ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-813/20 от 15.10.2020 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 5-813/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

15 октября 2020 года г. Серпухов Московской области

Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2020 г.

Мотивированное постановление составлено 15.10.2020г.

Судья Серпуховского городского суда Московской области Пантела И.Д.,

при секретаре Максимовой Н.А.,

с участием представителей лица ООО «Орион Строй», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, ФИО2,

рассмотрел дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Орион Строй», ИНН: <***>, КПП 773101001, ОГРН <***>, расположенного по адресу: <...>, Э 9 пом. II, офис 212,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу по делу об административном правонарушении ООО «Орион Строй» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

На основании Административного регламента Главного управления культурного наследия Московской области по исполнению государственной функции по федеральному государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), находящихся на территории Московской области, утвержденного распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 09.10.2018 № 32РВ-439, на основании задания начальника Главного управления культурного наследия Московской области от 29.05.2020 № 104-20 и на основании обращения ФИО3 от 27.05.2020 № 350Г-1431, 01.06.2020 с 11 до 16:00 Главным управлением проведен контроль за соблюдением режимов использования земель в границе территории объекта культурного наследия федерального значения - Ансамбль торговой площади: северный корпус торговых рядов, нач. XIX в., восточный корпус торговых рядов, нач. XIX в., здание гостиного двора, 1860-е годы, утвержденной распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 10.05.2017 № 45РВ-228 «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль торговой площади: северный корпус торговых рядов, нач. XIX в., восточный корпус торговых рядов, нач. XIX в., здание гостиного двора, 1860-е годы», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, город Серпухов, площадь Ленина, дом 4, дом 3, дом 5, дом 7».

Распоряжением Главного управления от 10.05.2017 № 45РВ-228 «Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль торговой площади: ватерный корпус торговых рядов, нач. XIX в., восточный корпус торговых рядов, нач.- XIX в., здание гостиного двора, 1860-е годы», расположенного по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, город Серпухов, площадь Ленина, дом 3, дом 4, дом 5, дом 7» утверждены границы территории и режимы использования территории объекта.

Согласно п. 2 ст. 36 Федерального закона изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в ст. 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включая оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

При этом в нарушение пп. 1 п. 1 ст. 5.1 Федерального закона, запрещающего строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля и в нарушение пп. 2 ст. 36 Федерального предписывающий проведение изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работы при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия, ООО «Орион Строй» производил работы по благоустройству общественных территорий в границах территории объекта, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, город Серпухов, площадь Ленина, дом 4, дом 3, дом 5, дом 7.

Главным управлением 01.06.2020г. с 11 час. 00 мин. по 16 час. 00 на основании распоряжения Главного управления от 14.07.2020 № 35 РВ-226 проведено внеплановое мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия.

В ходе визуального осмотра территории объекта, выявлен факт организации и производства работ по благоустройству общественных территорий (снятие верхнего слоя дорожного покрытия, копка траншей под коммуникации, демонтаж тротуарного покрытия).

Таким образом, ООО «Орион Строй» производя работы по благоустройству общественных территорий в границах объекта культурного наследия, не выполнило требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение сохранности и неизменности облика объекта культурного наследия, а также запрета на проведение работ, ухудшающих условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Представители ООО «Орион Строй» ФИО1, ФИО2 в судебном заседании показали, что ООО «Орион Строй» является подрядчиком, производившим работы по благоустройству территории г. Серпухов Московской области на основании муниципального контракта, заключенного с МКУ «Комбинат по благоустройству г.о. Серпухов», выступающим заказчиком работ. Конкурсная документация, муниципальный контракт, проектная документация, переданная МКУ «Комбинат благоустройства» ООО «Орион Строй» не содержали информацию и разделы, указывающие на отнесение мест производства работ к объектам культурного наследия. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает обязанность подрядчика проверять представленную проектную документацию на предмет соблюдения норм проектирования и внесения всех необходимых данных для выполнения работ. ООО «Орион Строй» получило ордера на право производства земляных работ на территории г.о. Серпухов Московской области в Управлении архитектуры и строительства Администрации г.о. Серпухов Московской области, которая не представила информацию об отнесении мест производства работ к границам территории объекта культурного наследия. Таким образом, ООО «Орион Строй» не является субъектом административного правонарушения.

Представить МКУ «Комитет по благоустройству г.о. Серпухов» ФИО4 в судебном заседании показал, что действительно между МКУ «Комбинат по благоустройству» и ООО «Орион Строй» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству территорий. Сведениями о том, что на территории выполняемых работ находится объект культурного наследия МКУ «Комбинат по благоустройству» не располагал.

Выслушав представителей ООО «Орион Строй», представителя МКУ «Комитет по благоустройству г.о. Серпухов» исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КРФобАП административная ответственность устанавливается за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Статьей 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлены требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр.

В соответствии с п. 1 ст. 47.3 указанного выше Федерального закона, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло): под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования; под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда,
и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В силу ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" памятники истории и культуры государственного значения, республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством Российской Федерации, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Как видно из материалов административного дела, Главным управлением 01.06.2020г. с 11 час. 00 мин. по 16 час. 00 на основании распоряжения Главного управления от 14.07.2020 № 35 РВ-226 проведено внеплановое мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия.

В ходе визуального осмотра территории объекта, выявлен факт организации и производства работ по благоустройству общественных территорий (снятие верхнего слоя дорожного покрытия, копка траншей под коммуникации, демонтаж тротуарного покрытия) в границах объекта культурного наследия.

По окончанию рассмотрения, в отношении ООО «Орион Строй» был составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Часть 1 ст. 7.13 КРФобАП не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, допустившие нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия.

Согласно ст. 1.5 КРФоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В материалах дела имеется муниципальный контракт № 109 от 06.12.2019г. заключенный между МКУ «Комитет по благоустройству г.о. Серпухов» и ООО «Орион Строй» на выполнение работ по благоустройству общественных территорий по адресу: <...> включая участки прилегающих улиц Революции, 1-я Московская, ФИО5 и 2-я Московская.

Согласно акту приема-передачи от 06.12.2019г. ООО «Орион Строй» принял для благоустройства общественные территории по адресу: <...> включая участки прилегающих улиц Революции, 1-я Московская, ФИО5 и 2-я Московская.

Предметом работ по муниципальному контракту являлись работы по благоустройству общественных территорий по адресу: <...> включая участки прилегающих улиц Революции, 1-я Московская, ФИО5 и 2-я Московская.

Согласно п.5.4.2. муниципального контракта подрядчик обязан принять документацию необходимую для проведения работ от заказчика по акту приема-передачи проектной документации не позднее 2 (двух) рабочих дней с даты заключения контракта) и согласно п. 5.4.4. в течении 14 (четырнадцати) рабочих дней, после получения проектной документации от заказчика разработать проект производства работ и согласовать его с заказчиком.

Конкурсная документация, муниципальный контракт, проектная документация переданная заказчиком подрядчику по акту, не содержали информацию и разделы, указывающие на отнесение мест производства работ е объектам культурного наследия.

Согласно п. 5.4.7. муниципального контракта до начала производства земляных работ подрядчик обязуется оформить и получить разрешение на производство земляных работ в уполномоченных органах на выдачу разрешений на проведение земляных работ, а также разрешение элементов благоустройства на землях и земляных участках, находящихся в муниципальной собственности.

Для производства земляных работ на территории г.о. Серпухов Московская область Администрацией г.о. Серпухов Московской области Управлением архитектуры и строительства 26.12.2019г., 23.03.2020г. были выданы ООО «Орион Строй» ордера, при этом Администрация г.о. Серпухов Московской об Управление архитектуры и строительства не указала информацию об отнесении мест производства работ к границам территории объекта культурного наследия.

Анализ приведенных положений муниципального контракта и представленных документов, позволяет сделать вывод о том, что ООО «Орион Строй» не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения и необоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в связи с чем суд считает необходимым прекратить производство по настоящему административному делу, в связи с отсутствием в действиях ООО «Орион Строй» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 7.13 ч. 1, 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «Орион Строй», в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья: И.Д. Пантела