Дело № 5-814/2018
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Академика Курчатова, д. 6
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«30» августа 2018 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре Гончаренко А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
ФИО1 (RAKHMATILLOEVA GULIRUKHSOR), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Республики Узбекистан, русским языком владеющей в достаточной степени, в услугах переводчика не нуждающейся, не состоящей в браке, не имеющей на иждивении несовершеннолетних детей, не работающей, на миграционном учете по месту пребывания не состоящей, ранее состоявшей на миграционном учете по месту пребывания: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, ранее в течение года не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
29 августа 2018 года в 10 часов 15 минут при проверке документов в помещении отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю, расположенном по адресу: <...>, каб. № 204, было установлено, что гражданка Республики Узбекистан ФИО1 допустила нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания с 16 августа 2018 года по настоящее время.
При рассмотрении дела с участием законного представителя ФИО7 ФИО1 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при изложенных в протоколе об административном правонарушении обстоятельствах признала, подтвердила ранее данные письменные объяснения, указав, что существо вменяемого ей правонарушения понятно. Пояснила, что проживает совместно с матерью и братьями, у которых имеются документы, подтверждающие законность их пребывания на территории Российской Федерации. Планирует поступить в учебное заведение в г. Петропаловске-Камчатском.
При рассмотрении дела законный представитель ФИО8 также пояснила, что вместе с детьми прилетела в г. Москву 18 мая 2018 года, после прибыли на Камчатку, где подали документы для оформления разрешения на временное проживание дочери - ФИО1, однако в выдаче разрешения было отказано и до настоящего времени этот вопрос ей решить не удалось. Дочь проживает вместе с ней, а также с двумя ее сыновьями, которые имеют документы, подтверждающие законность их пребывания на территории страны. Она около 12 лет проживает и работает в России. В случае, если получится, планирует получить гражданство Российской Федерации. Дочь намерена обучаться в г. Петропавловске-Камчатском. Ее супруг в настоящее время проживает в Узбекистане, отношения с ним они не поддерживают.
Старший помощник прокурора г. Петропавловска-Камчатского Гайдук А.О. при рассмотрении дела полагал факт совершения ФИО1 административного правонарушения доказанным. Однако полагал необходимым учесть, что на территории Российской Федерации длительное время проживает мать несовершеннолетней, имеющая вида на жительство в российской Федерации, в связи с чем при назначении административного наказания следует принять во внимание, что назначение несовершеннолетней наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации, где проживают члены ее семьи, может полечь нарушение ее права на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Выслушав объяснения ФИО1, ее законного представителя ФИО2, исследовав материалы, обстоятельства дела об административном правонарушении, заслушав заключение прокурора, считаю, что виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается следующими доказательствами.
Как следует из представленных в материалах дела копий паспорта, его перевода на русский язык, миграционной карты, отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина, справки заместителя начальника отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю, сведений, указанных в распечатке из базы данных АС ЦБДУИГ ФМС России, ФИО1 является гражданкой Республики Узбекистан, въехала на территорию Российской Федерации 18 мая 2018 года, а затем на территорию Камчатского края, где 23 мая 2018 года была поставлена на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок по 15 августа 2018 года. Гражданка Республики Узбекистан ФИО1 разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство не получала. В настоящее время на учете по месту временного пребывания на территории Российской Федерации не состоит. Гражданство Российской Федерации она не приобретала (л.д. 4-7, 11, 14).
Из отобранных при участии законного представителя ФИО9 письменных объяснений ФИО1, правильность которых она подтвердила при рассмотрении дела, следует, что в Российскую Федерацию она приехала 18 мая 2018 года. В период времени с 23 мая 2018 года по 15 августа 2018 года состояла на учете по месту временного пребывания по адресу: <...>. В настоящее время проживает с мамой и двумя несовершеннолетними братьями на съемной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Ее мама и братья являются гражданами Республики Узбекистан. Ее отец является гражданином Республики Узбекистан. В настоящее время находится в Узбекистане. Близких родственников граждан России у нее нет. У ее мамы оформлен вид на жительство, у братьев - вид на жительство и разрешение на временное проживание в Российской Федерации. Она (ФИО1) планировала получить разрешение на временное проживание, но из-за отсутствия квоты, не смогла этого сделать. Из Российской Федерации она выезжать не планирует. Хочет поступить в кооперативный техникум на специальность повар-кондитер (л.д. 3).
Указанные объяснения привлекаемого к административной ответственности лица расцениваю как имеющие силу доказательственного значения в порядке ст.ст. 26.2, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждающие факт совершения вменяемого ей правонарушения.
Из письменных объяснений законного представителя ФИО2 следует, что в Российскую Федерацию она приехала 18 мая 2018 года с тремя несовершеннолетними детьми. У нее до 2023 года оформлен вид на жительство Российской Федерации. У двоих детей оформлены вид на жительство и разрешение на временное проживание в Российской Федерации. У третьего ребенка - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до 15 августа 2018 года была регистрация по адресу: <адрес>. В настоящее время регистрация закончилась. Они проживают на съемной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Ее муж является гражданином Республики Узбекистан. В настоящее время находится в Узбекистане. Близких родственников - граждан России у них нет. Ее дочь планировала получить разрешение на временное проживание, но из-за отсутствия квоты, не смогла этого сделать. В настоящее время ей выделили квоту, но в связи с тем что у нее нет регистрации, она не может обратиться с заявлением на получение РВП. Из Российской Федерации она выезжать не планирует. Хочет поступить в кооперативный техникум на специальность повар – кондитер (л.д. 2).
В протоколе от 29 августа 2018 года № 26/0924/18 (ПР№016556) об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, зафиксировано, что 29 августа 2018 года в 10 часов 15 минут при проверке документов в помещении отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции УМВД России по Камчатскому краю расположенном по адресу: г. Петропавловск – Камчатский, ул. Зеркальная, д. 49, кабинет № 204 установлено, что гражданка Республики Узбекистан ФИО1 прибыла на территорию Российской Федерации 18 мая 2018 года. В период времени с 23 мая 2018 года по 15 августа 2018 года состояла на учете по месту временного пребывания по адресу: <адрес>. Разрешение на временное проживание, вид на жительство в Российской Федерации ФИО1 не получала. Гражданка Республики Узбекистан ФИО1 в нарушение требований п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не выехала из Российской Федерации по окончании срока временного проживания в Российской Федерации, проживает на территории Камчатского края по адресу: <адрес>, без постановки на учет по месту пребывания и уклоняется от выезда из Российской Федерации с 16 августа 2018 года по настоящее время (л.д. 1-1 об.).
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к его содержанию, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 115-ФЗ) законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Разрешение на временное проживание и вид на жительство являются документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина или лица без гражданства и подтверждающие их право на временное или постоянное проживание в Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 2 и 5 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 данного Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 данного Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 данного Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Анализ вышеприведенных норм действующего законодательства и представленные доказательства свидетельствуют о нарушении ФИО1 требований п. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которым она не вправе находиться на территории Российской Федерации с 16 августа 2018 года, по настоящее время она уклоняется от выезда из Российской Федерации, не соблюдая установленных действующим законодательством страны пребывания ограничений.
Исследовав и оценив в совокупности доказательства, добытые при рассмотрении настоящего дела, считаю вину ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказаной, ее действия правильно квалифицированны, как нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, также не установлено.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ФИО1 согласно ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, расцениваю совершение административного правонарушения несовершеннолетним, признание своей вины в содеянном, совершение правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1 согласно ст. 4.3 Кодекса РФ об административныхз правонарушениях, не установлено.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1. ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует учитывать, что выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В соответствии со ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В пункте 1 статьи 8 Конвенции о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР и его правопреемника – Российской Федерации 2 сентября 1990 года) закреплено, что государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января 2013 года № 1-П).
Согласно положениям ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено, что гражданка Республики Узбекистан ФИО1 прибыла на территорию Российской Федерации вместе со своей матерью ФИО2, которой 8 августа 2013 года был выдан вид на жительство в Российской Федерации 82№0121078, срок действия которого был продлен по 7 августа 2023 года (л.д. 8).
Также на территории Российской Федерации проживаю несовершеннолетние братья ФИО1
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями самой ФИО1, объяснениями ФИО2 при рассмотрении дела, а также исследованной копией вида на жительство в Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенные установленные при рассмотрении дела обстоятельства совершения административного правонарушения, его характер, решая вопрос о виде и размере административного наказания, принимая во внимание положения п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 1 ст. 8, ст. 9 Конвенции о правах ребенка, в соответствии со ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитывая данные о личности виновного, наличие совокупности смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, наличие устойчивых родственных и семейных связей со страной пребывания, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда РФ правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным назначить гражданке Республики Узбекистан ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, без назначения ей административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО1 (RAKHMATILLOEVA GULIRUKHSOR) виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: получатель платежа – Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (УМВД России по Камчатскому краю), ИНН <***>, КПП 410101001, счет получателя 40101810100000010001, ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский, БИК 043002001, ОКТМО 307010000, КБК 188 1 16 40000 01 6020 140, УИН №.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись Т.Н. Лошаков
Верно:
Судья Т.Н. Лошаков