Е.

При составлении протокола об административном правонарушении таможенный орган ссылается на Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №299 «О применении санитарных мер в таможенном союзе», которым утвержден Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза.

В соответствии с указанным Решением государственной регистрации подлежат продукция (товары), поименованная, в том числе п.11 «Изделия, предназначенные для контакта с пищевыми продуктами (кроме посуды, столовых принадлежностей, технологического оборудования и упаковки (укупорочных средств), к которой относится продукция из позиции 8413 ТН ВЭД ЕАЭС – насосы жидкостные с расходомерами или без них; подъемники жидкостей, предназначенные для контакта с пищевыми средами или использования в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения, впервые изготавливаемая на таможенной территории Евразийского экономического союза, а также впервые ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Однако с 15 февраля 2013 года вступил в силу Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования», в пункте 3.2 которого отражено, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция) до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 марта 2015 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.

Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается.

Так, при поставке оборудования для очистки воды: модель КPOMPROECO, ECOSOFT, помпа для систем обратного осмоса PURE, представляющий собой конструкционный узел, объединяющий в себе насосный агрегат и управляющую аппаратуру для обеспечения стабильной работы в водопроводе, импортер руководствовался Техническими регламентами Таможенного союза – ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования», ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств».

Из указанных выше Технических Регламентов Таможенного союза следует, что в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования соответствующих технических регламентов, государственная регистрация не осуществляется.

Продукция, являющаяся объектом технического регулирования технических регламентов ТР ТС 010/2011, ТР ТС 004/2011 выпускается в обращение на рынке при ее соответствии указанным техническим регламентам, а также другим техническим регламентам Таможенного Союза, ЕврАзЭС, действие которых на нее распространяется и при условии, что продукция прошла подтверждение соответствия в порядке, установленном соответствующим техническими регламентами Таможенного союза, ЕарАзЭС.

Декларация о соответствии или сертификат соответствия является единственным документом, подтверждающим соответствие машины и (или) оборудования требованиям настоящего технического регламента (ч.6 ст.8 ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования»).

Также в силу ч.8 ст.8 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования" декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на единой таможенной территории Таможенного союза в отношении машин и (или) оборудования, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, и применительно к каждой единице (машине и (или) оборудованию), в течение ее срока службы.

При таких обстоятельствах, доводы административного органа о том, что для выпуска товара №3 ООО «Ниба» до подачи декларации на товары в соответствии с процедурой выпуска для внутреннего потребления необходимо обеспечить представление документов, подтверждающих проведение с товаром санитарно-карантинного контроля (свидетельство, подтверждающее государственную регистрацию в ФС Роспотребнадзора) являются ошибочными и не могут быть приняты судом во внимание.

В связи с чем, выводы должностного лица о привлечении ООО «Ниба» к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ, а именно несоблюдение Обществом установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, нельзя признать обоснованным.

В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ в отношении ООО «Ниба» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Сведения об издержках в материалы дела не представлены.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ в отношении ООО «Ниба», юридический адрес: <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Товар, явившийся предметом административного правонарушения, вернуть законному владельцу.

Постановление суда может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии, путем подачи жалобы в Белгородский областной суд, через Свердловский районный суд г. Белгорода.

Постановление вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано.

Судья – <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>