ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-81/2013 от 28.08.2013 Большереченского районного суда (Омская область)

Дело № 5-81/2013

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

р.п. Большеречье                         28 августа 2013 года

ул. Советов, 65

Судья Большереченского районного суда Омской области Андреева Н.Ю., при секретаре Черненко Н.В.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении администрации Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области, зарегистрированной межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Омской области, юридический адрес: <адрес>, <данные изъяты>, сведения о привлечении к административной ответственности в материалах дела отсутствуют, в отношении которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2. КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Саргатском районе ФИО1 составлен протокол №Б об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут, администрация Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области, юридический адрес: <адрес>, допустила несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Так, на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении мест свалок бытовых отходов на территории Старокарасукского сельского поселения» в <адрес> определена санкционированная свалка твердых бытовых отходов на расстоянии 300 метров от личного хозяйства Р.....

Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ о передаче части полномочий органами местного самоуправления Большереченский муниципальный район передал полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов Администрации Старокарасукского сельского поселения, предусмотрев ежегодное выделение 5357 рублей на проведение указанных работ. Ходатайств от главы поселения об увеличении данной суммы в Администрацию Большереченского муниципального района не поступало.

Решением № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «О порядке сбора и вывоза бытовых отходов мусора на территории муниципального образования Старокарасукского сельского поселения» определено, что отходы вывозятся на санкционированный объект размещения ТБО - временно размещенная органами местного самоуправления муниципального образования Старокарасукского сельского поселения территория, площадка. При этом, земельный участок, выделенный для складирования твердых бытовых отходов не имеет ограждения; не разработан регламент и режим работы, отсутствует инструкция по приему бытовых отходов, не обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, не ведется круглосуточный учет поступающих отходов, не осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов; отсутствует котлован для получения грунта для промежуточной изоляции; по периметру всей территории отсутствует ограждение территория полигона ТБО; отходы не уплотняют сверху изолирующим слоем грунта; не приняты меры по профилактике самовозгорания ТБО (на момент проверки обнаружено возгорание отходов в нескольких местах); не разработана специальная программа (план) производственного контроля, не осуществляется контроль за составом поступающих отходов; не обеспечивается безопасное в санитарно-гигиеническом отношении хранение и захоронение отходов (не проводится рекультивация полигона ТБО); земельный участок, на котором складируются и утилизируются отходы поселения, относится к землям сельскохозяйственного назначения, действий по переводу земель в иную категорию по правилам ст. 8 ЗК РФ Администрацией поселения не предпринималось (соответствующие документы не представлены).

В судебном заседании представитель правонарушителя – глава администрации Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области ФИО2 вину в совершении указанного административного правонарушения не признала, пояснив, что администрация Старокарасукского сельского поселения не является субъектом данного правонарушения, ею ДД.ММ.ГГГГ подано заявление в администрацию Большереченского муниципального района о предоставлении в собственность земельного участка, на котором размещена свалка, данный земельный участок не относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. На территории свалки разрабатывается карьер, в который будет ликвидирована существующая свалка и сделана новая. В настоящее время с частным лицом заключен договор на буртовку свалки, с населением проводится работа, чтобы не вывозили мусор на свалку. Просила прекратить производство по делу в связи с малозначительностью правонарушения.

Представитель ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Саргатском районе ФИО3 в судебном заседании подтвердила обоснованность составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области.

Выслушав объяснения представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области в Саргатском районе, исследовав материалы дела: протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжение о проведении плановой проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ №; акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены вышеназванные нарушения; постановление главы Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об упорядочении мест свалок бытовых отходов на территории Старокарасукского сельского поселения, которым определено место свалки в <адрес> на расстоянии 300 м. от ЛПХ Р.....; решение Совета Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения «О порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области»; устав Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области; выписку из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство о государственной регистрации администрации муниципального образования Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области; заключение специалиста по вопросу оборота отходов в Старокарасукском сельском поселении от ДД.ММ.ГГГГ №; договор № от ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области и М..... об оказании услуг по поставке бытовых отходов на территорию свалки; возражения главы Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области на протокол об административном правонарушении; заявление администрации Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в собственности Большереченского муниципального района Омской области, расположенного в <адрес>, для размещения свалки твердых бытовых отходов; бюджет Старокарасукского сельского поселения за 2013 год; соглашения о передаче части полномочий органам местного самоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенные между администрацией Большереченского муниципального района Омской области и администрацией Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области; кадастровую выписку о земельном участке для размещения свалки от ДД.ММ.ГГГГ №; акт от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании местоположения земельного участка под сосредоточенный резерв грунта для реконструкции автомобильной дороги Старокарасук-Трубчевка в Большереченском муниципальном районе Омской области; ситуационный план местоположения земельного участка; информацию Комитета финансов и контроля Администрации Большереченского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № о перечислении в бюджет поселения межбюджетных трансфертов; и иные материалы дела, суд находит производство по делу подлежащим прекращению по следующим основаниям:

Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективной стороной данного правонарушения являются действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом названного административного правонарушения могут быть лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами и не соблюдающие экологические и санитарно-эпидемиологических требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;

использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Согласно ст. 13 указанного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Статьей 8 Федерального закона № 89-ФЗ, статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 4 Устава Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных    районов - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Частью 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусмотрено право органов местного самоуправления муниципального района заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

На основании соглашения №, утвержденного решением Совета Большереченского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, а впоследствии соглашения №, утвержденного решением Совета Большереченского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация Большереченского муниципального района Омской области передала администрации Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области свои полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов с финансированием переданных полномочий в размере 4200 рублей в год.

Информацией Комитета финансов и контроля администрации Большереченского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается перечисление бюджету Старокарасукского сельского поселения межбюджетных трансфертов на организацию утилизации и переработки бытовых отходов в размере 4200 рублей.

Во исполнение возложенных на органы местного самоуправления поселений полномочий решением Совета Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение «О порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области», регулирующее отношения в области сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Старокарасукского сельского поселения.

Постановлением главы Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № определены места свалок на территории Старокарасукского сельского поселения.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированном ДД.ММ.ГГГГ в администрации Большереченского муниципального района Омской области за номером 1348, администрация Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области ходатайствует о передаче ей в собственность земельного участка, расположенного в <адрес>, для размещения свалки твердых бытовых отходов.

ДД.ММ.ГГГГ было согласовано местоположение земельного участка для размещения полигона твердых бытовых отходов (акт о согласовании местоположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и приложение к нему).

Как установлено в судебном заседании, на свалку бытовых отходов, расположенную в <адрес>, вывозится бытовой мусор, образуемый в результате деятельности физических и юридических лиц. При этом, указанная свалка бытовых отходов не образована исключительно от деятельности администрации Старокарасукского сельского поселения как юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления.

Применительно к вышеприведенным правовым нормам, органы местного самоуправления Старокарасукского сельского поселения не осуществляют указанные в ст. 8.2 КоАП РФ виды деятельности, они лишь организуют деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, а также по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. К таким организационным мероприятиям относятся разработка и принятие положения о порядке сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, их утилизации и переработки на территории муниципального образования; определение мест свалок; заключение соответствующих договоров на сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов с физическими и юридическими лицами, и т.д.

Ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах поселения указанной статьей КоАП не предусмотрена.

Изложенные же в протоколе об административном правонарушении №Б от ДД.ММ.ГГГГ недостатки касаются деятельности по устройству и содержанию полигона твердых бытовых отходов.

При этом, из кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ о земельном участке, используемом для размещения свалки в <адрес>, следует, что данный земельный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения, как указано в протоколе об административном правонарушении.

В связи с этим администрация Старокарасукского сельского поселения не является субъектом инкриминируемого ей административного правонарушения.

Кроме того, в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ст. 1.6 КоАП РФ).

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, составивший протокол.

Доказательства ненадлежащей организации администрацией Старокарасукского сельского поселения сбора, вывоза бытовых отходов и мусора, организации утилизации и переработки на территории сельского поселения в судебном заседании не представлены.

При этом, установленные судом факты свидетельствуют об обратном.

Так, из вышеуказанных документов следует, что на территории <адрес> места свалок определены, утверждено Положение «О порядке сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области», принимаются меры по надлежащему оформлению земельного участка под размещение свалки твердых бытовых отходов, разработке карьера для утилизации бытовых отходов.

Кроме того, осуществлять переданные полномочия, связанные с организацией утилизации отходов, администрация Старокарасукского сельского поселения должна была за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых Большереченским муниципальным районом, а не за счет собственного бюджета.

Из пояснений главы администрации Старокарасукского сельского поселения ФИО2, данных в ходе судебного заседания, следует, что перечисленных администрацией Большереченского муниципального района денежных средств в размере 4200 рублей крайне недостаточно для исполнения переданных полномочий, в связи с чем приходится дополнительно использовать средства бюджета Старокарасукского сельского поселения. Кроме того, она, а также главы других поселений на заседании в администрации Большереченского муниципального района обращались к главе Большереченского муниципального района с ходатайством о выделении дополнительных денежных средств, в чем им было отказано.

Доказательств обратного в ходе судебного заседания не установлено.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность установленных законодательством объективных и субъективных признаков, характеризующих действие (бездействие) как административное правонарушение.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, исходя из ст. 2.4 КоАП РФ, виновность юридического лица, равно как и наличие состава административного правонарушения не доказаны, в связи с чем администрация Старокарасукского сельского поселения не может быть привлечена к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 8.2, 24.5 КоАП РФ, суд

                    П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении администрации Старокарасукского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области прекратить ввиду отсутствия в ее действиях данного состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Большереченский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.Ю. Андреева