ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении
24 декабря 2015 г. г. Краснодар
Судья Краснодарского гарнизонного военного суда Слободянюк Виталий Дмитриевич (адрес) в помещении Краснодарского гарнизонного военного суда, рассмотрев дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении юридического лица – федерального казённого учреждения «Военный комиссариат адрес» (далее – ...») по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс РФ об АП),
установил:
Определением мирового судьи судебного участка № адрес от дата протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 Кодекса РФ об АП, и другие материалы дела в отношении юридического лица – ФКУ «ВККК» переданы на рассмотрение по подведомственности в Краснодарский гарнизонный военный суд.
Из представленных материалов дела следует, что распоряжением начальника ОНД адрес от дата№ предусмотрено проведение внеплановой выездной проверки структурного подразделения ФКУ «ВККК» – отдела военного комиссариата адрес (далее – Отдел) в период с 3 ноября по дата с целью исполнения предписания этого же должностного лица от дата№ и контроля соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.
Согласно протоколу об административном правонарушении от дата№ начальнику ОНД адрес юридическим лицом материалы и документы, необходимые для достижения целей и задач проверки, представлены не были.
Начальник ОНД адресФИО2 в судебном заседании пояснил, что в соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий (далее – МЧС России), утвержденного Указом Президента РФ от дата возглавляемый им отдел является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в области пожарной безопасности. Особенности организации и проведения проверок федеральными органами государственного пожарного надзора установлены Федеральным законом «О пожарной безопасности», а иной порядок осуществления проверки в отношении Отдела не предусмотрен законодательством. При этом на основании ходатайства военного прокурора Краснодарского гарнизона в марте 2014 года он провёл проверку Отдела на предмет исполнения обязательных требований в области пожарной безопасности. По итогам проверки он составил акт и выдал предписание об устранении выявленных недостатков и установил срок для их исполнения до дата, когда была проведена аналогичная проверка и выдано предписание об устранении недостатков, срок для устранения которых установлен до дата Однако, в соответствии с врученным им распоряжением от дата, Отдел не представил документы, указанные в распоряжении о проведении проверки. Полагает, что юридическое лицо не представило в государственный орган, осуществляющий государственный контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.7 Кодекса РФ об АП.
Представитель ФКУ «ВККК» ФИО1 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что контроль соблюдения требований пожарной безопасности в военных комиссариатах осуществляет инспекция пожарного надзора по Южному военному округу (далее – ЮВО) Министерства Обороны РФ в соответствии с планом работы данной инспекции. В феврале 2015 года инспекцией пожарного надзора по ЮВО проведена проверка требований пожарной безопасности Отдела, о чем письменно был уведомлен начальник ОНД адрес, кроме того ему указывалось о необходимости согласования проведения проверки с надзорными органами ЮВО. Кроме того, необходимые для проведения проверки документы представлялись начальнику ОНД адрес ранее, в связи с чем необходимости повторного их предоставления не было. Считает, что недопустимо проведение проверок разными надзирающими органами юридического лица по соблюдению одних и тех же требований, в данной связи он просит производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, прихожу к выводу, что производство по настоящему делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
Распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от дата№ начальником ОНД адрес во исполнение предписания главного государственного инспектора адрес по пожарному надзору от дата№, в период с 13 января по дата, предусмотрено проведение внеплановой выездной проверки пожарной безопасности Отдела, расположенного по адресу: адрес, ст-ца Выселки, адрес. О проведении проверки начальник Отдела уведомлен дата По результатам проведённой проверки были составлены акт проверки и предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности №, в соответствии с последним, срок устранения нарушений указанных требований был установлен до дата
Распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от дата№ начальником ОНД адрес во исполнение предписания главного государственного инспектора адрес по пожарному надзору от дата№, в период с 3 ноября по дата, предусмотрено проведение внеплановой выездной проверки пожарной безопасности Отдела, расположенного по адресу: адрес, ст-ца Выселки, адрес. О проведении проверки военный комиссар адрес уведомлен дата
дата на имя начальника ОНД адрес начальником Отдела направлено письмо, в котором указывалось об осуществлении контроля (надзора) за территориальными органами Министерства обороны РФ инспекциями пожарного надзора Министерства обороны РФ ЮВО, а также о проведении в феврале 2015 года в отношении Отдела плановой проверки исполнения обязательных требований в области пожарной безопасности указанной ведомственной инспекцией.
Запланированная на дата внеплановая выездная проверка проведена не была, в связи с воспрепятствованием её проведения Отделом путём не представления документов, указанных в распоряжении о проведении проверки, и не предоставления возможности исследования объектов защиты.
В преамбуле Федерального закона от дата № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливается, что данный Федеральный закон определяет, в том числе, общие правовые основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и регулирует в этой области отношения между органами государственной власти.
Статьёй 1 названного Федерального закона определены основные понятия, применяющиеся в целях данного Федерального закона.
Так пожарная охрана определяется как совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. В свою очередь, профилактика пожаров определяется как совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
Федеральный государственный пожарный надзор определяется как деятельность уполномоченных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Ведомственный пожарный надзор определяется как деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» разработано Положение о пожарной охране в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённое Приказом Министра обороны РФ от дата№ (далее – Положение).
Названное Положение определяет, в том числе общие правовые основы обеспечения пожарной безопасности в Вооружённых Силах РФ, устанавливает основные задачи и функции пожарной охраны Вооружённых Сил РФ.
Пунктом 3 Положения устанавливается, что в целях проверки соблюдения воинскими частями и организациями Вооружённых Сил РФ требований пожарной безопасности и принятия мер по результатам проверки пожарная охрана Вооружённых Сил РФ осуществляет ведомственный пожарный надзор. Органы управления пожарной охраны Вооружённых Сил РФ включают в себя, в том числе, и инспекции пожарного надзора военных округов (районов). Для осуществления ведомственного пожарного надзора определяется район обслуживания инспекции пожарного надзора, который устанавливается приказом командующего войсками военного округа и определяет границы на территории округа, в пределах которых инспектора пожарного надзора проводят проверки соблюдения требований пожарной безопасности на подведомственных объектах.
Так приказом командующего войсками ЮВО от дата№ за инспекцией пожарного надзора (адрес) закрепляется Краснодарский территориальный гарнизон.
В соответствии с п. 4 Положения основной задачей пожарной охраны Вооружённых Сил РФ является также организация и осуществление контроля (надзора) на подведомственных объектах за соблюдением требований пожарной безопасности.
Пунктом 5 Положения определены функции пожарной охраны Вооружённых Сил РФ, в числе которых осуществление контроля (надзора) за исполнением органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооружённых Сил РФ требований пожарной безопасности.
Пункт 8 Положения устанавливает, что деятельность органов военного управления и подразделений пожарной охраны Вооружённых Сил РФ определяется соответствующими положениями, разработанными уполномоченными органами центрального военного управления по организации деятельности пожарной охраны.
Таким положением является Временное положение об инспекции пожарного надзора (по ЮВО), утверждённое приказом начальника Главного управления контрольной и надзорной деятельности Министерства обороны РФ – Помощником Министра обороны РФ от дата№ (далее – Временное положение).
Так согласно Временному положению Инспекция пожарного надзора по ЮВО предназначена для проверки соблюдения требований пожарной безопасности в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях, дислоцированных в границах ЮВО и принятия мер по результатам проверки. В процессе своей деятельности Инспекция пожарного надзора по ЮВО взаимодействует с органами военного управления ЮВО, органами государственного пожарного надзора субъектов Российской Федерации, на территориях которых дислоцируются воинские части и организации ЮВО, а также с иными государственными органами и органами местного самоуправления.
Кроме того, отмечаю, что пунктом 20 Постановления Правительства РФ от дата№ «О государственном пожарном надзоре», действовавшего до дата, установлено, что контроль (надзор) за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах Министерства обороны РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ и Службы внешней разведки РФ осуществляется в порядке, установленном положениями об их ведомственной пожарной охране, согласованными с главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору.
Также отмечаю, что статьёй 3 Федерального закона от дата № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливаются принципы защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), при этом пункт 5 указанной статьи одним из основных принципов закрепляет недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля (надзора) проверок исполнения одних и тех же обязательных требований.
Кроме того, учитываю, что ранее при проведении проверки Отдела с 13 января по дата необходимые для её проведения документы уже представлялись начальнику ОНД адрес.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что за соблюдением требований пожарной безопасности воинскими частями и организациями Вооружённых Сил РФ ведомственный контроль (надзор) осуществляет пожарная охрана Вооружённых Сил РФ.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об АП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу требований Кодекса РФ об АП, наличие признаков виновного деяния должно быть доказано уполномоченным государственным, муниципальным органом (органом административной юрисдикции) или их должностными лицами, но не лицом, подозреваемым в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса РФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 Кодекса РФ об АП к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об АП Лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, все неустранимые сомнения в виновности толкуются в его пользу.
Согласно требованиям ст. 2.1 Кодекса РФ об АП административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об АП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, прихожу к выводу о том, что вина ФКУ «ВККК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 Кодекса РФ об АП, материалами дела не доказана, административным органом не представлено надлежащих доказательств в обосновании необходимости проведения им проверки соблюдения требований пожарной безопасности Отдела, в то время как такие проверки проводятся ведомственной инспекцией, то есть инспекцией пожарного надзора (адрес), в соответствии с планом и указанными выше нормативно-правовыми актами.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об АП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства, как отсутствие состава административного правонарушения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФКУ «ВККК» подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 23.1, 24.5, 29.9-29.10, 30.1-30.3 Кодекса РФ об АП,
постановил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении по ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении федерального казённого учреждения «Военный комиссариат адрес» за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по уголовным делам Северо-Кавказского окружного военного суда, через Краснодарский гарнизонный военный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья В.Д. Слободянюк