Дело № 5-828/2022
УИД - 26RS0024-01-2022-002080-84
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Невинномысск 06 июля 2022 года
Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи А.Б. Антохиной,
с участием лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушение ФИО1,
представителей Контрольно-счетной палаты Ставропольского края – главного инспектора ФИО2, консультанта ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Невинномысского городского суда административное дело в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КРФоАП,
установил:
В Невинномысский городской суд поступило административное дело в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КРФоАП.
Из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что при осуществлении внешнего государственного финансового контроля, при проведении контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования средств бюджета Ставропольского края, предоставленных в 2020-2021 годах и истекшем периоде 2022 года бюджетам муниципальных образований <адрес> в виде субсидий на реализацию отдельных мероприятий государственной программы <адрес> «Развитие образования» на объекте администрация <адрес> края (далее - контрольное мероприятие) установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа №<адрес> по адресу: <адрес> допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 19 856,79 рублей, в том числе за счет средств субсидии из краевого бюджета - 18 863,95 рублей, за счет средств местного бюджета - 992,84 рублей. По результатам контрольного мероприятия составлен акт контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ФИО1 является должностным лицом, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, к которому по смыслу положений статьи 2.4 КоАП РФ может быть применена административная ответственность.
В судебном заседании представители Контрольно-счетной палаты Ставропольского края подтвердили указанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, просили назначить наказание в виде штрафа.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении ФИО1 вину в совершении административного правонарушения признал полностью, но пояснил, что денежные средства были потрачены с целью укрепления кровли, просил назначить минимально возможное наказание.
Суд, изучив материалы дела, заслушав мнение участников процесса, приходит к следующему.
В соответствии с диспозицией статьи 15.14 КРФоАП признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Объективную сторону указанного административного правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, в том числе, оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям и условиям, определенным договором (соглашением), которые отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Закрепленный в статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании пункта 3 части 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со ст. 26.2 КРФ об АП, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
Как следует из материалов представленных Контрольно-счетной палатой Ставропольского края следует, что при осуществлении внешнего государственного финансового контроля, при проведении контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования средств бюджета Ставропольского края, предоставленных в 2020-2021 годах и истекшем периоде 2022 года бюджетам муниципальных образований <адрес> в виде субсидий на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Ставропольского края «Развитие образования» на объекте администрация <адрес> края (далее - контрольное мероприятие) установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>№<адрес> допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 19 856,79 рублей, в том числе за счет средств субсидии из краевого бюджета - 18 863,95 рублей, за счет средств местного бюджета - 992,84 рублей. По результатам контрольного мероприятия составлен акт контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ.
Нецелевое использование бюджетных средств выразилось в следующем.
Согласно Уставу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №<адрес> (далее - Устав), утвержденному приказом управления образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о/д, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №<адрес> (далее - <данные изъяты>№, Учреждение) является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.
В 2020-2021 годах и истекшем периоде 2022 года реализовывались мероприятия в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования» государственной программы «<адрес> «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ№-п (далее - Подпрограмма), в том числе посредством предоставления субсидий из бюджета <адрес> бюджетам муниципальных образований на проведение работ по капитальному ремонту кровель в муниципальных общеобразовательных организациях.
Правила предоставления и распределения субсидий из бюджета Ставропольского края бюджетам муниципальных образований <адрес> на проведение работ по капитальному ремонту кровель в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес> в рамках реализации Подпрограммы (далее - Правила предоставления субсидий на ремонт кровель) приведены в приложении 12 к Подпрограмме.
Согласно пункту 12 Правил предоставления субсидий на ремонт кровель между министерством образования <адрес> (далее - Министерство) и администрацией <адрес> заключено соглашение от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении из бюджета <адрес> бюджету муниципального образования <адрес> края субсидии на проведение работ по капитальному ремонту кровель в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - Соглашение №) в целях капитального ремонта кровли <данные изъяты>№ с объемом бюджетных ассигнований 7 307,2 тыс. рублей.
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№ к Соглашению № общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный муниципальному образованию на капитальный ремонт кровли, уменьшен на 2 027,7 тыс. рублей и составил 5 278,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств из краевого бюджета 5 014,6 тыс. рублей (95% от общего объема), за счет средств бюджета города Невинномысск - 263,9 тыс. рублей (5% от общего объема).
Исходя из положений пункта 6.1.1 Соглашения №, получателем субсидии и органом местного самоуправления, на который возлагаются функции по исполнению указанного соглашения, определено управление образования администрации <адрес> (далее - Управление образования).
Уведомлениями по расчетам между бюджетами от ДД.ММ.ГГГГ № кровля/<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ Министерством до Управления образования доведены объемы назначений по межбюджетным трансфертам в сумме 5 014,6 тыс. рублей по коду бюджетной классификации «<данные изъяты>». Согласно приказу министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету <адрес> и бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес>» по целевой статье «0210277300» отражаются расходы краевого бюджета на предоставление субсидий местным бюджетам на проведение работ по капитальному ремонту кровель в муниципальных общеобразовательных организациях.
В соответствии с Решением Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете <адрес> на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» поступившая субсидия отражена как в доходной части бюджета <адрес> по коду классификации доходов - <данные изъяты> «Прочие субсидии бюджетам городских округов (проведение работ по капитальному ремонту кровель в муниципальных общеобразовательных организациях)», так и в ведомственной структуре расходов бюджета по коду <данные изъяты> «Управление образования администрации <адрес>. Субсидии на проведение работ по капитальному ремонту кровель в муниципальных общеобразовательных организациях».
В соответствии с соглашением о предоставлении субсидии на цели, не связанные с оказанием, в соответствии с муниципальным заданием, услуг (выполнением работ) от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), заключенным между Управлением образования и МБОУ СОШ № (далее - Соглашение №), Учреждению в 2020 году предоставлена субсидия на капитальный ремонт кровли в сумме 5 278,5 тыс. рублей.
Таким образом, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «О бюджете <адрес> на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», Правилами предоставления субсидий на ремонт кровель, Соглашением №, Решением Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете <адрес> на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», Соглашением № определены цели использования средств субсидии, а именно проведение работ по капитальному ремонту кровли (крыши).
Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ средства субсидии в сумме 5 014,6 тыс. рублей из краевого бюджета перечислены в бюджет <адрес> с указанием в назначении платежа кода цели «20-С108». Согласно приказу министерства финансов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении кодов аналитического учета при исполнении бюджета <адрес> и осуществлении операций главными распорядителями средств бюджета <адрес> и государственными учреждениями <адрес>» код цели 20-С108 применяется в целях аналитического учета субсидии на проведение работ по капитальному ремонту кровель в муниципальных общеобразовательных организациях.
В соответствии с заявкой Учреждения на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ№ Управлением образования перечислены средства в сумме 5 278,5 тыс. рублей на расчетный счет МБОУ СОШ № с указанием аналогичного кода цели субсидии «20-С108».
В целях осуществления работ по капитальному ремонту кровли зданий МБОУ СОШ № проведен электронный аукцион, по результатам которого между Учреждением и ООО «РемСтрой» заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 5 278,5 тыс. рублей (далее - Контракт №).
Согласно акту о приемке выполненных работ формы № КС-2 (далее - акт КС-2) от ДД.ММ.ГГГГ№ работы по капитальному ремонту кровли здания МБОУ СОШ № общей стоимостью 5 278,5 тыс. рублей выполнены подрядной организацией и приняты образовательным учреждением.
Оплата работ по капитальному ремонту кровли в сумме 5 278,5 тыс. рублей, принятых в соответствии с актом КС-2 от ДД.ММ.ГГГГ№, осуществлена МБОУ СОШ № платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ№ (подписанным директором Учреждения), в назначении платежа которой также указан код цели - «<данные изъяты> - Субсидии на проведение работ по капитальному ремонту кровель в муниципальных общеобразовательных организациях».
В ходе контрольного мероприятия произведен визуальный осмотр (акт контрольного обмера и визуального осмотра от ДД.ММ.ГГГГ) работ по капитальному ремонту кровли здания МБОУ СОШ № и установлено, что часть работ, включённых в акте КС-2 от ДД.ММ.ГГГГ№ не связаны с ремонтом кровли.
Так, в соответствии с позициями 53, 54, 55 акта КС-2 от ДД.ММ.ГГГГ№ образовательным учреждением приняты работы по усилению оконных проемов, а именно: монтаж связей и распорок из одиночных и парных уголков, гнутосварных профилей для пролетов (до 24 м. при высоте здания до 25 м.) - 0,2 тонны конструкции; отдельные конструктивные элементы зданий и сооружений с преобладанием горячекатаных профилей, средняя масса сборочной единицы до 0,1 - 0,2 тонны; штукатурка по сетке без устройства каркаса: улучшенная стен - 7,4 кв.м оштукатуриваемой поверхности. Общая стоимость выполненных работ составляет 19 856,79 рублей.
Усиление оконных проемов, согласно ГОСТу Р <данные изъяты> «Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Словарь. Часть 1. Общие термины», ГОСТу Р <данные изъяты> «Здания и сооружения. Общие термины» и Своду правил СП 17.13330.2017 «<данные изъяты> «Кровли» не относится к ремонту кровли (крыши).
Вышеуказанные работы не были предусмотрены Контрактом №, то есть не содержались в локальном сметном расчете, являющимся неотъемлемой частью Контракта №.
ФИО1, директор МБОУ СОШ №<адрес> направил средства в сумме 19 856,79 рублей (в том числе за счет средств субсидии из краевого бюджета - 18 863,95 рублей, за счет средств местного бюджета - 992,84 рублей) на цели, не соответствующие <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «О бюджете <адрес> на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», Правилам предоставления субсидий на ремонт кровель, Соглашению №, Решению Думы <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете <адрес> на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», Соглашению №, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является директором <данные изъяты>№<адрес>ска. В соответствии с пунктом 5.6 Устава ФИО1 осуществляет деятельность без доверенности от имени Учреждения, в том числе представления его интересов и совершение сделок от его имени. Пунктом 5.7 Устава определено что директор МБОУ СОШ № обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, Ставропольского края, правовых актов органов местного самоуправления, настоящего Устава, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов, и обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств Учреждения, а также имущества, переданного Учреждению в оперативное управление в установленном порядке.
Таким образом, ФИО1 является должностным лицом, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Вина ФИО1 подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; копией акта контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования средств бюджета <адрес>, предоставленных в 2020-2021 годах и истекшем периоде 2022 года бюджетам муниципальных образований <адрес> в виде субсидий на реализацию отдельных мероприятий государственной программы <адрес> «Развитие образования» от ДД.ММ.ГГГГ; копией выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ; копией соглашения № между Министерством образования <адрес> и администрацией <адрес> о предоставлении из бюджета <адрес> бюджету муниципального образования <адрес> края субсидии на проведение работ по капитальному ремонту кровель в муниципальных общеобразовательных организациях от ДД.ММ.ГГГГ; копией дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ к Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ; копией платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ№ и другими доказательствами.
Не принимать во внимание вышеуказанные доказательства, оснований не имеется.
Указанные доказательства допустимы, относятся к настоящему административному делу и в своей совокупности достаточны для вывода о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей15.14 КоАП РФ.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность ФИО1 судья относит признание вины, имущественное и финансовое положение, привлечение к административной ответственности впервые за совершение правонарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, судьей не установлено.
Вместе с тем, судья находит основания для признания совершенного ФИО1 административного правонарушения малозначительным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей2.9 КоАП РФпри малозначительности совершенного административного правонарушения, судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценки малозначительности деяния должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В связи с изложенным судья полагает необходимым в соответствии со статьей 2.9 п. 2 ч. 1.1. ст.29.9 КоАП РФФИО1 освободить от административной ответственности, предусмотренной статьей15.14 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать ФИО1, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статьи2.9Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободить ФИО1 от административной ответственности по статье15.14 КоАП РФ, в виду малозначительности административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного15.14 КоАП РФ, в связи с объявлением устного замечания в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, через Невинномысский городской суд, в течение 10 суток со дня вынесения постановления.
Судья подпись А.Б. Антохина
Копия верна
Судья А.Б. Антохина