ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-830/2022 от 30.06.2022 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело № 5-830/2022

42RS0019-01-2022-004989-49

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Новокузнецк 30 июня 2022 года

Судья Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Колчина Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КРФобАП в отношении СНТ «Отдых» (ИНН 4217117065, ОГРН 1094217005134), юридический адрес: 654007, г. Новокузнецк, пр. Кузнецкстроевский, 10-38,

УСТАНОВИЛ:

СНТ «Отдых» допустило нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, выразившееся в не заключении договора на оказание услуг по обращению ТКО в установленном законом порядке.

12.11.2021г. инспектором ГИАЗ ОМВД России по Новокузнецкому району установлено, что в результате деятельности осуществляемой СНТ «Отдых» в Новокузнецком районе п. Кульчаны образуются твердые коммунальные отходы (код ФККО 7 31 100 00 00 0), при этом у СНТ «Отдых» отсутствует договор на оказание услуг, в результате чего СНТ нарушило требования п. 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г "Об отходах производства и потребления".

Инспектор ОИАЗ Управления ОМВД России по Новокузнецкому району Пехтерев А.А. извещенный о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, в суд не явился.

Председатель СНТ «Отдых» Васильев В.Ю., действующий на основании решения общего собрания, обстоятельства, изложенные в протоколе не оспорил, указал о признании вины, и принятии мер по заключению договора. Также пояснил, что в рамках возбужденного дела по иску ООО «ЭкоТек» заявлены требования о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги по вывозу мусора, оплату которых они также будут производить после принятия соответствующего решения. Учитывая размер задолженности, который значительно превышает доходы товарищества, просил заменить наказание на предупреждение. Указал о том, что основная часть членов товарищества пенсионного возраста имеющее небольшой доход.

Суд, выслушав представителя юридического лица, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, суд считает вину СНТ «Отдых» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 Кодекса РФ об АП установленной.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).

Форма договора и Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156.

Согласно п. 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) названных Правил.

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, отходам коммунальным, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению присвоен код 7 30000 00 00 0.

В соответствии с подп. "в" п. 8.1 Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1 Правил, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости, в связи с чем у садоводческого некоммерческого товарищества возникает обязанность по обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов. Товарищество является потребителем применительно к лицам, у которых возникает обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении обращения представителя ООО «ЭкоТек» от ДД.ММ.ГГГГ. по соблюдению законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что в нарушение требований экологического законодательства в области обращения с отходами СНТ «Отдых», осуществляя свою деятельность по выращиванию однолетних и многолетних культур, расположенным , не приняло мер к заключению с Региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, от общества заявка на заключение договора не подавалась.

Изложенные обстоятельства подтверждаются собранными по данному делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, в котором председатель правления СНТ «Отдых» Васильев В.Ю. не оспорил события административного правонарушения; объяснениями самого Васильева В.Ю., согласно которых, СНТ «Отдых» фактически и юридически осуществляет свою деятельность, на 12.11.2021г. договор с региональным оператором по обращению с ТКО не заключен, указывая при этом, что члены СНТ самостоятельно вывозят свой мусор; справкой инспектора ГИАЗ отдела МВД России по Новокузнецкому району от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого в СНТ «Отдых» образуются твердые коммунальные отходы, при этом контейнеры для складирования ТКО на территории СНТ отсутствуют; выпиской из ЕГРЮЛ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КРФоАП. Оснований сомневаться и не доверять вышеуказанным доказательствам не имеется.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что СНТ «Отдых» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, бездействие СНТ «Отдых» образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении вида и размера наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное положение юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность.

Не смотря на привлечение юридического лица к административной ответственности впервые, фактическое признание выявленных нарушений действующего законодательства, что является обстоятельствами смягчающими административную ответственность и отсутствие обстоятельств, отягчающих таковую основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным отсутствует, поскольку касается нарушений в области охраны окружающей среды и природопользования.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об АП, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Положением ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения.

В силу частей 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Статья 4.1.1. КоАП РФ предусматривает, что некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, указанным выше законом установлены основания смягчения административной ответственности за правонарушения, совершенные юридическими лицами, а также их работникам.

Как следует из материалов дела СНТ «Отдых» является некоммерческой организацией, ранее к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ не привлекалось. В настоящее время предприняты меры по заключению договора, согласовываются место под установку контейнеров. Кроме того, из имеющихся материалов дела также следует, что за спорный период к данному юридическому лицу предъявлены требования о взыскании задолженности за фактически оказанные ООО «ЭкоТек» услуг по вывозу мусора. Кроме того, из справки должностного лица и объяснений председателя СНТ следует, что члены товарищества в указанный период предпринимали меры по самостоятельному вывозу твердых бытовых отходов.

При этом материалы дела не содержат доказательства, подтверждающие, что выявленное в ходе проверки нарушение, создало угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде либо других негативных последствий.

Учитывая приведенные обстоятельства, характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд приходит к выводу, что цель административного наказания в виде предотвращения совершения новых правонарушений в данном конкретном случае может быть достигнута путем вынесения предупреждения, в связи с чем, подлежат применению положения части 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ.

С учётом изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать СНТ «Отдых» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровской областной суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья: Колчина Ю.В.

Копия верна

Подпись судьи____________

Секретарь Е.Г. Корхова

«____» ____________________ 2022 г.

Подлинный документ подшит в деле № 5-830/2022 Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области.