Дело № 5-824/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 июля 2020 г. г. Армавир
Судья Армавирского городского суда Краснодарского края Притулин В.П., с участием помощника прокурора гор. Армавира Река И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - заместителя главы администрации муниципального образования город Армавиp ФИО1, <...> года рождения, уроженки <...>, проживающей по адресу: <...>, по ст. 17.7 КоАП РФ, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
10.03.2020 прокурором города Армавира Краснодарского края возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ в отношении должностного лица - заместителя главы администрации муниципального образования город Армавиp ФИО1, в связи с умышленным невыполнением требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Правонарушение, согласно постановлению прокурора, совершено при следующих обстоятельствах.
В ходе проверки соблюдения бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе при реализации национальных проектов на территории города Армавира в 2020 году, проводимой прокуратурой г.Армавира, 21.02.2020 главе муниципального образования город Армавир направлен запрос об обеспечении предоставления в прокуратуру г.Армавира сведений с приложением подтверждающих документов о реализации на территории города вышеуказанных национальных проектов, доведении Муниципальному образованию бюджетных ассигнований, плане расходования на 2020 год с приложением соглашений с органами государственной власти и главными распорядителями средств местного бюджета о предоставлении субсидий (в случае предоставления бюджетных ассигнований муниципальным бюджетным учреждения, также предоставить соответствующие соглашения (договоры), расходные расписания, казначейские уведомления о доведении лимитов бюджетных обязательств, актуальных редакций муниципальных программ, предусматривающих соответствующие мероприятия, закупочной и иной документации, в том числе обосновывающей необходимость и объем планируемых и (или) произведенных расходов, заключенных контрактов.
В соответствии с запросом срок предоставления документов и явки должностных лиц установлен не позднее 28.02.2020.
Требование прокурора города для исполнения отписано заместителю главы муниципального образования юрод Армавир ФИО1 согласно распоряжению о распределении обязанностей между заместителями.
В установленный срок в прокуратуру города представлена письменная информация по запросу от 28.02.2020 <...> и копии документов.
По результатам проверки полноты предоставления запрашиваемых сведений и материалов помощником прокурора города Максаковой Е.П. установлено, что в письменной информации отражены не все сведения, указанные в запросе, а именно по каждому национальному проекту не указан план расходования денежных средств на 2020 год, не представлены документы, в том числе обосновывающие необходимость; и объем планируемых и (или) произведенных расходов.
Таким образом, по утверждению прокурора, <...> по месту нахождения администрации муниципального образования город Армавир по адресу: <...>, заместитель главы администрации муниципального образования город Армавиp ФИО1, умышленно не выполнила требования прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, не предоставив план расходования денежных средств на 2020 год по каждому национальному проекту, а так же документы, обосновывающие необходимость и объем планируемых и (или) произведенных расходов, чем нарушила требования ст.6 и ст.22 Закона №2202-1.
В судебное заседание, лицо в отношении которого возбуждено дело об административном производстве, ФИО1, не прибыла, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Ранее, ФИО1 и её представитель по доверенности ФИО2, в судебном заседании представили свои письменные возражения и просили прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку ФИО1 добросовестно отнеслась к исполнению, т.к., получив в установленный срок подготовленные другими соисполнителями по поручению главы администрации муниципального образования г.Армавир (заместителями главы Ш.М.А., Г.И.Е., М.С.М., Л.С.А,) документы в обоснование произведенных расходов из бюджета по заключенным муниципальным контрактам при реализации национальных проектов, проектно-сметные расчеты, как и указано в сопроводительном письме прокурору и подтверждается приложенными документами, в установленный прокурором срок направила прокурору все имевшиеся в наличии. За содержание и полноту предоставляемой прокурору информации отвечали указанные заместители главы. Документы, обосновывающие необходимость и объем планируемых расходов, указанными соисполнителями ей предоставлены не были, равно как не были представлены и планы расходования на 2020 год. При этом полагает, что запрашиваемый прокурором «план расходования на 2020 год» не предусмотрен действующим законодательством и муниципальными нормативно-правовыми актами, в первоначальном требовании прокурора отсутствовала ясность, какие конкретно сведения подлежали представлению в прокуратуру города Армавира. Она постоянно общалась с помощником прокурора Максаковой Е.П., которая не конкретизировала требования прокурора, лишь во вторичном запросе содержалось требование предоставить план расходов по каждому национальному проекту.
Помощник прокурора гор. Армавира Река И.Ю. в судебном заседании полагала, что вина должностного лица - заместителя главы администрации муниципального образования город Армавиp ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ нашла свое подтверждение в судебном заседании, просила суд назначить ФИО1 наказание, предусмотренное санкцией статьи.
Выслушав мнение участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствие с положением пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 названного Закона.
Пунктом 2.1 статьи 4 Закона о прокуратуре установлено, что органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с названным Законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, приказом главы администрации муниципального образования город Армавир от <...><...>-л ФИО1 принята на должность заместителя главы администрации муниципального образования город Армавир (вопросы экономического развития).
Согласно постановлению администрации муниципального образования город Армавир от <...><...> «О распределении обязанностей между заместителями главы муниципального образования город Армавир» к полномочиям ФИО1, как заместителя главы по экономическим вопросам, контроль реализации национальных проектов на территории муниципального образования город Армавир не отнесен.
В силу п.1 указанного распоряжения, ответственными за реализацию на территории муниципального образования город Армавир национальных проектов являются заместители главы муниципального образования: Г.И.Е. -национальный проект «Культура» и региональный проект «Культурная среда»,национальный проект «Образование и региональный проект «Современная школа»; М.С.М.-национальный проект «Жилье и городская среда» и региональный проект «Формирование комфортной городской среды», национальный проект «Экология»и региональный проект «Чистая вода».
25.02.2020 года в 11 час. 22 мин. в администрацию муниципального образования город Армавир поступил запрос прокуратуры города Армавира о предоставлении сведений и документов в связи с проведением проверки соблюдения бюджетного законодательства о контрактной системе при реализации национальных проектов (исх. <...> от <...>), что подтверждается электронной регистрационной картой входящего документа в программе «Синкопа». Срок предоставления сведений и документов в прокуратуру города Армавира согласно запросу - 28 февраля 2020 года, то есть 3,5 рабочих дня.
Поручение по исполнению указанного прокурорского запроса, содержащееся в резолюции главы муниципального образования город Армавир, дано нескольким заместителям главы муниципального образования город Армавир, курирующим реализацию национальных проектов (программ) и региональных проектов (программ) Краснодарского края на территории муниципального образования город Армавир в соответствии с распоряжением администрации муниципального образования город Армавир от <...><...>, а именно заместителями главы Ш.М.А., Г.И.Е., М.С.М., Л.С.А,
Согласно резолюции главы муниципального образования город Армавир первым в списке исполнителей указан заместитель главы муниципального образования город Армавир, курирующий вопросы экономического развития – ФИО1
В соответствии с абзацем 2 п. 7.6.5 Инструкции по и региональный проект делопроизводству в администрации муниципального образования город Армавир, утвержденной постановлением администрации муниципального образования город Армавир от <...><...> (далее - Инструкция), в случае если поручение, содержащееся в резолюции, дано нескольким органам администрации города, то исполнитель, указанный в поручении первым, является ответственным исполнителем поручения.
Пунктом п.7.6.4 Инструкции предусмотрено, что заместители главы муниципального образования город Армавир отписывают документы непосредственным исполнителям - начальникам органов администрации города.
Заместителем главы муниципального образования город Армавир М.С.М. исполнение запроса отписано 25.02.2020 года со сроком исполнения 26.02.2020 года, что подтверждается электронной регистрационной картой входящего документа в программе «Синкопа»: Ч.Д.Г., П.О.Г.
Заместителем главы муниципального образования город Армавир Г.И.Е. исполнение запроса отписано 25.02.2020 года со сроком исполнения 26.02.2020 года, что подтверждается электронной регистрационной картой входящего документа в программе «Синкопа»: Т.Л.Ю.З.В.Н.
Согласно п.7.6.5 Инструкции ФИО1 была скоординирована работа по подготовке сводного ответа на запрос прокуратуры города Армавира.
В установленный срок в прокуратуру города Армавира ФИО1 был предоставлен ответ администрации муниципального образования город Армавир от 28.02.2020 года исх. <...> с приложением копий запрашиваемых документов, подготовленный на основании представленных соисполнителями ответами и документами, а именно:
1) управления образования администрации муниципального образования город Армавир (исх. <...> от 25.02.2020 года, вх. <...> от 27.02.2020 года);
2) заместителя главы муниципального образования город Армавир М.С.М. (исх.<...> от 27.02.2020 года, вх. <...> от 27.02.2020 года);
3) МКУ «Централизованная бухгалтерия администрации муниципального образования город Армавир» (исх. <...> от 26.02.2020 года, вх. <...> от 26.02.2020 года);
4) отдела культуры администрации муниципального образования город Армавир (исх. <...> от 26.02.2020 года, вх. <...> от 26.02.2020 года);
5) МКУ «Управление капитального строительства и единого заказчика» (исх. <...> от 27.02.2020 года, вх. <...> от 02,03.2020 года - сопроводительное письмо, копия прилагается; копии соглашений, муниципальной программы, муниципального контракта представлены 26.02.2020 года).
Все документы, предоставленные соисполнителями, в полном объеме представлены в прокуратуру города Армавира: соглашения с органами государственной власти и главными распорядителями средств местного бюджета о предоставлении субсидий; соглашения о предоставлении бюджетных ассигнований муниципальным бюджетным учреждениям; расходные расписания; казначейские уведомления о доведении лимитов бюджетных обязательств; актуальные редакции муниципальных программ, предусматривающие соответствующие мероприятия; заключенные муниципальные контракты с указанием сведений об обосновании НМЦК (начальная максимальная цена контракта по объекту капитального строительства общеобразовательная школа на 1100 мест по адресу: <...> сформирована в соответствии с п.4 ч. 1 ст.22 ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проектно-сметным методом; цена на реконструкцию водопровода от <...> с увеличением пропускной способности до 4000 куб.м/сут (2 этап) сформирована в соответствии с ч.12 ст.22 ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на основании локального ресурсного сметного расчета).
После получения указанных документов, прокурором города Армавира был направлен повторный запрос от 04.03.2020 исх.<...> ( поступил в администрацию МО г.Армавир 05.03.2020),из которого следует, что поступившие документы не содержат полной информации, т.к. « не отражены все сведения, указанные в запросе, а именно по каждому национальному проекту не указан план расходования денежных средств на 2020 год, не предоставлены документы, в т.ч. обосновывающие необходимость и объем планируемых и (или) произведенных расходов.»Срок предоставления сведений и документов продлен до 02.03.2020.
По указанному запросу в прокуратуру г.Армавира была предоставлена следующая информация лицами ответственными за реализацию национальных и региональных проектов по направлениям, в том числе:
-ответ заместителя главы администрации муниципального : образования город Армавир Г.И.Е., исполнитель отдел культуры администрации муниципального образования город Армавир (исх. <...> от 05.03.2020 года), который содержит сведения: о потребности в укреплении материально-технической базы МБУ ДО «Детская музыкальная школа»; о заключении соглашения о предоставлении субсидии из бюджета РФ местному бюджету, о казначейском уведомлении (направлялось ранее); о включении данного мероприятия в муниципальную программу «Культура Армавира» (направлялось ранее исх.<...> от 26.02.2020 года на запрос прокуратуры города Армавира исх. <...> от 21.02.2020 года); о соглашении между отделом культуры администрации МО г.Армавир и МБУ ДО «Детская музыкальная школа» о предоставлении субсидии на иные цели (направлялось ранее исх.<...> от 26.02.2020 года на запрос прокуратуры города Армавира исх. <...> от 21.02.2020 года); об определении начальной максимальной цены контракта; о сроке осуществления закупок по данному мероприятию.
-ответ заместителя главы администрации муниципального образования город Армавир Г.И.Е., исполнитель отдел образования администрации муниципального образования город Армавир (исх. <...> от 12.03.2020 года, копия прилагается).Приложения в единственном экземпляре переданы в прокуратуру города Армавира, ранее (исх. <...> от 25.02.2020 года, на запрос прокуратуры города Армавира исх. <...> от 21.02.2020 года, следующие документы: актуальная редакция муниципальной программы «Развитие образования в муниципальном образовании город Армавир», казначейское уведомление, соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, соглашение о предоставлении субсидий из краевого бюджета.
-ответ заместителя главы муниципального образования город Армавир М.С.М.исполнитель управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город Армавир (исх.<...> от 02.03.2020 года) и дополнительный ответ управления жилищно-коммунального хозяйства от 10.03.2020 года <...> на запрос прокуратуры города Армавира (исх. <...> от 04.03.2020 года)
- по информации МКУ «Управление капитального строительства и единого заказчика» на запрос прокуратуры города Армавира (исх. <...> от 21.02.2020 года) ранее представлены копии: соглашения и дополнительные соглашения о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования город Армавир с приложениями; извещение о проведении электронного аукциона; сводный сметный расчет стоимости строительства; муниципальный контракт на выполнение работ для муниципальных нужд от 12.08.2019 года <...>.
Таким образом, документы и информация были предоставлены должностным лицом ФИО1 в полном объеме в прокуратуру города Армавира, по запросу прокурора от 28.02.2020 года исх. <...>.
Исходя из п. 2.3 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 год N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор не вправе требовать у органа (организации) информацию, документы и материалы в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки.
Вместе с тем, анализ представленных документов и информации показал, что в первоначальном запросе прокурора г.Армавира от 21.02.2020 <...> отсутствовала ясность и конкретно относительно сведений и информации, подлежащих представлению в прокуратуру города Армавира.
В частности прокурором запрашивается не предусмотренный действующим законодательством и муниципальными нормативно-правовыми актами «план расходования на 2020 год»,о том, что речь идет о расходовании денежных средств указано лишь во вторичном запросе прокурора; так же в первоначальном запросе прокурора нет указания и о необходимости предоставления такого плана расходования… по каждому национальному проекту.
Между тем постановление прокурора от 10.03.2020 содержит ссылку на объективный признак правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП, а именно на то, что должностным лицом ФИО1 умышленно «…не предоставлен план расходования денежных средств на 2020 год по каждому национальному проекту…»
Частью 2 статьи 28.4 КоАП РФ предусмотрено, что о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
В свою очередь, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ устанавливает, что в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления.
В постановлении прокурора от 10.03.2020 указана дата совершения административного правонарушения должностным лицом- ФИО1-02.03.2020.
Вместе с тем, в судебном заседании достоверно установлено, что повторный запрос прокурора датирован 04.03.2020 исх.<...> и фактически поступил в администрацию МО г.Армавир 05.03.2020.
При этом, в данном запросе срок предоставления сведений и документов продлен до 02.03.2020.
Таким образом, при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ не четко изложены характер и обстоятельства совершенного правонарушения, не установлено время события административного правонарушения.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Учитывая это конституционное положение, а также положение части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Объективная сторона умышленного невыполнения законных требований прокурора - это бездействие лица, совершившего правонарушение.
С субъективной стороны невыполнение законных требований характеризуется умыслом, т.е.правонарушитель осознает противоправный характер своего деяния, предвидит вредные последствия своего деяния и желает наступления данных вредных последствий.
Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия в действиях лица состава административного правонарушения.
Проанализировав и оценив все представленные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что в действии (бездействии) должностного лица ФИО1 не усматривается умысел, направленный на невыполнение законных требований прокурора, поскольку данным должностным лицом были представлены в прокуратуру г.Армавира все требуемые согласно запросам прокурора документы и информация, подготовленные ответственными лицами (соисполнителями), а отсутствие неясности и конкретности в первоначальном запросе прокурора, повлекшее повторного обращения прокурора 04.03.2020,не может свидетельствовать об умышленном уклонении должностного лица ФИО1 от исполнения законных требований прокурора, а следовательно в её действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 17.7 КоАП РФ.
Согласно ст. 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в ст. 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в деянии ФИО1 состава вменяемого административного правонарушения.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. 17,7, ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - заместителя главы администрации муниципального образования город Армавиp ФИО1, обвиняемой в совершении правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: В.П. Притулин