Дело № 5-82- 2017 год
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
27 марта 2017 года город Саяногорск
Судья Саяногорского городского суда Республики Хакасия Казакова Т.А., при секретаре Задворновой А.Н.,
Рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении руководителя Саяногорского городского отдела культуры Шкрум Е. А., <>
УСТАНОВИЛА:
ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА в г. Саяногорске Республики Хакасия по адресу: <адрес>, Шкрум Е. А., являясь руководителем Саяногорского городского отдела культуры, направила средства муниципального бюджета на цели, не соответствующие полностью целям, определенным решением Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск от ДАТА№ «О бюджете муниципального образования город Саяногорск на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», бюджетной росписью расходов на 2016 финансовый год и на плановый период 2017 и 2018 годов, бюджетной сметой на 2016 год от ДАТА, бюджетной сметой на 2016 год от ДАТА.
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Саяногорска во исполнение поручения прокуратуры Республики Хакасия проведена проверка соблюдения Саяногорским городским отделом культуры требований бюджетного законодательства при заключении муниципальных контрактов.
По результатам проверки установлено незаконное, нецелевое, в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ, средств местного бюджета в сумме <> использованы на цели, не соответствующие целям, определенным правовым основанием предоставления указанных средств.
В судебном заседании помощник прокурора г. Саяногорска Румпа Е.О. поддержала постановление, считает, что в действиях руководителя Саяногорского городского отдела культуры Шкрум Е.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, просила признать Шкрум Е.А. виновной и назначить ей административное наказание.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, руководитель Саяногорского городского отдела культуры Шкрум Е.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила, дело рассмотрено в отсутствие ФИО, с участием ее защитника Синкиной Ю.Д., которая с постановлением не согласилась, считает, что в действиях ФИО отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, пояснила, что затраты по договорам были отражены по 226 подстатье КОСГУ, а не по 244 подстатье КОСГУ. При финансировании затрат на проведение культурно-массовых мероприятий иное назначение кроме как «расходы на оплату услуг по организации питания», в назначении (наименовании) данных расходов не могло быть указано. Под организацией питания при проведении культурно-массового мероприятия понимается как вид программного мероприятия, либо элемент культурно-массового мероприятия. Под организацией питания участников встречи Главы МО г.Саяногорск понимается непосредственное проведение мероприятия «Круглый стол» в честь юбилея со дня создания Общественной палаты, что подтверждается Планом мероприятий утвержденным Руководителем СГОК ДАТА. Денежные средства были затрачены на проведение праздничного мероприятия. Под организацией питания и обслуживанием жителей и гостей муниципального образования город Саяногорск понимается мероприятие по дегустации русских блинов детьми, что подтверждается Планом мероприятий утвержденным Руководителем СГОК ДАТА. В данном случае денежные средства были затрачены на изготовление блинов. Под организацией питания на республиканском празднике «Чыл Пазы» понимаются затраты на питание делегации направленной от муниципального образования на данное мероприятие, что подтверждается Планом мероприятий, утвержденным руководителем СГОК ДАТА. Под организацией питания на мероприятии посвященному 50-летию со дня образования литературного объединения понимается непосредственно проведение праздничного мероприятия в виде чаепития, что подтверждается Планом мероприятий, утвержденным руководителем СГОК ДАТА. Под организацией питания на культурно-массовом мероприятии посвященному республиканскому празднику Тун Пайрам понимается приготовление основных традиционных хакасских блюд в целях участия в конкурсе «Хакасская юрта» и затраты на питание делегации, направленной от муниципального образования на данное мероприятие, что подтверждается Планом мероприятий, утвержденным Руководителем СГОК ДАТА. Под организацией питания на культурно-массовом мероприятии «Хакасская осень» понимается приготовление основных традиционных хакасских блюд в целях их дегустации учащимися образовательных организаций города, что подтверждается Планом мероприятий, утвержденным Руководителем СГОК ДАТА. Правовым основанием для выделения спорных денежных средств послужили решение Саяногорского городского Совета депутатов муниципального образования город Саяногорск № от ДАТА, сводная бюджетная роспись, утвержденная финансовым органом, бюджетная роспись, утвержденная Саяногорским городским отделом культуры, постановление администрации муниципального образования город Саяногорск № от ДАТА "Об утверждении муниципальной программы "Развитие культуры и СМИ в муниципальном образовании г. Саяногорск на 2015 - 2020 гг.", постановления администрации муниципального образования город Саяногорск «О выделении денежных средств» № от ДАТА, № от ДАТА, № от ДАТА, № от ДАТА, № от ДАТА, № от ДАТА. Положения Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при распределении денежных средств по муниципальной программе не применялись. Решением Саяногорского городского Совета депутатов муниципального образования город Саяногорск № от ДАТА утвержден отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Саяногорск за 2016 год, в котором указано, что нецелевого использования денежных средств не выявлено. Просила производство по делу прекратить.
Выслушав объяснения помощника прокурора г. Саяногорска Румпа Е.О., защитника Синкиной Ю.Д., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с положением о Саяногорском городском отделе культуры, утвержденным постановлением администрации муниципального образования г. Саяногорск от ДАТА№, финансирование Отдела осуществляется за счет средств бюджета МО г. Саяногорск. Отдел культуры является главным распорядителем бюджетных средств в отношении подведомственных ему учреждений (п.1.7 Положения), осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием выделенных бюджетных средств Отделу культуры (абзац 10 пункта 2.2 Положения)
Руководитель Отдела культуры осуществляет руководство Саяногорским городским отделом культуры на принципе единоначалия, обеспечивает и контролирует соблюдение действующего законодательства в деятельности Отдела культуры и подведомственных ему учреждений (пункт 4.2 Положения).
Распоряжением главы МО г. Саяногорск от ДАТА№л/с на должность руководителя Отдела культуры назначена Шкрум Е.А.
Факт совершения руководителем Саяногоского городского отдела культуры Шкрум Е.А. административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами.
Так, постановлением администрации муниципального образования г. Саяногорск от ДАТА№ утверждена программа «Развитие культуры и СМИ в муниципальном образовании г. Саяногорск на 2015-2020 гг.» и подпрограмма «Подготовка, организация, проведение и оформление городских культурно-массовых мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры, республиканским и муниципальным памятным датам».
Решением Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск от ДАТА№ «О бюджете муниципального образования город Саяногорск на
2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» Отделу утверждены расходы по
целевой статье 23 <> на финансирование подпрограммы «Подготовка,
организация, проведение и оформление городских культурно-массовых
мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры,
республиканским и муниципальным памятным датам», с последующими, изменения в сумме <>.
Постановлением главы МО г. Саяногорск от ДАТА№ утверждена смета расходов по организации питания и обслуживанию участников встречи Главы МО г. Саяногорск с Советом общественной палаты на <>
Постановлением главы МО г. Саяногорск от ДАТА№ утверждена смета расходов по организации питания и обслуживанию участников делегации и гостей Республиканского праздника Чыл Пазы на <>
Постановлением главы МО г. Саяногорск от ДАТА№ утверждена смета расходов по организации питания и обслуживанию праздничного мероприятия, посвященного 50-летию со дня образования литературного объединения «Стрежень» на <>
Постановлением главы МО г. Саяногорск от ДАТА№ утверждена смета расходов по организации питания и обслуживанию участников делегации и гостей Республиканского праздника Тун Пайрам на <>
Постановлением главы МО г. Саяногорск от ДАТА№ утверждена смета расходов по организации питания и обслуживанию участников делегации и гостей городского праздника «Хакасская осень» на <>
Постановлением главы МО г. Саяногорск от ДАТА№ утверждена смета расходов по организации питания и обслуживанию жителей города по празднованию Масленницы на <>
На основании указанных постановлений главы МО г. Саяногорск Саяногорским городским отделом культуры заключены договоры по организации питания на общую сумму <>, в том числе:
ДАТА с МУП «Торговый комплекс» по организации питания и
обслуживанию участников встречи Главы МО г. Саяногорск с Советом
общественной палаты на <>;
ДАТА с МУП «Торговый комплекс» по организации питания и
обслуживанию жителей города по празднованию Масленницы на <>;
ДАТА с МУП «Торговый комплекс» по организации питания и
обслуживанию участников делегации и гостей Республиканского праздника Чыл
Пазы на <>;
ДАТА с МУП «Торговый комплекс» по организации питания и
обслуживанию праздничного мероприятия, посвященного 50-летию со дня
образования литературного объединения «Стрежень» на <>;
ДАТА с МУП «Торговый комплекс» по организации питания и
обслуживанию участников делегации и гостей Республиканского праздника Тун
Пайрам на <>;
ДАТА с МУП «Торговый комплекс» по организации питания и
обслуживанию участников делегации и гостей городского праздника «Хакасская
осень» на <>
Оплата услуг по договорам от ДАТА на сумму <>, от ДАТА на сумму <>, от ДАТА на сумму <>, от ДАТА на сумму <> произведена Саяногорским городским отделом культуры ДАТА.
Оплата по договорам с МУП «Торговый комплекс» от ДАТА в сумме <> и от ДАТА в сумме <> не произведена по причине отсутствия финансирования из бюджета муниципального образования.
Источником финансирования указанных мероприятий является муниципальная программа «Развитие культуры и СМИ в муниципальном образовании г. Саяногорск на 2015-2020 гг.», подпрограмма «Подготовка, организация, проведение и оформление городских культурно-массовых мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры, республиканским и муниципальным памятным датам», утвержденная постановлением администрации муниципального образования г. Саяногорск от ДАТА№ «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры и СМИ в муниципальном образовании г. Саяногорск на 2015 - 2020 гг.».
Бюджетные обязательства по перечисленным выше договорам Саяногорским городским отелом культуры приняты по КБК №
Указанные выше доводы защитника Синкиной Ю.Д. об отсутствии в действиях руководителя Саяногорского городского отдела культуры Шкрум Е.А. события вменяемого ей административного правонарушения, считаю необоснованными, учитывая, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения в сфере культуры являются создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.
Как следует из паспорта подпрограммы "Подготовка, организация, проведение и
оформление городских культурно-массовых мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры, республиканским и муниципальным памятным датам», ее целью является создание благоприятной культурной среды для воспитания и развития личности, формирования у жителей позитивных к ценностных установок и укрепления их социальных связей.
Подпрограмма является инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов органов местного самоуправления в областиреализации эффективных мер по привлечению жителей муниципального образования город Саяногорск к участию в культурно-массовых мероприятиях,посвященных значимым событиям российской культуры, республиканским и муниципальным памятным датам, формированию положительного облика муниципального образования город Саяногорск, беспрепятственному доступу к культурным ценностям, народному творчеству, вовлечению горожан в активную творческую деятельность.
Подпрограмма направлена на создание благоприятной культурной среды для воспитания и развития личности, формирования у жителей позитивных ценностных установок и укрепления их социальных связей посредством- привлечения жителей муниципального образования город Саяногорск к участию в культурно-массовых мероприятиях, посвященных значимым событиям российской культуры, республиканским и муниципальным памятным датам.
Саяногорский городской отдел культуры является органом местного самоуправления, (пункт 1.2 Положения), поэтому является получателем и распорядителем бюджетных средств (пункт 1.8 Положения), вправе принимать бюджетные обязательства, заключать соответствующие договоры и контракты для муниципальных нужд и осуществлять их оплату с соблюдением целевого назначения бюджетных средств, на которые они выделены.
Согласно приказу Министерства финансов России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» по 244 виду расходов отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Буквальное толкование требований приказа Министерства финансов России от 01.07.2013 № 65н, во взаимосвязи со статьями 38, 162, 289 и 306.4 Бюджетного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", свидетельствует, что органы местного самоуправления вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг исключительно для муниципальных нужд.
Организация услуг питания на праздничных мероприятиях не является
целью указанных программы и подпрограммы, не является вопросом местного значения, закупки товаров, работ, услуг по указанным выше договорам произведены Саяногорским городским отделом культуры не для муниципальных нужд.
Доводы защитника Синкиной Ю.Д. о том, что решением Саяногорского городского Совета депутатов муниципального образования город Саяногорск № от ДАТА утвержден отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Саяногорск за 2016 год, в котором указано, что нецелевого использования денежных средств не выявлено, считаю несущественными, учитывая, что указанный отчет не содержит оценки использования Саяногорским городским отделом культуры бюджетных средств при реализации выделенных на программу «Развитие культуры и СМИ в муниципальном образовании г. Саяногорск на 2015-2020 гг.» и подпрограмму "Подготовка, организация, проведение и оформление городских культурно-массовых мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры, республиканским и муниципальным памятным датам».
Неисполнение руководителем Саяногорского городского отдела культуры Шкрум Е.А. обязанностей по оплате услуг по договорам с МУП «Торговый комплекс» от ДАТА в сумме <> и от ДАТА в сумме <> считаю несущественным обстоятельством, учитывая, что принятые обязательства по оплате оказанных услуг должны быть исполнены.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Использование Саяногорским городским отделом культуры в 2016 г. бюджетных средств на общую сумму <> по договорам на организацию услуг питания на праздничных мероприятиях не соответствует целям, на которые предоставлены бюджетные средства Решением о бюджете на 2016 г., бюджетной росписью на 2016 г., бюджетной сметой на 2016 г. муниципальной программой, не являются вопросом местного значения, то есть, осуществлены не для обеспечения муниципальных нужд, в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса РФ средства местного бюджета в сумме <> использованы на цели, не соответствующие целям, определенным правовым основанием предоставления указанных средств.
Действия руководителя Саяногорского городского отдела культуры Шкрум Е.А. судья квалифицирует по статье 15.14 КоАП РФ, как нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств муниципального бюджета муниципального образования г. Саяногорск в целях, не соответствующих полностью целям, определенным решением Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск от ДАТА№ «О бюджете муниципального образования город Саяногорск на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», бюджетной росписи расходов на 2016 финансовый год и на плановый период 2017 и 2018 годов бюджетной смете на 2016 год от ДАТА, бюджетной смете на 2016 год от ДАТА, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до <> или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Шкрум Е.А., является совершение ею административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
При назначении наказания учитываю характер совершенного руководителем Саяногорского городского отдела культуры Шкрум Е.А. административного правонарушения, ее личность, род занятий, семейное положение, и считаю необходимым назначить наказание в виде административного штраф в размере <>
Рассматривая постановление заместителя прокурора города Саяногорска о возбуждении дела об административном правонарушении, учитываю, что из указанного постановление следует, что временем совершения Шкрум Е.А. правонарушения являются даты подписания актов выполненных работ, то есть принятие денежных обязательств ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА.
Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрен специальный двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства, в том числе за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьи 15.14 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок привлечения к ответственности за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации.
Из системного толкования указанных норм, следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, в соответствии с положениями частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет два года.
Что же касается положений части 3 статьи 4.5 КоАП РФ, то исходя из смысла названной нормы закона, истечение годичного срока со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения в сфере бюджетного законодательства не позволяет наложить административное наказание на правонарушителя в виде дисквалификации, в то время, как руководителю Саяногорского городского отдела культуры Шкрум Е.А. назначено наказание в виде административного штрафа в пределах срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛА:
Признать руководителя Саяногорского городского отдела культуры Шкрум Е. А., родившуюся ДАТА, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Назначить руководителю Саяногорского городского отдела культуры Шкрум Е. А., родившейся ДАТА, административное наказание в виде административного штрафа в размере <>.
Сумма административного штрафа подлежит уплате на расчетный счет Управления федерального казначейства по Республике Хакасия (Прокуратура Республики Хакасия) № 40101810200000010001 в отделении - НБ Республики Хакасия г. Абакан, БИК 049514001, ИНН 1901017523, КПП 190101001, КБК 41511690040046000140, ОКТМО 95701000.
Уникального идентификационного номера не имеется.
Наименование платежа: административный штраф.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Разъяснить Шкрум Е. А., что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
На постановление может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня получения копии настоящего постановления.
Судья Т.А. Казакова
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2017 года.
Постановление в полном объеме принято 27 марта 2017 года.