дело № 5-827/13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 августа 2013 года <...>
Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока О.О.Ясинская,
с участием врид специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю ФИО1,
директора ФГБУ «ДВНИГМИ» ФИО2, представителя ФГБУ «ДВНИГМИ» ФИО3,
рассмотрев материалы административного дела в отношении юридического лица - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Дальневосточный региональный научно-исследовательский гидрометеорологический институт» ОГРН № от дата., ИНН № юридический <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст. 8.18 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Федеральным государственным бюджетным учреждением «Дальневосточный региональный научно-исследовательский гидрометеорологический институт» (далее по тексту ФГБУ «ДВНИГМИ») в период с дата по дата производились морские научные исследования на участке, расположенном в <...> (в пределах территориального моря и континентального шельфа РФ, район северо-восточного шельфа <...>) в соответствии с Планом морских научных исследований на дата Научно-исследовательские работы проводились при отсутствии информирования федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям о привлечении для участия в научных исследованиях юридического лица <...> об изменениях программы исследований, об установке иного оборудования, с использованием иного оборудования (двух автономных буйковых станций, принадлежащих <...>), не поименованного в разрешении № от дата., передача данных, полученных в ходе исследований осуществлялась иному лиц, не указанному в разрешении.
По факту нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении юридического лица ФГБУ «ДВНИГМИ» возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.18 КоАП РФ.
В судебном заседании <...> ФГБУ «ДВНИГМИ» ФИО2 вину в совершении правонарушения по факту не уведомления Минобрнауки о том, что научные исследования совместно с ФГБУ «ДВНИГМИ» будет проводить <...> признал, в части того, что для проведения инженерных изысканий нужно уведомлять ФИО4 не признал, суду пояснил, что ФГБУ в период с дата по дата проводило морские экологические изыскания на <...>, работы проводились в рамках геологического задания на дата по объемам геологоразведочных работ и приросту запасов углеводородного сырья по участкам <...>. Цель этих работ заключалась в проведении инженерных изысканий и получении положительного заключения государственной экспертизы на разведочное бурение и определения запасов углеродного сырья. Экологические изыскания проводились ФГБУ совместно с <...> в рамках договора на выполнение совместных научно-исследовательских работ от дата для проведения данных работ было получено разрешение Минобрнауки РФ № от дата по требованию Генерального заказчика для выполнения инженерных изысканий дата были поставлены 2 буйковые станции для измерения скорости течений и волнений на трех горизонтах. Из письма Министерства регионального развития РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ следует, что получения разрешений на выполнение инженерных изысканий не требуется. Все остальные формальности, необходимые при постановке буйковых станций институтом выполнены: извещены о постановке буйковых станций структуры Тихоокеанского флота; данные после обработки переданы в Гидрометфонд.
Представитель ФГБУ «ДВНИГМИ» ФИО3 поддержала позицию ФИО2, просила производство по делу прекратить в виду малозначительности.
Врид специалиста по административному производству ФИО1 полагает, что материалами дела вина юридического лица доказана, ФГБУ «ДВНИГМИ» работал в рамках разрешения, программы, в последующем заключил договор с <...> ими проводились экологические исследования. Буйковые станции были установлены, где предусматривалось экологическое исследование, программа между <...> и ФГБУ «ДВНИГМИ» не содержит сведений об инженерных изысканиях, в ней говорится об экологических исследованиях. Просит привлечь ФГБУ «ДВНИГМИ» к административной ответственности по ч.1 ст.8.18 КоАП РФ.
Заслушав пояснения ФИО2, ФИО3, представителя Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, исследовав представленные документы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о доказанности вины ФГБУ «ДВНИГМИ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и статьей 24 Федерального закона от 31.07.1998 г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации размещение и использование на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море научно-исследовательских установок и оборудования любого типа, за исключением таких, которые непосредственно предназначены для проведения исследований морской среды и природных ресурсов континентального шельфа, а также обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для проведения морских научных исследований.
В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона от 31.07.1998 г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, российские и иностранные заявители, получившие разрешение на проведение морских научных исследований, обязаны: представлять, как только это становится практически возможным, копии данных метеорологических, гидрологических, гидрохимических, гидробиологических наблюдений, наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также других наблюдений, предусмотренных разрешением на проведение морских научных исследований, в государственные фонды данных Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении: незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований, о любом, в том числе и предполагаемом, изменении в ходе выполнения программы морских научных исследований.
Согласно пункта 3 Постановления правительства РФ от 30.07.2004 г. №391 «Об утверждении Правил проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации» основанием для проведения морских научных исследований является разрешение, выдаваемое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической деятельности (далее соответственно - разрешение, федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям).
В силу пункта 46 указанного Постановления Правительства РФ, российские и иностранные заявители, а также руководители морских научных исследований и капитаны судов, на которых эти исследования осуществляются, обязаны в ходе исследований: обеспечивать выполнение настоящих Правил, законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации; немедленно информировать федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям о любых, в том числе предполагаемых и вызванных чрезвычайными обстоятельствами, изменениях программы исследований, о перерывах в выполнении исследований, вынужденных отклонениях от маршрута или задержках на маршруте, а также о возведении и демонтаже в процессе исследований научно-исследовательских объектов, об установке (свертывании) навигационного, геофизического, гидроакустического и иного оборудования.
Российские заявители направляют данную информацию также в территориальные управления (органы) федеральных органов исполнительной власти в области безопасности и противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и в штаб флота (флотилии) Военно-Морского Флота, указанные в разрешении; д) представлять, как только это становится возможным, копии данных метеорологических, гидрологических, гидрохимических, гидробиологических наблюдений, наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также других наблюдений, предусмотренных разрешением, в государственные фонды данных Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении.
Согласно пункта 49 Правил, в случае если до начала морских научных исследований у российского или иностранного заявителя возникла необходимость внесения изменений в программу исследований или в условия их проведения, указанные в разрешении, он должен согласовать такие изменения с федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям.
Согласно пункта 82 Правил за нарушение Правил юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательном Российской Федерации.
Согласно Программе «Комплексные экологические исследования на северо-восточном шельфе о. Сахалин и северо-западном шельфе Камчатки» (утвержденной директором ФГБУ «ДВНИГМИ») научные исследования проводились совместно с <...> (далее по тексту - <...>) в рамках условий договора на выполнение совместных научно-исследовательских работ от дата. Предметом договора являлось выполнение на <...> совместных научно-исследовательских работ.
Основанием для проведения научно-исследовательских работ являлось Разрешение Минобрнауки РФ № от дата
Цель программы научных исследований состояла в: изучении особенностей структуры и динамики вод на шельфе <...>, определении состояния загрязнения морской среды; оценке экологической ситуации в районах подверженных максимальной антропогенной нагрузке.
Виды морских научных исследований (работ) включали в себя: океанографическую съемку н сети разрезов с изменениями температуры и соленостей морской воды от поверхности до природных горизонтов с CTD - зондом и отбором проб; гидрохимические анализы; отбор проб воды и донных отложений для определения содержания загрязняющих веществ; отбор планктона и бентоса; стандартные гидрометеорологические наблюдения; наблюдения за аномальными явлениями в атмосфере; наблюдение за загрязнением поверхности морской воды нефтью и нефтепродуктами; фиксирование участков побережья, подвергающихся антропогенному воздействию (наличие мусора, мертвых птиц и животных и т.д.).
Научные морские исследования должны были проводиться с использованием следующего оборудования: барометр М-67, барограф М-22Н, психометр МВ-4М, анемометр МС-13, термометр ТМ-10, корабельный измеритель ветра КИВ, автоматическая метеостанция «Мидас-321», гидрологический CTD - зонд «ВР-302- CTD», планктонные сети, сита для промывки бентоса, микроскопы, пробоотборная батометрическая система CTD-зонда, батометры Niskin, дночерпатель Van Veen, планктонные сети Джеди.
Иного независимого оборудования и научно-исследовательских установок разрешение не содержало. Так же, для передачи данных и образцов, полученных в ходе морских научных исследований, в разрешении были указаны адреса государственных научных организаций РФ.
Научно-исследовательские работы посредством судна <...> в период со дата по дата велись с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 30.11.1995г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральным законом от 31.07.1998г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, а также Правил проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ №391 от 30.07.2004г.).
В частности, научно-исследовательские работы проводились при отсутствии информирования федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям о любых, в том числе предполагаемых изменениях программы исследований, об установке (свертывании) иного оборудования; об использовании иного оборудования, не поименованного в разрешении (двух автономных буйковых станций, принадлежащих <...>); передача данных, полученных в период <...> осуществлялась иному лицу <...>), не указанному в разрешении. ФГБУ «ДВНИГМИ» являясь «заявителем» изначально в запросе на получение разрешения на проведение морских научных исследований (в период с дата по дата) не указало в качестве участника морских научных исследований <...>; так же не указало на возможность использования иного оборудования (характеристику, координаты/район использования; наименование и адрес владельца).
Судно <...> вышло в рейс дата с заходом в <...> (дата) для погрузки на борт экспедиционного снабжения (в т.ч. буйковых станций) и научных сотрудников <...>
Согласно информации, содержащейся в рейсовом донесении (дата), в период нахождения в рейсе ФГБУ «ДВНИГМИ» осуществлялось: океанографическое зондирование, отбор проб морской воды и фитопланктона; облов планктона; черпание грунта на химию, грансостав, бентос; отбор проб гидробионтов; отбор проб донных отложений.
Кроме того, дата в <...> (на северо-восточном шельфе <...>, месторождение <...>) осуществлялась постановка иного оборудования - двух буйковых станций (АБС-1 и АБС-2) принадлежащего <...>. Исследования на <...> с использованием буйковых станций были завершены дата Поименованное оборудование использовалось для измерения скорости течения, волнения и уровня моря.
Из ответа Минобрнауки РФ от дата следует, что информация об изменениях программы морских научных исследований, об установке иного оборудования (автономных буйковых станций) и участии в экспедиционных работах <...> в Министерство образования и науки РФ не поступала.
В письме <...>, адресованном ФГБУ «ДВНИГМИ» от дата, последнее уведомлялось о том, что все данные гидрометеорологических исследований, включая данные измерений на АБС, выполненные в дата будут переданы в Государственный региональный фонд океанографических данных (ФГБУ «ДВНИГМИ»). Таким образом, информация, полученная в ходе морских научных исследований находилась у <...>, при этом, Общество не является государственной научной организацией и не указывалось в качестве адресата для передачи данных, полученных в ходе проведения научных исследований (п.12 Разрешения №).
Проводя морские научные исследования согласно утвержденного Приказом Минобрнауки России от дата № Плана морских научных исследований на 2012 год, в рамках Разрешения № от дата, Учреждение обязано было выполнять требования нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу отношений.
Доводы представителя ФГБУ «ДВНИГМИ» о том, что буйковые станции были выставлены в рамках инженерных изысканий, а не в рамках научного исследования подтверждения в судебном заседании не нашли. Так, согласно Программы «Комплексные экологические исследования на северо-восточном шельфе <...> и северо-западном шельфе <...> ФГБУ «ДВНИГМИ» совместно с <...> проводились научные исследования в рамках условий договора на выполнение совместных научно-исследовательских работ от дата, постановка буйковых станций и измерение морских течений, ни программой, ни договором не предусматривались.
Таким образом, ФГБУ «ДВНИГМИ» являясь заявителем, организатором, участником морских научных исследований в период с дата по дата и обеспечителем программы экспедиционного рейса <...>, привлекло к научным исследованиям иное лицо - <...>, не предприняло необходимых и достаточных мер по предупреждению совершения вменяемого административного правонарушения.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что ФГБУ «ДВНИГМИ» своими действиями существенно не нарушил охраняемые общественные правоотношения, при этом отсутствует причиненный вред и не наступили какие-либо негативные последствия.
Таким образом, действия ФГБУ «ДВНИГМИ» формально содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, занимающегося общественно-полезной деятельностью, отсутствия вреда и тяжести наступивших последствий, допущенные нарушения не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношения, являются малозначительным административным правонарушением.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При таких обстоятельствах ФГБУ «ДВНИГМИ» подлежит освобождению от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 КоАП РФ в связи с его малозначительностью
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Освободить Федеральное государственное бюджетное учреждение «Дальневосточный региональный научно-исследовательский гидрометеорологический институт» от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 КоАП РФ, производство по делу прекратить.
Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.О.Ясинская