№ 5-815/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Ульяновск 19 декабря 2017 года
Судья Ленинского районного суда г.Ульяновска Хаустова Е.В. с участием защитника лица, привлекаемого к ответственности, ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении
Акционерного общества «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 13.09.2006, юридический адрес <...>,
привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
АО «УКБП» нарушены обязательные требования, установленные нормативными правовыми актами, выразившиеся в неприменении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению при образовании цены на горячую воду в декабре 2016 года - феврале 2017 года по адресу г. Ульяновск, <адрес>.
Защитник юридического лица АО «УКБП» в судебном заседании ФИО1 с правонарушением не согласилась, подробно позиция изложена в отзыве. Обратила внимание суда на то, что приказами Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 08.12.2016, 19.12.2016 для АО «УКБП» на 2017 установлен двухкомпонентный тариф. Взимание платы за услуги по поставке горячей воды они осуществляли по тарифам, утвержденным уполномоченным органом. Таким образом, со стороны АО «УКБП» не было допущено нарушение ФЗ от 14.04.1995 № 41. Административным органом не подтверждено нарушение ими порядка регулирования тарифов на горячую воду. АО «УКБП» производит расчет объема и стоимости переданной тепловой энергии при полном оборудовании приборами коммерческого учета точек передачи как разница между точками приема и точками передачи; при неполном оборудовании приборами коммерческого учета точек передачи по нормативам, утвержденным Приказом от 19.12.2016. Кроме того, срок давности привлечения к ответственности составляет один год. Просила производство по делу прекратить за отсутствием в действиях АО «УКБП» состава административного правонарушения.
Представитель Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области ФИО2 в судебном заседании пояснила, что проверка в отношении юридического лица проводилась по жалобе <данные изъяты> по факту неприменения АО «УКБП» норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению при образовании цены на горячую воду. Количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного прибора учета тепловой энергии, независимо от системы теплоснабжения. Иного порядка определения размера платы за услугу по горячему водоснабжению Правилами № 354 не предусмотрено. Норматив для АО «УКБП» Приказом № 06-903 от 19.12.2014 с 01.01.2015 установлен в размере 0,065 Гкал/м3, а с 01.11.2016 - 0,067 Гкал/м3 на основании Приказа № 06-207 от 24.10.2016. Приказ Министерства № 06-207 действовал до 21.09.2017, пока не был признан недействующим решением Верховного суда. В ходе проверки установлено, что АО «УКБП» за каждый расчетный период с марта 2015 по февраль 2017 выставляет счета фактуры отдельно за каждый компонент горячей воды – тепловую энергию и холодную воду, не применяя норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев воды. В связи с чем, потребители услуг вынуждены дважды оплачивать поставляемую им коммунальную услугу. Следовательно, АО «УКБП» допущено иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о виновности АО «УКБП» в совершении вмененного правонарушения по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Исходя из предоставленных материалов АО «УКБП» осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения жилого многоквартирного дома по адресу г. Ульяновск, <адрес>.
По результатам проверки, проведенной на основании обращения <данные изъяты>, был выявлен факт несоблюдения ресурсоснабжающей организацией установленного порядка ценообразования, выразившегося в неприменении норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению при образовании цены на горячую воду.
В силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации. В том случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Согласно п. 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
В соответствии с Правилами N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Иного порядка определения размера платы за услугу по горячему водоснабжению Правилами № 354 не предусмотрено.
Как указано в решении Верховного суда от 08.06.2012 в рамках постановления Правительства РФ № 124 от 14.02.2012 управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей.
В соответствии с Требованиями к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 № 253 размер платежа исполнителя, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, определяется в зависимости от оплаты потребителем соответствующей услуги в полном размере.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования составляет 1 год. Таким образом, сроки привлечения за иное нарушение установленного порядка ценообразования за расчетные периоды с марта 2015 по ноябрь 2016 истекли на момент предъявления административного материала в суд. Следовательно, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности только за иное нарушение установленного порядка ценообразования за расчетные периоды с декабря 2016 по февраль 2017.
Как следует из актов потребления тепловой энергии и ГВС по многоквартирному жилому дому по <адрес>, АО «УКБП» за каждый расчетный период с декабря 2016 по февраль 2017 выставляет счета-фактуры отдельно за каждый компонент горячей воды – тепловую энергию и холодную воду, не применяя норматив расхода тепловой энергии, используемый на подогрев воды, утвержденный Приказом № 06-207.
С февраля 2017 же начисления проводились по нормативу 0,067 Гкал/м3.
Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 24.10.2016 № 06-207 с 01.11.2016 применялся норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению 0,067 Гкал/м2.
Решением <данные изъяты> областного суда от ДД.ММ.ГГГГ данный приказ признан недействующим с момента вступления в законную силу решения суда. Апелляционным определением Верховного суда РФ от 21.09.2017 решение <данные изъяты> областного суда оставлено без изменения.
Доводы защитника со ссылкой на ст. 1.7 КоАП РФ о прекращении производства по делу ввиду того, что Приказ № 06-207 решением суда признан недействующим, основаны на неверном толковании норм закона.
Следовательно, вопреки доводам защитница лица, привлекаемого к ответственности, по состоянию на декабрь 2016, январь и февраль 2017 приказ Министерства имел юридическую силу и подлежал применению.
Исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина АО «УКБП» в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 112/2017-пр от 22.11.2017, обращением <данные изъяты>, определением о возбуждении дела об административном правонарушении, платежными документами, документами, подтверждающими оплату горячей воды, объемы поставленной воды, документы, подтверждающие снятие показаний приборов учета по коммунальному ресурсу. У суда нет оснований ставить под сомнение данные этих документов (доказательств) по делу, поскольку они собраны с соблюдением требований КоАП РФ, являются относимыми и допустимыми. Оснований для исключения их из числа доказательств по делу у суда не имеется.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253, суд приходит к выводу о наличии в действиях АО «УКБП» признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, и квалифицирует его действия как иное нарушение установленного порядка ценообразования.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что АО «УКБП», в силу действующего законодательства РФ, должно было и имело реальную возможность обеспечить соблюдение приведенных в настоящем постановлении требований и норм, однако этого не сделало, в связи с чем должно нести административную ответственность.
Права юридического лица при составлении в отношении него административного протокола сотрудниками Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области не были нарушены. Административный протокол составлен надлежащим должностным лицом и соответствует действующему административному законодательству.
Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ является формальным, и для его наличия достаточно установления самого факта нарушения установленного порядка ценообразования, при этом наступления каких-либо последствий не требуется. Нарушение требований закона о ценообразовании имеет широкую социальную значимость и находится под постоянным особым контролем государства, а потому оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности правонарушения не имеется. Установленные по делу обстоятельства не свидетельствуют о случайном характере совершения юридическим лицом рассматриваемого правонарушения и позволяют сделать вывод о пренебрежительном отношении АО «УКБП» к соблюдению установленных в сфере ценообразовании норм и правил.
При решении вопроса о назначении административного наказания суд учитывает требования ст.ст.4.1-4.3,4.5 КоАП РФ, а также характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства содеянного, источник финансирования юридического лица, административную практику.
Учитывая положения частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также такие критерии, обозначенные Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, как справедливость и соразмерность административного наказания, на основании оценки совокупности установленных по делу обстоятельств, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л А:
Признать Акционерное общество «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 13.09.2006) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа: <РЕКВИЗИТЫ>.
Постановление может быть обжаловано через Ленинский районный суд г.Ульяновска в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья Е.В. Хаустова