ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-827/13 от 07.08.2013 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

дело № 5-827/13

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 августа 2013 года                  г.Владивосток, ул.Адм.Фокина,д.23А                        

Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока О.О.Ясинская,

с участием врид специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю Лебедевой О.А.,

директора ФГБУ «ДВНИГМИ» Волкова Ю.Н., представителя ФГБУ «ДВНИГМИ» Карчевской И.В.,

рассмотрев материалы административного дела в отношении юридического лица - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Дальневосточный региональный научно-исследовательский гидрометеорологический институт» ОГРН № от дата., ИНН № юридический <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст. 8.18 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Федеральным государственным бюджетным учреждением «Дальневосточный региональный научно-исследовательский гидрометеорологический институт» (далее по тексту ФГБУ «ДВНИГМИ») в период с дата по дата производились морские научные исследования на участке, расположенном в <...> (в пределах территориального моря и континентального шельфа РФ, район северо-восточного шельфа <...>) в соответствии с Планом морских научных исследований на дата Научно-исследовательские работы проводились при отсутствии информирования федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям о привлечении для участия в научных исследованиях юридического лица <...> об изменениях программы исследований, об установке иного оборудования, с использованием иного оборудования (двух автономных буйковых станций, принадлежащих <...>), не поименованного в разрешении № от дата., передача данных, полученных в ходе исследований осуществлялась иному лиц, не указанному в разрешении.

По факту нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований, предусмотренных разрешением, во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении юридического лица ФГБУ «ДВНИГМИ» возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.18 КоАП РФ.

В судебном заседании <...> ФГБУ «ДВНИГМИ» Волков Ю.Н. вину в совершении правонарушения по факту не уведомления Минобрнауки о том, что научные исследования совместно с ФГБУ «ДВНИГМИ» будет проводить <...> признал, в части того, что для проведения инженерных изысканий нужно уведомлять Миноборнауки не признал, суду пояснил, что ФГБУ в период с дата по дата проводило морские экологические изыскания на <...>, работы проводились в рамках геологического задания на дата по объемам геологоразведочных работ и приросту запасов углеводородного сырья по участкам <...>. Цель этих работ заключалась в проведении инженерных изысканий и получении положительного заключения государственной экспертизы на разведочное бурение и определения запасов углеродного сырья. Экологические изыскания проводились ФГБУ совместно с <...> в рамках договора на выполнение совместных научно-исследовательских работ от дата для проведения данных работ было получено разрешение Минобрнауки РФ № от дата по требованию Генерального заказчика для выполнения инженерных изысканий дата были поставлены 2 буйковые станции для измерения скорости течений и волнений на трех горизонтах. Из письма Министерства регионального развития РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ следует, что получения разрешений на выполнение инженерных изысканий не требуется. Все остальные формальности, необходимые при постановке буйковых станций институтом выполнены: извещены о постановке буйковых станций структуры Тихоокеанского флота; данные после обработки переданы в Гидрометфонд.

Представитель ФГБУ «ДВНИГМИ» Карчевская И.В. поддержала позицию Волкова Ю.Н., просила производство по делу прекратить в виду малозначительности.

Врид специалиста по административному производству Лебедева О.А. полагает, что материалами дела вина юридического лица доказана, ФГБУ «ДВНИГМИ» работал в рамках разрешения, программы, в последующем заключил договор с <...> ими проводились экологические исследования. Буйковые станции были установлены, где предусматривалось экологическое исследование, программа между <...> и ФГБУ «ДВНИГМИ» не содержит сведений об инженерных изысканиях, в ней говорится об экологических исследованиях. Просит привлечь ФГБУ «ДВНИГМИ» к административной ответственности по ч.1 ст.8.18 КоАП РФ.

Заслушав пояснения Волкова Ю.Н., Карчевской И.В., представителя Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю, исследовав представленные документы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о доказанности вины ФГБУ «ДВНИГМИ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и статьей 24 Федерального закона от 31.07.1998 г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации размещение и использование на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море научно-исследовательских установок и оборудования любого типа, за исключением таких, которые непосредственно предназначены для проведения исследований морской среды и природных ресурсов континентального шельфа, а также обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для проведения морских научных исследований.

В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона от 31.07.1998 г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, российские и иностранные заявители, получившие разрешение на проведение морских научных исследований, обязаны: представлять, как только это становится практически возможным, копии данных метеорологических, гидрологических, гидрохимических, гидробиологических наблюдений, наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также других наблюдений, предусмотренных разрешением на проведение морских научных исследований, в государственные фонды данных Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении: незамедлительно информировать федеральный орган исполнительной власти, указанный в разрешении на проведение морских научных исследований, о любом, в том числе и предполагаемом, изменении в ходе выполнения программы морских научных исследований.

Согласно пункта 3 Постановления правительства РФ от 30.07.2004 г. №391 «Об утверждении Правил проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации» основанием для проведения морских научных исследований является разрешение, выдаваемое федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере научной, научно-технической деятельности (далее соответственно - разрешение, федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям).

В силу пункта 46 указанного Постановления Правительства РФ, российские и иностранные заявители, а также руководители морских научных исследований и капитаны судов, на которых эти исследования осуществляются, обязаны в ходе исследований: обеспечивать выполнение настоящих Правил, законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации; немедленно информировать федеральный орган исполнительной власти по науке и технологиям о любых, в том числе предполагаемых и вызванных чрезвычайными обстоятельствами, изменениях программы исследований, о перерывах в выполнении исследований, вынужденных отклонениях от маршрута или задержках на маршруте, а также о возведении и демонтаже в процессе исследований научно-исследовательских объектов, об установке (свертывании) навигационного, геофизического, гидроакустического и иного оборудования.

Российские заявители направляют данную информацию также в территориальные управления (органы) федеральных органов исполнительной власти в области безопасности и противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и в штаб флота (флотилии) Военно-Морского Флота, указанные в разрешении; д) представлять, как только это становится возможным, копии данных метеорологических, гидрологических, гидрохимических, гидробиологических наблюдений, наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также других наблюдений, предусмотренных разрешением, в государственные фонды данных Российской Федерации, места нахождения которых указываются в разрешении.

Согласно пункта 49 Правил, в случае если до начала морских научных исследований у российского или иностранного заявителя возникла необходимость внесения изменений в программу исследований или в условия их проведения, указанные в разрешении, он должен согласовать такие изменения с федеральным органом исполнительной власти по науке и технологиям.

Согласно пункта 82 Правил за нарушение Правил юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательном Российской Федерации.

Согласно Программе «Комплексные экологические исследования на северо-восточном шельфе о. Сахалин и северо-западном шельфе Камчатки» (утвержденной директором ФГБУ «ДВНИГМИ») научные исследования проводились совместно с <...> (далее по тексту - <...>) в рамках условий договора на выполнение совместных научно-исследовательских работ от дата. Предметом договора являлось выполнение на <...> совместных научно-исследовательских работ.

Основанием для проведения научно-исследовательских работ являлось Разрешение Минобрнауки РФ № от дата

Цель программы научных исследований состояла в: изучении особенностей структуры и динамики вод на шельфе <...>, определении состояния загрязнения морской среды; оценке экологической ситуации в районах подверженных максимальной антропогенной нагрузке.

Виды морских научных исследований (работ) включали в себя: океанографическую съемку н сети разрезов с изменениями температуры и соленостей морской воды от поверхности до природных горизонтов с CTD - зондом и отбором проб; гидрохимические анализы; отбор проб воды и донных отложений для определения содержания загрязняющих веществ; отбор планктона и бентоса; стандартные гидрометеорологические наблюдения; наблюдения за аномальными явлениями в атмосфере; наблюдение за загрязнением поверхности морской воды нефтью и нефтепродуктами; фиксирование участков побережья, подвергающихся антропогенному воздействию (наличие мусора, мертвых птиц и животных и т.д.).

Научные морские исследования должны были проводиться с использованием следующего оборудования: барометр М-67, барограф М-22Н, психометр МВ-4М, анемометр МС-13, термометр ТМ-10, корабельный измеритель ветра КИВ, автоматическая метеостанция «Мидас-321», гидрологический CTD - зонд «ВР-302- CTD», планктонные сети, сита для промывки бентоса, микроскопы, пробоотборная батометрическая система CTD-зонда, батометры Niskin, дночерпатель Van Veen, планктонные сети Джеди.

Иного независимого оборудования и научно-исследовательских установок разрешение не содержало. Так же, для передачи данных и образцов, полученных в ходе морских научных исследований, в разрешении были указаны адреса государственных научных организаций РФ.

Научно-исследовательские работы посредством судна <...> в период со дата по дата велись с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 30.11.1995г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральным законом от 31.07.1998г. №155-ФЗ «О внутренних морских водах территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, а также Правил проведения морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ №391 от 30.07.2004г.).

В частности, научно-исследовательские работы проводились при отсутствии информирования федерального органа исполнительной власти по науке и технологиям о любых, в том числе предполагаемых изменениях программы исследований, об установке (свертывании) иного оборудования; об использовании иного оборудования, не поименованного в разрешении (двух автономных буйковых станций, принадлежащих <...>); передача данных, полученных в период <...> осуществлялась иному лицу <...>), не указанному в разрешении. ФГБУ «ДВНИГМИ» являясь «заявителем» изначально в запросе на получение разрешения на проведение морских научных исследований (в период с дата по дата) не указало в качестве участника морских научных исследований <...>; так же не указало на возможность использования иного оборудования (характеристику, координаты/район использования; наименование и адрес владельца).

Судно <...> вышло в рейс дата с заходом в <...> (дата) для погрузки на борт экспедиционного снабжения (в т.ч. буйковых станций) и научных сотрудников <...>

Согласно информации, содержащейся в рейсовом донесении (дата), в период нахождения в рейсе ФГБУ «ДВНИГМИ» осуществлялось: океанографическое зондирование, отбор проб морской воды и фитопланктона; облов планктона; черпание грунта на химию, грансостав, бентос; отбор проб гидробионтов; отбор проб донных отложений.

Кроме того, дата в <...> (на северо-восточном шельфе <...>, месторождение <...>) осуществлялась постановка иного оборудования - двух буйковых станций (АБС-1 и АБС-2) принадлежащего <...>. Исследования на <...> с использованием буйковых станций были завершены дата Поименованное оборудование использовалось для измерения скорости течения, волнения и уровня моря.

Из ответа Минобрнауки РФ от дата следует, что информация об изменениях программы морских научных исследований, об установке иного оборудования (автономных буйковых станций) и участии в экспедиционных работах <...> в Министерство образования и науки РФ не поступала.

В письме <...>, адресованном ФГБУ «ДВНИГМИ» от дата, последнее уведомлялось о том, что все данные гидрометеорологических исследований, включая данные измерений на АБС, выполненные в дата будут переданы в Государственный региональный фонд океанографических данных (ФГБУ «ДВНИГМИ»). Таким образом, информация, полученная в ходе морских научных исследований находилась у <...>, при этом, Общество не является государственной научной организацией и не указывалось в качестве адресата для передачи данных, полученных в ходе проведения научных исследований (п.12 Разрешения №).

Проводя морские научные исследования согласно утвержденного Приказом Минобрнауки России от дата № Плана морских научных исследований на 2012 год, в рамках Разрешения № от дата, Учреждение обязано было выполнять требования нормативно-правовых актов, регулирующих данную сферу отношений.

Доводы представителя ФГБУ «ДВНИГМИ» о том, что буйковые станции были выставлены в рамках инженерных изысканий, а не в рамках научного исследования подтверждения в судебном заседании не нашли. Так, согласно Программы «Комплексные экологические исследования на северо-восточном шельфе <...> и северо-западном шельфе <...> ФГБУ «ДВНИГМИ» совместно с <...> проводились научные исследования в рамках условий договора на выполнение совместных научно-исследовательских работ от дата, постановка буйковых станций и измерение морских течений, ни программой, ни договором не предусматривались.

Таким образом, ФГБУ «ДВНИГМИ» являясь заявителем, организатором, участником морских научных исследований в период с дата по дата и обеспечителем программы экспедиционного рейса <...>, привлекло к научным исследованиям иное лицо - <...>, не предприняло необходимых и достаточных мер по предупреждению совершения вменяемого административного правонарушения.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что ФГБУ «ДВНИГМИ» своими действиями существенно не нарушил охраняемые общественные правоотношения, при этом отсутствует причиненный вред и не наступили какие-либо негативные последствия.

Таким образом, действия ФГБУ «ДВНИГМИ» формально содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, занимающегося общественно-полезной деятельностью, отсутствия вреда и тяжести наступивших последствий, допущенные нарушения не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношения, являются малозначительным административным правонарушением.

В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При таких обстоятельствах ФГБУ «ДВНИГМИ» подлежит освобождению от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 КоАП РФ в связи с его малозначительностью

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Освободить Федеральное государственное бюджетное учреждение «Дальневосточный региональный научно-исследовательский гидрометеорологический институт» от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.18 КоАП РФ, производство по делу прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                                    О.О.Ясинская