УИД: 47МS0036-01-2023-003924-77
дело № 5-835/2023
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
21 декабря 2023 года гор.Гатчина
Судья Гатчинского городского суда Ленинградской области Дживага В.А.,
с участием: представителя Гатчинской городской прокуратуры Ленинградской области – помощника Гатчинского городского прокурора Ленинградской области Поздеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела учета и отчетности, муниципального заказа – главного бухгалтера администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области Свенцицкой Нины Васильевны, *** года рождения, ***, гражданки Российской Федерации, состоящей в браке, имеющей высшее образование, зарегистрированной и проживающей по адресу: ***, имеющей паспорт №, инвалидности не имеющей, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
Свенцицкая Н.В., являясь должностным лицом главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющего межбюджетные трансферты, допустила нарушение порядка предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.15.15.3 и ст.15.14 КоАП РФ.
Административное правонарушение Свенцицкой Н.В. совершено при следующих обстоятельствах:
*** в *** по адресу: ***, должностное лицо – начальник отдела учета и отчетности, муниципального заказа – главный бухгалтер администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области Свенцицкая Н.В. в нарушение п.3 ч.1 ст.306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нарушила порядок предоставления межбюджетных трансфертов, не обеспечив своевременное перечисление межбюджетного трансферта в рамках соглашения от *** о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, заключенному между Советом депутатов муниципального образования Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Советом депутатов муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области и Контрольно-счетной палатой муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области, а именно: межбюджетные трансферты за ***, которые должны были быть перечислены до ***, перечислены *** (платежное поручение № от ***).
Таким образом, Свенцицкая Н.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Гатчинской городской прокуратуры Ленинградской области – помощник Гатчинского городского прокурора Поздеева А.А. поддержала доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от *** в отношении Свенцицкой Н.В., и просила привлечь ее к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Свенцицкая Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила в суд письменное объяснение в котором указала, что вину во вменяемом ей правонарушении она признает, раскаивается в содеянном, при этом с учетом того что административное правонарушение ею совершено впервые, также она предприняла меры для скорейшего предотвращения вредных последствий (оплата в течение 2-х дней после поступления подписанного Соглашения), а также наличие у неё двух несовершеннолетних детей, просит при назначении наказания применить положения ст.4.1.1 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде официального порицания – предупреждения. С учетом изложенного и принимая во внимание положения ч.2 ст.25.1 КоАП РФ неявка Свенцицкой Н.В. не является препятствием к рассмотрению дела судом.
Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган местного самоуправления, орган местной администрации, указанные в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств (абз.36 ст.6 БК РФ).
Частью 2 ст.21 БК РФ предусмотрено, что перечень главных распорядителей средств местного бюджета устанавливается решением о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Согласно п.1 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов местного значения поселения является составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
В соответствии с ч.4 ст.15 вышеуказанного Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В соответствии со ст.142.5 БК РФ в случаях и порядке, предусмотренных муниципальными правовыми актами представительного органа городского, сельского поселения, принимаемыми в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, бюджетам муниципальных районов могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджетов городских, сельских поселений на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями.
Частью 3.1 ст.86 БК РФ предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных районов части полномочий органов местного самоуправления сельских поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из соответствующих местных бюджетов.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное местной администрацией, финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Частью 1 ст.154 БК РФ предусмотрено, что исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований обеспечивают исполнение бюджета.
Согласно п.1 ч.1 ст.158 БК РФ одним из полномочий главного распорядителя бюджетных средств является обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.
Судом установлены и материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства:
Гатчинской городской прокуратурой, во исполнение приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», и на основании поступившей информации, проведена проверка исполнения администрацией Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области требований бюджетного законодательства при предоставлении межбюджетных трансфертов, в ходе которой установлено следующее.
Между Советом депутатов муниципального образования Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, с одной стороны и Советом депутатов муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области и Контрольно-счетной палатой муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области, с другой стороны, заключено соглашение от *** о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
Указанным соглашением определены сроки перечисления межбюджетных трансфертов на их реализацию - ежеквартально в сроки:
- 23,60 тыс.руб. - до ***;
- 23,40 тыс.руб. - до ***;
- 23,40 тыс.руб. - до ***;
- 23,40 тыс.руб. - до ***.
В нарушение указанного соглашения, межбюджетные трансферты за ***, которые должны быть перечислены до ***, перечислены *** (платежное поручение от ***№).
Таким образом, администрация Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, не обеспечив своевременное перечисление межбюджетного трансферта, нарушила порядок предоставления межбюджетных трансфертов.
В соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области на *** и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной решением Совета депутатов муниципального образования Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ***№ администрация муниципального образования Таицкое городское поселение является главным распорядителем бюджетных средств бюджета муниципального образования на указанный период.
В соответствии со ст.8 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, утвержденного Советом депутатов муниципального образования Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ***№, администрация поселения обладает полномочиями по организации исполнения бюджета.
Согласно ч.1 ст.36 Устава муниципального образования Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ***№, администрация - исполнительно-распорядительный орган поселения, наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок деятельности администрации определяется ее Положением, принимаемым Советом депутатов. Администрация исполняет местный бюджет и представляет на утверждение Совета депутатов отчет о его исполнении.
Персональную ответственность за деятельность в указанной сфере несет начальник отдела учета и отчётности, муниципального заказа – главный бухгалтер Свенцицкая Н.В., принятая на работу в администрацию Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, и в соответствии с распоряжением и.о.главы администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района *** от ***№ переведена на данную должность.
В соответствии с п.2.1.1 должностной инструкции начальника отдела учета и отчетности, муниципального заказа – главного бухгалтера, утвержденной и.о.главы администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Свенцицкая Н.В. осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия; в соответствии с п.2.1.6 должностной инструкции Свенцицкая Н.В. обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, и т.п.; в соответствии с п.2.1.7 должностной инструкции Свенцицкая Н.В. осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств. Также, согласно п.2.1.9 должностной инструкции Свенцицкая Н.В. принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что начальником отдела учета и отчетности, муниципального заказа - главным бухгалтером администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области Свенцицкой Н.В. не были приняты все возможные меры по соблюдению требований закона, за нарушение которых ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Обстоятельства дела и факт совершения Свенцицкой Н.В. административного правонарушения, помимо собственного признания Свенцицкой Н.В. своей вины, доказана и подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами:
- постановлением заместителя Гатчинского городского прокурора Спициной Ю.Н. о возбуждении дела об административном правонарушении от ***, составленным уполномоченным должностным лицом, с участием начальника отдела учета и отчетности, муниципального заказа - главного бухгалтера администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области Свенцицкой Н.В., в соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, и при получении достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения и содержащих описание обстоятельств произошедшего события (***);
- письменными объяснениями Свенцицкой Н.В. от ***, из которых следует, что она не признает свою вину в выявленном нарушении порядка предоставления межбюджетных трансфертов, поскольку оплата не прошла в указанный срок, из-за позднего поступления в администрацию для исполнения соглашения от *** (***
- копией паспорта Свенцицкой Н.В. (***);
- копией трудовой книжки Свенцицкой Н.В. (***).
- копией платежного поручения от ***№, из которого следует что межбюджетные трансферты за *** администрацией Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района *** перечислены *** (***);
- копией Соглашения от *** о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, заключенного между Советом депутатов муниципального образования Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Советом депутатов муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области и Контрольно-счетной палатой муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области, в котором в п.2.7 определены сроки перечисления межбюджетных трансфертов (в том числе и за *** - до ***) (***);
- копией решения Совета депутатов муниципального образования Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ***№ «Об утверждении Положения «О местной администрации Таицкого городского поселения» (***);
- копией Положения «О местной администрации муниципального образования Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области», в разделе 2 которого подробно приведены полномочия администрации, в том числе и в части формирования и исполнения бюджета муниципального образования (***);
- копией распоряжения и.о.главы администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ***№ о назначении Свенцицкой Н.В. на ведущую должность муниципальной службы, категория «руководители» - начальником отдела учета и отчётности, муниципального заказа (***);
- копией трудового договора № от ***, заключенного между муниципальным образованием Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области и Свенцицкой Н.В. с дополнительными соглашениями, в которых отражены полномочия (права и обязанности) Свенцицкой Н.В. (***);
- копией должностной инструкции начальника отдела учета, отчетности, муниципального заказа - главного бухгалтера, утвержденной и.о.главы администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, в соответствии с п.2.1.1 которой Свенцицкая Н.В. осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия; в соответствии с п.2.1.6 обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, и т.п.; в соответствии с п.2.1.7 осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, а в соответствии с п.2.1.9 принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства (***);
- копией решения Совета депутатов муниципального образования Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ***№ об утверждении «Положения о бюджетном процессе в Таицком городском поселении» (***);
- копией Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области с приложениями 10 и 11 (***);
- копией Устава муниципального образования Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области (***);
- копией решения Совета депутатов муниципального образования Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ***№ о передаче Контрольно-счетной палате Гатчинского муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля с приложением (***).
Все представленные и исследованные судом доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, являются относимыми, допустимыми, а в своей совокупности достаточными для установления вины Свенцицкой Н.В в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, её имущественное положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, в качестве которых суд учитывает: совершение правонарушения впервые, признание вины и раскаяние в содеянном, а также наличие у Свенцицкой Н.В. на иждивении двоих малолетних детей, на основании чего считает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере в пределах санкции ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ.
Доводы Свенцицкой Н.В. о возможности применения положений ст.4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение, подлежат отклонению.
В силу ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, установленных указанными нормами.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения (ст.15.15.3 КоАП РФ) являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов, нарушение которых создает угрозу экономической безопасности государства, финансовой нестабильности государства.
Следовательно, совокупность всех обстоятельств, необходимых для применения положений ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ по настоящему делу отсутствует.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.05.2023 № 1338-О, действующие во взаимосвязи статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ определяют условия, при которых в случае привлечения указанных лиц к административной ответственности административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение. При этом применение данных норм осуществляется исходя из фактических обстоятельств каждого дела судьей, органом, должностным лицом, на рассмотрении которых находится это дело.
С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела оснований для замены Свенцицкой Н.В. административного штрафа предупреждением в порядке ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать должностное лицо - начальника отдела учета и отчетности, муниципального заказа – главного бухгалтера администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области Свенцицкую Нину Васильевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять) тысяч рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
УФК по Ленинградской области (ГКУ ЛО «ЦМТО СУ», л/с 04452200760), ИНН 4703132449, КПП 470301001, р/счет: 40102810745370000006, кор.сч. 03100643000000014500, Банк получателя Отделение Ленинградское Банка России г.Санкт-Петербург, наименование платежа: административный штраф, БИК 014106101, КБК 972 116 01153 01 9000 140, ОКТМО 41636000.
В силу ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы через Гатчинский городской суд Ленинградской области.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: