ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-821/18 от 22.08.2018 Выборгского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-821/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 22 августа 2018 года

Судья Выборгского районного суда Санкт-Петербурга Кузнецова А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении № 342 Выборгского районного суда Санкт-Петербурга (ул. Сантьяго-де-Куба, д. 3, корп. 3) материалы административного дела в отношении Закрытого акционерного общества «Игристые вина» (далее ЗАО «Игристые вина»), юридический адрес: Санкт-Петербург, Свердловская наб., д. 34, ИНН , КПП , ОГРН о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ,

установил:

ЗАО «Игристые вина» нарушило требования сохранения, использования и государственной охраны выявленного объекта культурного наследия, а именно:

18 сентября 2017 года в 11 часов 20 минут в ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием выявленного объекта культурного наследия «Универмаг «Выборгский», входящего в состав ансамбля выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> зафиксирован факт неудовлетворительного содержания объекта. Нарушена система водоотведения с крыши здания. Со стороны дворового фасада отмечаются значительные утраты штукатурного слоя, шелушение, оголенные участки кирпичной кладки стен, красочный слой сильно загрязнен.

Законный представитель ЗАО «Игристые вина» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, в связи, с чем суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в его отсутствие.

Защитник ЗАО «Игристые вина» ФИО3 в судебном заседании вину ЗАО «Игристые вина» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ не признала, с протоколом об административном правонарушении не согласилась, пояснив, что Закон разрешает собственнику передавать обязанности по содержанию имущества путём заключения договора управления домом третьим лицам – управляющей компании.

Так, между ЗАО «Игристые вина» и ФИО2 Выборгского района» 01 ноября 2006 года был заключён договор , согласно которому ФИО2 обязуется обеспечить производство услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества здания, расположенного по адресу: <адрес> При этом, охранные обязательства, содержащие требования в отношении дома в целом и общего имущества дома подлежат выполнению управляющей компанией, осуществляющей управление домом, тем самым приняв на себя охранные обязательства. При этом, управляющая организация является консолидированным представителем собственников объекта перед третьими лицами.

При этом, 27 сентября 2016 года Выборгским районным судом Санкт-Петербурга было вынесено постановление о признании ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ за ненадлежащее содержание объекта культурного наследия «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> подвергнуто наказанию, указанное постановление вступило в законную силу.

В связи с чем, защитник ЗАО «Игристые вина» просила производство по делу в отношении ЗАО «Игристые вина» прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения, предусмотрено ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, поскольку ЗАО «Игристые вина» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

Защитник Балашова Е.А. в судебном заседании 21 июня 2018 года пояснила, что согласно ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. По смыслу ст. ст. 209, 210 ГК РФ обязанности по содержанию имущества связываются с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии. Из положений указанных норм нельзя сделать вывод о том, что в них содержатся обязанности собственника лично содержать имущество. Эти обязанности могут быть переданы по договору, о чём изложено в ст. 210 ГК РФ. Поскольку между ЗАО «Игристые вина» и ФИО2 заключен договор по содержанию и текущему ремонту знания, таким образом, управляющая организация приняла на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту Объекта, включенного в перечень объектов культурного наследия, приняло на себя обязанности по сохранению объекта культурного наследия. Таким образом, ЗАО «Игристые вина» надлежащим образом исполняет обязанность по содержанию и использованию объекта культурного наследия, несёт расходы по поддержанию объекта культурного наследия в соответствии с порядком, установленным законом. Таким образом, ЗАО «Игристые вина» не является субъектом административного правонарушения, ввиду чего основания для привлечения его к административной ответственности отсутствуют.

Выслушав защитников ЗАО «Игристые вина», исследовав материалы дела, суд установил вину ЗАО «Игристые вина» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

В соответствии с приказом КГИОП от 20.02.2001 № 15 «Об утверждении списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность», здание, расположенное по адресу: <адрес> является выявленным объектом культурного наследия «Универмаг Выборгский», входящим в состав ансамбля выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты>

Согласно Выписке из единого государственного реестра недвижимости от 05.10.2017 , правообладателем помещений 6-Н, 15-Н, расположенных в объекте, на праве собственности является ЗАО «Игристые Вина».

28.02.2005 КГИОП заключено охранное обязательство на объект с ЗАО «Игристые Вина».

Актом мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 18.09.2017, проведенным на основании задания КГИОП от 18.09.2017 , был осмотрен объект, в ходе которого зафиксирован факт неудовлетворительного содержания объекта. Нарушена система водоотведения с крыши здания. Со стороны дворового фасада отмечаются значительные утраты штукатурного слоя, шелушение, оголенные участки кирпичной кладки стен, красочный слой сильно загрязнен.

В соответствии с п. 1 ст. 33 ФЗ-73 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно ч. 5 ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении в реестр.

В силу п.п. 3 п. 3 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренной ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ.

Согласно п.п. 1, 3, 4 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, законный владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не проводить работы, изменяющие облик, объёмно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определён, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Пунктом 1 ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что в отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.

В соответствии со ст. 47.1 вышеуказанного закона требования к содержанию и использованию выявленных объектов культурного наследия являются ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на выявленные объекты культурного наследия.

При этом согласно п. 6 ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ установленные ограничения (обременения) прав на выявленный объект культурного наследия сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу.

Из системного толкования приведённых положений, а также ст. 51 данного Федерального закона, следует, что обязанность по сохранению выявленного объекта культурного наследия возникает на основании договора у лица, которому выявленный объект культурного наследия передан во владение или в пользование.

Вместе с тем, согласно представленным материалам дела, между ЗАО «Игристые вина» и ФИО2 заключён договор возмездного оказания услуг от 01.11.2006 года, в предмет которого включены производство услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества здания.

При этом по смыслу данного договора, права владения или пользования зданием, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> собственником ЗАО «Игристые вина» ФИО2 переданы не были.

Кроме того, статьёй 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, который предусматривает их проведение на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

При этом выдача задания на проведение указанных работ в соответствии с пунктом 4 Приказа Минкультуры России от 08.06.2016 N 1278 «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» осуществляется по заявлению собственника (физического лица либо юридического лица) или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в Реестр, или выявленного объекта культурного наследия.

Согласно п.п. 2.1 Охранного обязательства ЗАО «Игристые вина» было известно о необходимости содержать объект в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также обеспечивать уборку помещения и прилегающей к памятнику территории от бытовых и промышленных отходов, образующихся в результате деятельности пользователя.

Вина ЗАО «Игристые вина» в совершении административного правонарушения подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении от 23 октября 2017 года, в котором зафиксирован факт нарушения ЗАО «Игристые вина» законодательства в области охраны объектов культурного наследия /л.д. 1-5/,

- актом мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 18 сентября 2017 года и фотоснимками к нему /л.д. 11, 12-13/,

- заданием на проведение мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от 18 сентября 2017 года /л.д. 14/,

- выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости /л.д. 15-25/,

-охранным обязательством на выявленный объект культурного наследия от 28 февраля 2005 года /л.д. 26-27/,

- актом технического состояния выявленного объекта культурного наследия от 15 ноября 2004 /л.д. 28/,

- свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц /л.д. 29,30/,

- свидетельством о постановке на учёт российской организации в налоговом органе по месту её нахождения /л.д. 32/,

- уведомлением о постановке на учёт в налоговом органе юридического лица /л.д. 33/,

- приказом о назначении генерального директора ЗАО «Игристые вина» ФИО1 /л.д. 35/,

- листом записи Единого государственного реестра юридических лиц /л.д. 36/,

- уставом ЗАО «Игристые вина» /л.д. 37-52/,

- выпиской ЕГРЮЛ /л.д. 54-60/,

- распоряжением от 07 февраля 2014 года об определении предмета охраны выявленного объекта культурного наследия <данные изъяты> /л.д. 61-72/,

- приказом от 20 февраля 2001 года № 15 «Об утверждении списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность /л.д. 73-78/.

Оценивая доводы защитников, суд считает, что выдвинутая ею версия является способом защиты от совершённого юридическим лицом правонарушения и направлены на избежание ответственности. При этом суд исходит из того, что объяснения защитников опровергаются совокупностью исследованных судом письменных доказательств.

Представленные суду доказательства проверены, оцениваются как достоверные и допустимые, собранные в соответствии с требованиями, предъявляемыми КоАП РФ, достаточными для установления вины ЗАО «Игристые вина» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ. Существенных противоречий в имеющихся доказательствах, которые могли бы поставить под сомнение достоверность изложенных в них обстоятельств, не имеется. Сведения, содержащиеся в протоколе, объяснениях и иных документах принимаются в качестве доказательств вины, так как они составлены с соблюдением требований КоАП РФ.

При назначении наказания, суд учитывает все обстоятельства настоящего дела в совокупности, характер деятельности ЗАО «Игристые вина» и обстоятельства правонарушения, его последствия, имущественное и финансовое положение лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Также суд учитывает, что взяв на себя обязательства, являясь собственником помещений в здании, и зная об их статусе, как объекта культурного наследия, ЗАО «Игристые вина», не предпринимало меры по сохранению объекта, за согласованием документации на проведение работ по сохранению объекта в КГИОП не обращалось, то есть не предприняло все зависящие от него меры по его сохранению.

В качестве смягчающего ответственность ЗАО «Игристые вина» обстоятельства, суд признаёт, что юридическое лицо привлекается к административной ответственности впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ЗАО «Игристые вина» судом не установлено.

Учитывая все обстоятельства дела в своей совокупности, суд считает возможным назначить ЗАО «Игристые вина» наказание в виде административного штрафа, не в максимальном размере, предусмотренном санкцией данной статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,

постановил:

Признать Закрытое Акционерное общество «Игристые Вина» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100.000 (сто тысяч) рублей.

Получатель штрафа: счёт 40101810200000010001, БИК 04403001, Банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Санкт-Петербургу, получатель: Управление Федерального Казначейства по Санкт-Петербургу (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры), ИНН <***>, КПП 784001001, КБК 81411690020020000140, ОКТМО 40909000, назначение платежа: прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов РФ, постановление о назначении административного наказания (дата, номер постановления).

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.

Судья А.М. Кузнецова