ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-812/20 от 09.11.2020 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 5-812/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

09 ноября 2020 года г. Серпухов Московской области

Судья Серпуховского городского суда Московской области Пантела И.Д.,

при секретаре Максимовой Н.А.,

с участием представителя лица МКУ «Комитет по благоустройству городского округа Серпухов» ФИО1, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении,

рассмотрел дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.13 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МКУ «Комитет по благоустройству городского округа Серпухов», ИНН: <***>, КПП 504301001, ОГРН <***>, расположенного по адресу: <...>,

УСТАНОВИЛ:

МКУ «Комитет по благоустройству городского округа Серпухов» совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельства:

На основании Административного регламента Главного управления культурного наследия Московской области по исполнению государственной функции по федеральному государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), находящихся на территории Московской области, утвержденного распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 09.10.2018 № 32РВ-439, на основании задания начальника Главного управления культурного наследия Московской области от 29.05.2020 № 104-20 и на основании обращения С. от 27.05.2020 № 350Г-1431, 01.06.2020 с 11 до 16:00 Главным управлением проведен контроль за соблюдением режимов использования земель в границе территории объекта культурного наследия федерального значения - Ансамбль торговой площади: северный корпус торговых рядов, нач. XIX в., восточный корпус торговых рядов, нач. XIX в., здание гостиного двора, 1860-е годы, утвержденной распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 10.05.2017 № 45РВ-228 «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль торговой площади: северный корпус торговых рядов, нач. XIX в., восточный корпус торговых рядов, нач. XIX в., здание гостиного двора, 1860-е годы», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, город Серпухов, площадь Ленина, дом 4, дом 3, дом 5, дом 7».

Распоряжением Главного управления от 10.05.2017 № 45РВ-228 «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль торговой площади: ватерный корпус торговых рядов, нач. XIX в., восточный корпус торговых рядов, нач.- XIX в., здание гостиного двора, 1860-е годы», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, город Серпухов, площадь Ленина, дом 3, дом 4, дом 5, дом 7» утверждены границы территории и режимы использования территории объекта.

Согласно п. 2 ст. 36 Федерального закона изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст. 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включая оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

При этом в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 5.1 Федерального закона, запрещающего строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля и в нарушение пп. 2 ст. 36 Федерального предписывающий проведение изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работы при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия, МКУ «Комитет по благоустройству городского округа Серпухов» организовал по благоустройству общественных территорий в границах территории объекта, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, город Серпухов, площадь Ленина, дом 4, дом 3, дом 5, дом 7.

Главным управлением 01.06.2020г. с 11 час. 00 мин. по 16 час. 00 на основании распоряжения Главного управления от 14.07.2020 № 35 РВ-226 проведено внеплановое мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия.

В ходе визуального осмотра территории объекта, выявлен факт организации и производства работ по благоустройству общественных территорий (снятие верхнего слоя дорожного покрытия, копка траншей под коммуникации, демонтаж тротуарного покрытия).

Таким образом, МКУ «Комитет по благоустройству городского округа Серпухов», являясь заказчиком работ по благоустройству общественных территорий в границах территории объекта культурного наследия допустило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Представитель МКУ «Комитет по благоустройству городского округа Серпухов» в судебном заседании пояснила, что МКУ «Комитет по благоустройству городского округ Серпухов» не является субъектом вменяемого правонарушения, так как работы по благоустройству проводит подрядчик ООО «Орион Строй» на основании заключенного муниципального контракта. Из распоряжения от 09/08/2018 № 32РВ—355 «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль торговой площади» и объектов культурного наследия, входящих в его состав» усматривается, что предметом охраны являются здания (дома 4,3,5,7) площади Ленина г. Серпухов, а не земельный участок. Кроме того, Администрация г.о. Серпухов участвовала в конкурсе, выиграла Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды, в рамках которого был получен технический отчет в Институте археологии Российской Академии наук о проведении археологических работ на земельном участке, пояснительная записка ГАУ «Институт Генплана Москвы» по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, согласно которым хозяйственная деятельность на вышеуказанном участке разведки сохранности объектов культурного наследия не угрожает, установлена высокая степень сохранности планировочной структуры площади Ленина и работы по благоустройству не оказывают влияние на объекты культурного наследия. Таким образом, дело подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях МКУ «Комитет по благоустройству городского округа Серпухов». Вместе с тем, просила в случае признания МКУ «Комитет по благоустройству г.о. Серпухов» виновным в совершении данного правонарушения снизить штраф до минимального возможного размера либо прекратить дело за малозначительностью.

Выслушав представителя МКУ «Комитет по благоустройству городского округа Серпухов», исследовав письменные доказательства по делу, судья считает установленным факт совершения МКУ «Комитет по благоустройству городского округа Серпухов» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков (п. 2 ст. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Вина МКУ «Комитет по благоустройству городского округа Серпухов» в совершении административного правонарушения подтверждается письменными доказательствами по делу: протоколом по делу об административном правонарушении № 104-20/1 от 10.07.2020г.; актом осмотра от 01.07.2020г. № 104-20, с фототаблицей, зафиксировавшим выявленные нарушения Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; а именно факта организации и производства работ по благоустройству общественных территорий – снятие верхнего слоя дорожного покрытия, копка траншей под коммуникации, демонтаж тротуарного покрытия при отсутствии проекта, содержащего обязательные разделы об обеспечении сохранности территории объекта культурного наследия, заданием № 104-20 от 29.05.2020г. на проведение внепланового мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения – Ансамбль торговой площади: северный корпус торговых рядов нач. ХIХ в., восточный корпус торговых рядов, нач. ХIХ в., здание гостиного двора 1860-е годы; выпиской из ЕГРЮЛ; распоряжением № 32-РВ-226 от 14.07.2020 года об утверждении перечня должностных лиц ГУ культурного наследия МО, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, при осуществлении государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального назначения; письмом от Единой системы приема и обработки сообщений по вопросам деятельности исполнительных органов государственной Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области о проведении проверки по обращению С. на объекте культурного назначения.

Оснований не доверять представленным письменным доказательствам у судьи не имеется, поскольку они получены без нарушений требований КРФ об АП, являются доказательствами по делу, согласно ст. 26.2 КРФ об АП, оценены судьей в соответствии с положениями ст. 26.11 КРФ об АП.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КРФ об АП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что МКУ «Комитет по благоустройству городского округа Серпухов», приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, совокупность представленных по делу доказательств подтверждает наличие в действиях МКУ «Комитет по благоустройству городского округа Серпухов» состава вменяемого ему административного правонарушения.

Субъект административного правонарушения должностным лицом определен верно, поскольку именно МКУ «Комитет по благоустройству г.о. Серпухов» являлось заказчиком проведения работ по благоустройству территории в границах объекта культурного наследия.

Довод представителя о том, что подрядчиком работ по благоустройству выступало ООО «Орион Строй» на основании муниципального контракта не снимает с МКУ «Комитет по благоустройству г.о. Серпухов» обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации, так как вышеперечисленные работы были проведены с нарушением особого режима использования земельного участка.

Представленные в материалы дела технический отчет и пояснительная записка не свидетельствуют об отсутствии в действиях МКУ «Комитет по благоустройству г.о. Серпухов» состава административного правонарушения, поскольку в Главное управление культурного наследия Московской области проект, содержащий обязательные разделы об обеспечении сохранности территории объекта культурного наследия на момент проведения контрольного мероприятия не поступал.

Суд учитывает, что срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не истек, поскольку согласно ст. 4.5 КРФобАП, за нарушение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации срок давности привлечения к административной ответственности составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность МКУ «Комитет по благоустройству городского округа Серпухов», являются добровольное прекращение противоправного поведения, раскаяние в содеянном, обстоятельств, отягчающих наказание судья не усматривает.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения им новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В соответствии с пунктом 5 постановления Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 N 11-П санкции штрафного характера, исходя из общих принципов права, должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности и не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения предпринимательства, поскольку оно не соответствует принципу соразмерности при возложении ответственности, вытекающему из статьи 55 (части 3) Конституции РФ, ведет к умалению прав и свобод, что недопустимо в силу части 2 той же статьи.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 11.03.1998 N 8-П, от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, и характера причиненного ущерба, компенсационного характера, применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.

В соответствии со ст. 4.1 КРФ об АП, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дела об административных правонарушениях, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КРФ об АП, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 ст. 4.1 КРФ об АП, размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КРФ об АП.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, степень вины правонарушителя, финансовое положение юридического лица, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, а также, с целью предотвращения избыточного ограничения прав юридического лица, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 7.13 ч. 1, 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

МКУ «Комитет по благоустройству городского округа Серпухов» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, подлежащего уплате не позднее 60-ти дней с момента вступления постановления в законную силу, на следующие реквизиты: Получатель: УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч <***>), ИНН: <***>, КПП: 770301001, р/с: <***>, банк получателя: Операционный департамент Банка России, БИК: 044501002, КБК: 05411601071010013140.

Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: И.Д. Пантела