ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-81/2015 от 31.12.2015 Коряжемского городского суда (Архангельская область)

5-81/2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 декабря 2015 года город Коряжма

Судья Коряжемского городского суда Архангельской области Цыбульникова О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», зарегистрированного в едином государственном реестре юридических лиц за ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>, находящегося по адресу: наб. Северной Двины, д. 17, г. Архангельск,

установил:

в Коряжемский городской суд Архангельской области на рассмотрение поступил протокол об административном правонарушении от 09 октября 2015 года № 19.20.3, составленный государственным инспектором отдела контроля качества образования и мониторинга в системе образования Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) ФИО1 по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» (далее – ФГАОУ ВПО «САФУ имени М.В. Ломоносова»).

Защитник Учреждения ФИО2 не согласна с вменяемым правонарушением. В судебном заседании 25 ноября 2015 года пояснила, что производство по делу подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения ввиду того, что на основании запроса Рособрнадзора от 09.09.2015 года университетом были предоставлены копии разработанных и утвержденных лицензиатом образовательных программ, право на реализацию которых установлено лицензией, включающих в себя общую характеристику образовательной программы, учебные планы, календарные учебные графики, что подтверждается описью документов предоставленных филиалом ФГАОУ ВПО «САФУ имени М.В. Ломоносова» в г. Коряжме и сопроводительным письмом от 16.09.2015 г. Документы переданы в Рособрнадзор 21.09.2015 г.

Кроме того, полагает несостоятельным вменение Учреждению правонарушения выразившегося в отсутствии у филиала лицензиата научных работников, поскольку учреждением, осуществляющим образовательную деятельность, является ФГАОУ ВПО «САФУ имени М.В. Ломоносова», а не филиал в г. Коряжме. У Учреждения, согласно штатному расписанию от 01.09.2015 года, предусмотрено 117,75 ставок научных сотрудников.

Также филиал ФГАОУ ВПО «САФУ имени М.В. Ломоносова» в г. Коряжме не реализует образовательные программы с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

В судебное заседание 28 декабря 2015 года законный представитель ФГАОУ ВПО «САФУ имени М.В. Ломоносова» и защитник не явились, представили суду дополнения к письменным объяснениям.

Представитель Рособрнадзлора не явился в судебное заседание, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, выслушав защитника ФГАОУ ВПО «САФУ имени М.В. Ломоносова» ФИО2, прихожу к следующему.

Как следует из материалов дела и никем не оспаривается, ФГАОУ ВПО «САФУ имени М.В. Ломоносова» на основании лицензии № ААА 002105 от 15.06.2011 г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, осуществляет образовательную деятельность, в том числе по адресу: ул. Ленина, д. 9, г. Коряжма, Архангельская область, по специальностям и направлениям подготовки: прикладная математика и информатика (код 010400, бакалавр), прикладная математика и информатика (код 010500 бакалавр прикладной математики и информатики), естественнонаучное образование (код 050100, бакалавр естественнонаучного образования), педагогическое образование (код 050100 (бакалавр), физико-математическое образование (050200, бакалавр физико-математического образования), психолого-педагогическое образование (код 050400, бакалавр), педагогика (код 050700, бакалавр педагогики), специальное (дефектологическое) образование (код 050700, бакалавр), менеджмент (код 080200, бакалавр), менеджмент (код 080500, бакалавр менеджмента), государственное и муниципальное управление (код 081100, бакалавр), прикладная информатика (код 230700, бакалавр), прикладная математика и информатика (код 010501, математик, системный программист), химия (код 050101, учитель химии), география (код 050103, учитель географии), математика (код 050201, учитель математики), информатика (код 050202, учитель информатики), история (код 050401, учитель истории), педагогика и психология (код 050706, педагог-психолог), маркетинг (код 080111, маркетолог), государственное и муниципальное управление (код 080504, менеджер), менеджмент организации (код 080507, менеджер), прикладная информатика (код 080801, информатик-экономист), педагогика и психология девиантного поведения (код 050407, специалист), педагогическое образования (код 050100, бакалавр), прикладная математика и информатика (код 01.03.02, академический бакалавр), прикладная информатика (код 09.03.03, академический бакалавр, прикладной бакалавр), менеджмент (код 38.03.02, академический бакалавр, прикладной бакалавр), государственное и муниципальное управление (код 38.03.04, академический бакалавр, прикладной бакалавр), публичная политика и социальные науки (код 41.03.06, академический бакалавр, прикладной бакалавр), педагогическое образование (код 44.03.01, академический бакалавр, прикладной бакалавр), психолого-педагогическое образование (код 44.03.02, академический бакалавр, прикладной бакалавр), специальное (дефектологическое) образование (код 44.03.03, академический бакалавр, прикладной бакалавр), педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (код 44.03.05, академический бакалавр, прикладной бакалавр), педагогика и психология девиантного поведения (код 44.05.01, социальный педагог) (л.д.37-50).

В ходе, проведенной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки плановой документарной проверки в период с 14.09.2015 по 09.10.2015 г. на основании приказа руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки ФИО3 от 08.09.2015 № 1584 о проведении плановой документарной проверки соблюдения ФГАОУ ВПО «САФУ имени М.В. Ломоносова» в части филиала в г. Коряжме Архангельской области лицензионных требований, при осуществлении образовательной деятельности по указанному адресу были выявлены следующие нарушения:

- у филиала лицензиата отсутствуют разработанные и утвержденные образовательные программы;

- у филиала лицензиата отсутствуют научные сотрудники;

- у филиала лицензиата отсутствуют условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме.

Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 09.10.2015 № 455/Л/З/К (л.д.67-73).

По результатам проверки уполномоченным должностным лицом Рособрнадзора в отношении ФГАОУ ВПО «САФУ имени М.В. Ломоносова» составлен протокол об административном правонарушении.

Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В примечании к этой норме указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности устанавливает Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании», определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющим обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно устанавливает Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966.

В соответствии с п. 3 указанного Положения образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.

Согласно п.п. 1, 5 ст. 12 указанного Федерального закона и подп. «г» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности образовательные программы определяют содержание образования, которые самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п.9 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ).

Аналогичная норма содержится в п. 13 приказа Минобрнауки №1367 от 19.12.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», который определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры.

Раздел II указанного Порядка содержит все необходимые требования, которым должна отвечать образовательная программа. К каждому компоненту программы предъявляются определенные требования.

Согласно пунктам 14-21 Порядка в образовательной программе определяются планируемые результаты освоения образовательной программы - компетенции обучающихся, установленные образовательным стандартом, и компетенции обучающихся, установленные организацией дополнительно к компетенциям, установленным образовательным стандартом, с учетом направленности (профиля) образовательной программы (в случае установления таких компетенций); планируемые результаты обучения по каждой дисциплине (модулю) и практике - знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

В общей характеристике образовательной программы указываются:

квалификация, присваиваемая выпускникам;

вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники;

направленность (профиль) образовательной программы;

планируемые результаты освоения образовательной программы;

сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы.

Организация может включить в состав общей характеристики образовательной программы также иные сведения.

В учебном плане указывается перечень дисциплин (модулей), практик аттестационных испытаний итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся, других видов учебной деятельности (далее вместе - виды учебной деятельности) с указанием их объема в зачетных единицах, последовательности и распределения по периодам обучения. В учебном плане выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем (далее - контактная работа обучающихся с преподавателем) (по видам учебных занятий) и самостоятельной работы обучающихся в академических или астрономических часах. Для каждой дисциплины (модуля) и практики указывается форма промежуточной аттестации обучающихся.

В календарном учебном графике указываются периоды осуществления видов учебной деятельности и периоды каникул.

Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя:

наименование дисциплины (модуля); перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы; объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся; содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий; перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю); фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю); перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля); перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), необходимых для освоения дисциплины (модуля); методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля); перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости); описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю).

Организация может включить в состав рабочей программы дисциплины (модуля) также иные сведения и (или) материалы.

Программа практики включает в себя указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения; перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы; указание места практики в структуре образовательной программы; указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах; содержание практики; указание форм отчетности по практике; фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике; перечень учебной литературы и ресурсов сети "Интернет", необходимых для проведения практики; перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости); описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

Организация может включить в состав программы практики также иные сведения и (или) материалы.

Оценочные средства представляются в виде фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для итоговой (государственной итоговой) аттестации.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входящий в состав соответственно рабочей программы дисциплины (модуля) или программы практики, включает в себя: перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы; описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Для каждого результата обучения по дисциплине (модулю) или практике организация определяет показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования, шкалы и процедуры оценивания.

Фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации включает в себя: перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы; описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения образовательной программы.

Организация разрабатывает образовательную программу в форме комплекта документов, который обновляется с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

Каждый компонент образовательной программы разрабатывается в форме единого документа или комплекта документов.

В представленных основных профессиональных образовательных программах высшего образования содержится указание на то, что содержание и организация образовательного процесса при реализации данных основных профессиональных образовательных программ регламентируется учебным графиком, рабочими программами учебных курсов, материалами обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся, программами учебных, производственных и преддипломных практик, а также другими материалами.

Учреждением были представлены общие характеристики образовательных программ и рабочие планы, никаких других документов, подтверждающих наличие образовательных программ, представлено не было.

Таким образом, представленные образовательные программы не содержат всех компонентов образовательных программ, предусмотренных законодательством, то есть они не соответствуют требованиям перечисленных выше норм.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и подп. «к» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Как следует из штатного расписания профессорского-преподавательского состава филиала САФУ в г. Коряжма на 2015-2016 учебный год, в филиале отсутствуют научные работники

Согласно положению о филиале ФГУАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет», утвержденному ректором в 2011 году, общее руководство филиалом осуществляет выборный представительный орган – ученый совет филиала, в состав которого входят, в том числе научные сотрудники других структурных подразделений, входящих в состав филиала.

Таким образом, образовательный процесс в филиале должен осуществляется силами педагогических и научных работников филиала, поэтому ссылки защитника Учреждения на наличие научных работников в головной образовательной не исключает состава административного правонарушения предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ

В нарушение подп. «а» п.7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, у филиала лицензиата отсутствуют условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимся независимости от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об образовании» - для образовательных программ с применением исключительного электрогенного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Протокол об административном правонарушении составлен правильно с учётом требований ст. 28.2 КоАП РФ.

Санкция ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» административного наказания судья на основании положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает общественно опасный характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение правонарушителя, а также то, что правонарушение совершено им впервые.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание факта выявленных нарушений и вины.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, судьёй не установлены.

С учётом изложенного судья считает возможным назначить наказание в виде наложения административного штрафа, основания для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности отсутствуют.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9, статьями 29.10, 29.11 и 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

признать ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

Наименование получателя штрафа: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, л/с <***>)

Банковские реквизиты:

Р/с <***> в ОПЕРУ – 1 Банка России по г. Москва

БИК 044501002

ОГРН <***>

ОКПО 00083397

ОКОГУ 13242

ОКТМО 45379000

КБК 07711607000016000140

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья - О.Е. Цыбульникова