ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-83/18 от 25.10.2018 Зарайского городского суда (Московская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

г.Зарайск Московская область


резолютивная часть изготовлена 25 октября 2018 года

мотивированное постановление изготовлено 29 октября 2018 года

Судья Зарайского городского суда Московской области Бондаренко Н.П., на основании ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №5-83/2018 в отношении ФИО1, --- года рождения, уроженца с.---, --- района, --- области, гражданина ---, зарегистрированного по адресу: (адрес 1), ---, имеющего на иждивении ---, ---, ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекавшегося, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.2 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 совершил нарушение организатором публичного мероприятия в форме собрания установленного порядка проведения данного мероприятия при следующих обстоятельствах:

04 августа 2018 года в период времени с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут на территории КЦД «Победа», расположенного по адресу: <...>, ФИО1, являющийся организатором проведения публичного мероприятия в форме собрания, избранный его председателем, допустил нарушение порядка его проведения выступающим участником собрания депутатом совета депутатов городского округа ФИО4 Московской области Д.Н.И., выкрикивавшим лозунги не голосовать на предстоящих выборах губернатора Московской области за действующего губернатора Московской области ФИО2, а голосовать за любого другого кандидата на пост губернатора Московской области, в форме бездействия, так как не предпринял каких-либо действий остановить данное выступление, тем самым оказывал ему поддержку. Тематика выступления Д.Н.И. не соответствовала повестке собрания, его регламенту и не входила в обсуждение заявленной цели проведения публичного мероприятия, что противоречит принципам и основным понятиям публичного мероприятия, собрания, указанным в Федеральном законе от 19.06.2004г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также нарушает ч.4 п.4 ст.5 названного федерального закона.

Своими действиями ФИО1 совершиладминистративноеправонарушение, предусмотренноеч.1ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание ФИО1, будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, с ходатайством об отложении слушания дела не обращался, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Защитник – Пахоменко В.Е., представивший доверенность от 14.09.2018г., просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ч.1 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях составаадминистративногоправонарушения. В обоснование указал, что частью 1 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за «нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». В соответствии с названным законом под митингом понимается «массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера». Политические высказывания не являются признаком митинга как публичного мероприятия. В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004г. N 54-ФЗ целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Таким образом, цель любого публичного мероприятия может допускать высказывание участниками публичного мероприятия своей позиции по различным вопросам экономической, социальной, культурной и политической жизни страны, внешней и внутренней политики государства, муниципалитетов. Отличия между митингом и собранием в этой части заключается только в круге лиц, до которых доносится соответствующая позиция. Претензии со стороны сотрудников полиции в ходе проведения собрания не предъявлялись. На публичном мероприятии не использовалась звукоусиливающая аппаратура, агитация третьих лиц с использованием наглядных материалов не производилась. В соответствии с определением собрания, данным Федеральным законом от 19.06.2004г. №54-ФЗ, собрание предполагает «коллективное обсуждение» внутри этого самого коллектива, без агитации и пропаганды идей вовне. Публичность собрания – внутренняя, предназначенная только для участников собрания. Митинг же предполагает «публичное выражение общественного мнения». Он допускает агитацию, пропаганду идей вовне, некое идеологическое просвещение посторонних – то есть публичность внешнюю. Внешняя публичность проявляется в использовании средств, позволяющих донести информацию от участников митинга всем окружающим третьим лицам (звукоусиливающая аппаратура, наглядные средства агитации). На собрании 04.08.2018 г. в городском округе Зарайск на территории КЦД «Победа», расположенного по адресу: <...> с 12.00 час. до 13.00 час. не использовалась звукоусиливающая аппаратура, средства наглядной агитации – плакаты, транспаранты, листовки. Поскольку публичное мероприятие по своей сути являлось собранием, то в силу ч.1 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ его согласование Администрацией городского округа Зарайск не требовалось.

В дело защитник Пахоменко В.Е. представил письменные возражения.

Также в судебном заседании Пахоменко В.Е. настаивал, что ФИО1 не является организатором собрания.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, УУП ОМВД России по г.о. Зарайск Московской области капитан полиции И.Е.В. /свидетель по делу/ в судебном заседании 10.10.2018г. показал, что он проводил проверку в отношении ФИО1 по заявлению жителя г.Зарайска С. Д.А. и главы г.о.Зарайск Московской области ФИО3 о том, что 04.08.2018г. на территории КЦД «Победа» состоялся несанкционированный митинг. Обстоятельства, изложенные в протоколе АВ №0101264 об административном правонарушении от 07.09.2018г., подтвердил. Пояснил, что в ходе проверки установлено, что ФИО1 являлся одним из организаторов митинга, он сделал такой вывод, исходя из того, что ФИО1 заявлен в качестве организатора в уведомлении о проведении митинга, которое было подано в администрацию г.о.Зарайск, кроме того он был избран председателем публичного мероприятия, в таком качестве подписал протокол собрания. УУП ОМВД России по г.о.Зарайск И.Е.В. утверждает, что под видом собрания ФИО1 организовал проведение митинга, который был проведен в отсутствие разрешения на его проведение. Проведенное 04.08.2018г. на территории КЦД «Победа» г.Зарайска публичное мероприятие участковый И.В.Е. квалифицировал как митинг, по тем признакам, что в нем участвовали не только жители городского округа Зарайск, но и приглашенные жители других городов; а также учитывая значительное количество прибывших на него граждан - 700 чел., которое характеризует как «массовое скопление граждан». Участник митинга депутат совета депутатов г.о.ФИО4 Д.Н.И., выкрикивавший лозунги не голосовать на предстоящих выборах губернатора Московской области за действующего губернатора Московской области ФИО2, а голосовать за любого другого кандидата на пост губернатора Московской области, допустил нарушение Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ, поскольку агитацию проводить ближе чем 50 метров от входа на избирательный участок запрещено, а в здании КЦД «Победа» располагался избирательный участок №---. Организатор митинга ФИО1 допустил нарушение ст.5 ч.4 п.4 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ, поскольку бездействовал и не предпринимал каких-либо действий для того, чтобы остановить противоправные высказывания Д.Н.И.

В судебном заседании 25.10.2018г. УУП ОМВД г.о.Зарайск И.Е.В. дополнил, что выступление депутата г.о.ФИО4 Д.Н.И. носило преимущественно общественно-политический характер, содержало тематические лозунги, при этом как наглядная агитация распространялась газета, в силу чего, публичное мероприятие, состоявшееся 04.08.2018г. в г.Зарайске, следует квалифицировать как митинг. Согласно ст.5 Федерального закона № 54-ФЗ ФИО1, как организатор и председатель собрания, должен был требовать от собравшихся поддержания общественного порядка, соблюдения регламента и исполнения законов, он должен был отреагировать на выступление Д. по меньшей мере замечанием, либо остановить выступление.

Свидетель Щ.Т.Н., допрошенная в судебном заседании 10.10.2018г., показала, что зарегистрирована и проживает в г.Зарайске. Она знала, что 04.08.2018г. будет проходить митинг против свалки в Солопово. Митинг был назначен потому, что не было проведено общественных слушаний по вопросу расширения полигона. Вечером 03.08.2018г. стало известно, что митинг запретили. Организаторы общественного движения «Народное право» сказали, что будет проведено собрание. Мероприятие состоялось на площади у памятника К.А. Мерецкову, без громкоговорителей, без плакатов. Пахоменко В.Е. и ФИО1 сообщили, что митинг запрещен. На этом собрании она тоже выступила. Мероприятие прошло по правилам организации собрания: были избраны председатель и секретарь собрания, оглашена повестка собрания, все вопросы повестки обсуждались с жителями, ставились на голосование. Голосованием было принято решение предоставить право выступить на собрании депутату г.о.ФИО4 Д.Н.И.. Объявлялось, что речь будет идти о свалке.

На вопрос председательствующего: выступал ли Д. с лозунгом не голосовать на предстоящих выборах за действующего губернатора Московской области ФИО2, свидетель Щ.Т.Н. пояснила, что такое выступление было, и ФИО1 его не останавливал.

Также Щ.Т.Н. в своих пояснениях назвала ФИО1 одним из организаторов собрания.

Свидетель Д.Н.И., допрошенный в судебном заседании 10.10.2018г., показал, что он зарегистрирован и проживает в с.--- ---- района --- области, является депутатом городского округа ФИО4 Московской области. Д.Н.И. пояснил, что он был приглашен на митинг в г.Зарайск. Пахоменко В.Е. ему рассказал об отказе администрации г.о.Зарайск согласовать проведение митинга на 04.08.2018г., о состоявшихся судебных решениях. Было принято решение о проведении собрания, и такое собрание было проведено с его участием. Распространялась газета «Долой», учредителем которой он является. Проведенное публичное мероприятие Д.Н.И. считает по форме и сути собранием, для проведения которого согласование с органами местного самоуправления не требуется. Собрание, состоявшееся 04.08.2018г., проходило в приспособленном месте, без звукоусиливающей аппаратуры. Мероприятие проходило в соответствии с порядком проведения собрания, была заявлена повестка, обсуждались и ставились на голосование вопросы. По поводу выступления 04.08.2018г. в г.Зарайске с призывами общественно – политического характера: не голосовать на предстоящих выборах губернатора Московской области за ФИО2, свидетель пояснил, что не отрицает такого выступления, эта позиция является его жизненной позицией, как депутат он призван формировать общественное мнение. Председатель собрания ФИО1 поставил вопрос о его выступлении на собрании, аудитория единогласно поддержала решение. Выступление было построено в следующей концепции: «пока Московской областью будет руководить Воробьев, мы будем выходить на митинги». Как депутат, он обязан формировать общественное мнение, он вправе это делать, тем более в период избирательной компании. Ни один из сотрудников полиции не предупредил его о том, что возможно он нарушает закон.

Свидетель М.С.А. в судебном заседании 25.10.2018г. показал, что зарегистрирован и проживает в г.Зарайске. 04.08.2018г. на входе на территорию КЦД «Победа» он перенаправлял граждан, пришедших на собрание на площадь у входа в здание КЦД «Победа» у памятника ФИО8, и разъяснял, что митинга не будет, а будет проводиться собрание.

Изучив материалы делаобадминистративномправонарушении, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.

Административнаяответственность поч.1ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, что влечет наложениеадминистративногоштрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Согласно ст.31 КонституцииРоссийской Федерацииграждане Российской Федерацииимеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок реализации установленного КонституциейРФправа гражданРФсобираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования, либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе гражданРоссийской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В соответствии с п.2 ст.2Федерального закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Как указано в ст.3Федерального закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается на следующих принципах: 1) законность – соблюдение положений КонституцииРоссийской Федерации, Федерального закона, иных законодательных актовРоссийской Федерации; 2) добровольность участия в публичном мероприятии.
В силуч. 1ст.5Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько гражданРоссийской Федерации(организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданинРоссийской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Статьей 4 указанного Федерального закона определено, что к организации публичного мероприятия относится: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъектаРоссийской Федерацииили орган местного самоуправления; проведение предварительной агитации; изготовление и распространение средств наглядной агитации; другие действия, не противоречащие законодательствуРоссийской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Из разъяснений, содержащихся в абз.4 п.21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", следует, что проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

В соответствии со ст.7Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрена необходимость предварительного уведомления органа исполнительной власти субъектаРФили органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, в том числе о месте и времени его проведения и предполагаемой численности его участников.
Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно–разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъектаРоссийской Федерацииили орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Частью 3 ст. 6 того же Федерального закона предусмотрено, что во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Обязанности организатора публичного мероприятия установлены ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 г. N54-ФЗ, в том числе: требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона (п.4); приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий (п.6).

Из письменных материалов дела установлено, что 23.07.2018г. в Администрацию г.о. Зарайск Московской области поступили два уведомления от 22.07.2018 г. №131-НП и №130-НП опроведении митингов. Заявленные место, дата и время проведения публичных мероприятий: <...>, площадь у МБУ ЦД «Победа», 04.08.2018 г. (согласно уведомлению №131-НП) и 05.08.2018г. (согласно уведомлению №130-НП), с 12 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., предполагаемое количество участников публичного мероприятия : до 3000 человек. Цели и требования публичных мероприятий: 1). Полного прекращения всех незаконных работ на территории полигона твердых коммунальных отходов «Солопово», окончательной рекультивации и закрытия полигона; 2). Исключение из Проекта землепользования и застройки и генерального плана городского округа Зарайск земельных участков, прилегающих к полигону ТКО «Солопово» с видом разрешённого использования «СП-2»; 3). Отмены результатов незаконных общественных слушаний от 18.06.2018 года по проекту государственной экологической экспертизы: проектная документация «Строительство комплекса по переработке Солопово» в городском округе Зарайск Московской области; 4). Открытия закрытого родильного отделения в городе Зарайск и исполнения поручения Президента России от 02.02.2018 года об открытии всех необоснованно закрытых лечебных учреждений, являющихся единственными в муниципальном образовании; 5). Требование общественного доступа к станциям экологического мониторинга, расположенных в пределах санитарных зон ООО «Европрофиль» и ЗАО «Метком групп», с размещением информации счётчиков учёта загрязнений на публичных информационных ресурсах; 6). Привлечение к ответственности должностных лиц, по вине которых происходят систематические аварии и незапланированное отключение горячего водоснабжения в жилых домах. Предполагается использование сборно-разборной сцены и звукоусилительной аппаратуры. Организаторами публичных мероприятий заявлены: Ю.К.С., К.С.А., ФИО1, П.И.А., Пахоменко В.Е..

По результатам рассмотрения данных уведомлений 25.07.2018 г. Администрация г.о. Зарайск Московской области направила в адрес организаторов письменные ответы №2044 (о митинге 04.08.2018г.) и №2045 (о митинге 05.08.2018г.) соответственно, в которых, ссылаясь на норму статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», администрация отказала в согласовании проведения публичных мероприятий в форме митингов в заявленные время, дату и месте, указывая, что на площади у МБУ ЦД «Победа» размещены аттракционы (батут, карусели, электромобили). Также до сведения организаторов доведено, что распоряжением Главного Управления территориальной политики Московской области от 21.05.2018г. №5 внесены изменения в Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно-политического характера мест на территории Московской области, утвержденный распоряжением Главного Управления территориальной политики Московской области от 14.08.2014г. №4. Согласно вышеуказанному распоряжению в Перечне имеется только одна площадка вместимостью до 3000 человек, а именно: площадь у МБУ ЦД «Победа» по адресу: <...>. Остальные площадки из Перечня исключены.

Не согласившись с данными решениями, Пахоменко В.Е., П.И.А., Ю.К.С., К.С.А. 26.07.2018 г. подали в суд административное исковое заявление о признании их незаконными.

Решением Зарайского городского суда Московской области от 31.07.2018г. указанное административное исковое заявление удовлетворено. Суд признал незаконными решения Администрации г.о. Зарайск от 25.07.2018 г. №2044 и от 25.07.2018г. №2045 об отказе в согласовании проведения публичных мероприятий – митингов, назначенных к проведению на 04.08.2018 г. и на 05.08.2018г. (соответственно) в период времени с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут на площади у МБУ ЦД «Победа», расположенного по адресу <...>. Суд обязал Администрацию г.о. Зарайск Московской области устранить допущенные нарушения, не позднее 01.08.2018г. повторно рассмотреть вопрос о месте, времени и условиях проведения публичного мероприятия и дать ответ заявителям.

Данное решение не обжаловалось и вступило в законную силу.

Во исполнение указанного решения суда главой городского округа Зарайск ФИО3 организаторам митингов были даны ответы от 01.08.2018 г. №2096 и №2097, в которых сообщалось, что до 24.09.2018г. в месте, указанном в уведомлении будут расположены аттракционы, в связи с чем было предложено провести публичные мероприятия 26.09.2018 года с 12 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин. по адресу: площадь у ЦД «Победа» по адресу: <...>.

Не согласившись с данными решениями, Пахоменко В.Е., К.С.А. 02.08.2018 г. подали в суд административное исковое заявление о признании их незаконными.

Решением Зарайского городского суда от 03.08.2018г. в удовлетворении требований о признании незаконными решений Администрации г.о. Зарайск Московской области от 01.08.2018г. №2096 и от 01.08.2018г. №2097 об изменении даты проведения публичных мероприятий, административным истцам отказано.

Не согласившись с данным решением суда, административные истцы обжаловали его в суд апелляционной инстанции. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 04.08.2018г. решение Зарайского городского суда от 03.08.2018г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Пахоменко В.Е., К.С.А. – без удовлетворения.

Таким образом, проведение запланированного на 04.08.2018г. митинга согласовано не было.

Как следует из письменных объяснений организаторов митинга: ФИО1 от 29.08.2018г., Пахоменко В.Е. от 03.08.2018г. и 07.08.2018г., К.С.А. от 03.08.2018г. и 07.08.2018г., Ю.К.С. от 07.08.2018г., П.И.А. от 07.08.2018г., как законопослушные граждане, они через доступные средства массовой информации 03.08.2018г. довели до сведения граждан информацию об отмене митинга, но поскольку донести информацию до всех граждан не было достаточно времени, и после консультации в Зарайской городской прокуратуре о возможной форме проведения публичного мероприятия, получив рекомендацию провести собрание, 04.08.2018г. организовали проведение собрания с гражданами по адресу: <...>.

Судья соглашается с доводами ФИО1, содержащимися в его письменных объяснениях от 29.08.2018г. и 07.09.2018г., данных УУП ОМВД по г.о.Зарайск И.Е.В., и доводами защитника Пахоменко В.Е., приведенными в судебном заседании, о том, что по форме публичное мероприятие, состоявшееся 04.08.2018г. на территории КЦД «Победа», расположенного по адресу: <...>, является собранием.

В соответствии с п.2 ст.2Федерального закона от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

В соответствии с п.3 ст.2 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Таким образом, основным отличием митинга от собрания является отличие цели проведения данных мероприятий, характерное для митинга как «публичное выражение общественного мнения», а для собрания как «коллективное обсуждение каких-либо общественно значимых вопросов».

Вторым немаловажным отличием указанных видов публичных мероприятий является то, что митинг – это массовое присутствие граждан, что подразумевает под собой скопление неопределенного круга граждан, связанных между собой общей идеей, имеющих цель публично выразить общественное мнение. Собрание же представляет собой присутствие граждан, как представляется связанных между собой определенными интересами, в т.ч. жилищными, экономическими и другими, для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых для них вопросов.

Как усматривается из просмотренной в судебном заседании видеозаписи публичного мероприятия, факт публичного выражения общественного мнения имел место только в выступлении депутата г.о.ФИО4 Д.Н.И., мероприятие не имело общественно-политической окраски, на нем преимущественно обсуждались жителями г.о.Зарайск вопросы экологии, здравоохранения, социальные и жилищные вопросы.

Из видеозаписи видно, что участвующие в мероприятии граждане интересуются вопросами строительства (реконструкции) полигона ТКО в Солопово, проблемой закрытия роддома, экологической ситуацией вокруг выбросов с территории предприятий, расположенных в черте города и др. Попытки выступающих отойти от тематики повестки собрания председателем собрания ФИО1 и организатором собрания Пахоменко В.Е. пресекаются устными замечаниями – все (за исключением выступления депутата Д.Н.И.).

Судом установлено, что звукоусиливающая аппаратура не использовалась, сцена не монтировалась.

Согласно Перечню единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно-политического характера мест на территории Московской области, утвержденному распоряжением Главного Управления территориальной политики Московской области от 14.08.2014г. №4 (с изменениями), площадь у Муниципального бюджетного учреждения ЦД «Победа» по адресу: <...> – является площадкой вместимостью до 3000 человек для проведения публичных мероприятий на территории городского округа Зарайск.

Также судья приходит к выводу о том, что ФИО1 являлся организатором публичного мероприятия в форме собрания, поскольку осуществлял организационно-распорядительные функции, отраженные в ст.4 Федерального закона от 19.06.2004 г. N54-ФЗ, а именно: оповещал граждан об отмене митинга и проведении собрания; участвовал в проведении предварительной агитации по повестке собрания; являлся председателем собрания (вел мероприятие, доводил до собравшихся повестку дня, проводил разъяснения по отдельным вопросам повестки дня, объявлял участников собрания, ставил вопросы на голосование, подсчитывал итоги голосования, подписал протокол собрания).

Такое суждение судом сделано на основе анализа материалов дела и видеозаписи.

Судом установлено, что участник собрания депутат совета депутатов г.о.ФИО4 Д.Н.И. выкрикивал лозунги общественно – политической направленности: не голосовать на предстоящих выборах губернатора Московской области за действующего губернатора Московской области ФИО2, а голосовать за любого другого кандидата на пост губернатора Московской области, тем самым его выступление было вне заявленной повестки и цели собрания.

Таким образом, как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей, в период с 12.00 час. до 13.00 час. 04.08.2018г. по адресу: <...>, территория КЦД «Победа», в ходе проведения собрания жителей городского округа Зарайск Московской области с заявленной повесткой дня:

« 1). Выборы председателя и секретаря собрания; 2). Информирование о решениях Зарайского городского суда от 31.07.2018г. и 03.08.2018г.; 3). Текущее состояние дел в районе строительства (реконструкции) полигона твердых коммунальных отходов «Солопово»; 4). Включение депутатами в Проект землепользования и застройки, и генерального плана городского округа Зарайск земельного участка категории СХ-3 с кадастровым номером: ---, площадью --- кв.м., под дальнейшее расширение полигона твердых коммунальных отходов «Солопово»; 5). Проведение МБУ «Благоустройство, ЖКУ и ДХ» общественных слушаний от 18.06.2018г. по проектной документации «Строительство комплекса по переработке Солопово» в городском округе Зарайск Московской области», которая до настоящего времени не разработана. Фактическое ведение строительных работ без проектной документации, экологической экспертизы и разрешения на строительство; 6). Закрытие в городском округе Зарайск родительного отделения вопреки поручению Президента России ФИО5 от 02.03.2018г. о немедленном открытии всех единственных лечебных учреждений; 7).Текущее состояние муниципального экологического мониторинга за выбросами неизвестных газов зеленого, фиолетового и серого цвета с территории промышленных предприятий ООО «Европрофиль» и ЗАО «Метком групп»; 8). Неудовлетворительное состояние жилищно-коммунального хозяйства на территории городского округа Зарайск; 9). Разное», - ФИО1, будучи организатором данного публичного мероприятия и его председателем, осуществляющим организационно-распорядительные функции при выступлении участников митинга, в нарушение требований п. 2 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", допустил нарушение порядка его проведения выступающим участником митинга Д.Н.И., выкрикивавшим лозунги: не голосовать на предстоящих выборах губернатора Московской области за действующего губернатора Московской области ФИО2, а голосовать за любого другого кандидата на пост губернатора Московской области, что не соответствовало заявленной повестке собрания, его регламенту, а также цели проведения публичного мероприятия, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения ФИО1 вмененного ему административного правонарушения и виновность в его совершении подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе:

- протоколом об административном правонарушении АВ №0101264 от 07.09.2018г., составленным УУП ОМВД России по г.о.Зарайск капитаном полиции И.Е.В., из которого усматривается, что ФИО1 вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах: 04.08.2016г. в период с 12.00 час. до 13.00 час. на территории КЦД «Победа», расположенного по адресу: <...>, ФИО1, выбранный неустановленными лицами, председателем публичного мероприятия под названием «собрание», в нарушение ст.2 пункта 3, ст.4 пункта 3, ст.5 части 4 Федерального закона от 19.06.2018г. №54-ФЗ, организовал публичное мероприятие в форме митинга под видом публичного мероприятия в форме собрания, без разрешения его проведения Администрацией г.о.Зарайск Московской области, в связи с тем, что не было проведено согласование митинга в указанном месте Администрацией г.о.Зарайск, на котором обсуждались вопросы, заявленные в уведомлении главы г.о.Зарайск «о проведении митинга 04.08.2018г.», а также ФИО1, как председатель данного «собрания», находясь в группе граждан в количестве 700 чел. /согласно протокола указанного мероприятия под названием «собрание»/ бездействовал и оказывал поддержку при выкрикивании депутатом совета депутатов г.о.ФИО4 Московской области Д.Н.И. лозунгов тематического характера, выраженных в преимущественно общественно-политическом характере, не голосовать на предстоящих выборах губернатора Московской области за действующего губернатора ФИО2, а голосовать за любого другого кандидата на пост губернатора Московской области, не предпринял каких-либо действий, останавливающих противоправные действия депутата (л.д.97);

- рапортом УУП ОМВД России по г.о.Зарайск капитана полиции И.Е.В. в адрес начальника ОМВД России по г.о.Зарайск подполковника полиции ФИО6 от 04.09.2018г., согласно которому по заявлению гр.С.Д.А. и главы г.о.Зарайск ФИО3 о том, что 04.08.2018г. в 12.00 час. на территории парка «Металлистов» возле КЦД «Победа» состоялся несанкционированный митинг, проведена проверка; установлено, что по вышеуказанному адресу состоялось собрание под руководством гр.ФИО1, на котором присутствовало 700 человек, где под протокол собрания жителей г.о.Зарайск выступали активисты общественного движения «Народное право» ФИО1, Пахоменко В.Е., депутат совета депутатов г.о.ФИО4 Д.Н.И., который призывал голосовать против действующего губернатора Московской области ФИО2 на предстоящих выборах губернатора Московской области. ФИО1 бездействовал в данной ситуации, что повлекло ненадлежащее выполнение организатором ФИО1 обязанностей, установленных частью 4 стать 5 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ (л.д.1);

- протоколом осмотра места происшествия от 04.09.2018г., составленным и.о. дознавателя ОМВД России по г.о.Зарайск И.Е.В., согласно которому объектом осмотра являлась видеозапись продолжительностью 45 мин. 55 сек., на которой просматривается собрание жителей г.о.Зарайск М.О., проходящее возле КЦД «Победа», расположенного по адресу: <...> (л.д.3-4);

- письменными объяснениями ФИО1 от 29.08.2018г. /получены ФИО7 В./, из которых следует, что они уведомили через доступные средства массовой информации граждан об отмене митинга; пришедшие 04.08.2018г. жители города согласились провести собрание. Проведение собрания не требует предварительного согласования. Оно проводилось без звукоусиливающей аппаратуры, без использования плакатов, транспарантов, флагов. Были избраны председатель и секретарь собрания. ФИО1 была разъяснена ст.51 Конституции РФ, права и обязанности лица, участвующего в опросе(л.д.10);

- письменными объяснениями Пахоменко В.Е. от 07.08.2018г./получены ФИО7 В./, из которых следует, что было принято решение о проведении собрания с гражданами, с целью информирования их о судебных решениях в специально отведенном месте по адресу: <...>. Организатором собрания в числе прочих был ФИО1. Собрание не требовало уведомления органов публичной власти. Собрание проводилось без использования звукоусиливающей аппаратуры, плакатов, флагов и транспарантов. Со стороны сотрудников полиции замечаний не поступило. Пахоменко В.Е. разъяснена ст.51 Конституции РФ, права и обязанности лица, участвующего в опросе (л.д.11);

- письменными объяснениями К.С.А., Ю.К.С., П.И.А. от 07.08.2018г. /получены ФИО7 В./ аналогичного содержания. Всем им разъяснялась ст.51 Конституции РФ, права и обязанности лица, участвующего в опросе (л.д.12-14);

- письменными объяснениями Пахоменко В.Е. от 03.08.2018г. /помощнику Зарайского городского прокурора Карасевой Е.С./, из которых следует, что митингов 4 и 5 августа не будет, вместо них будет проводиться собрание граждан, без использования звукоусилительной аппаратуры, плакатов и т.д. с целью информирования жителей г.о.Зарайск о решении Зарайского городского суда от 03.08.2018г., а также дачи интервью информационным агентствам (л.д.16-17);

- письменными объяснениями К.С.А. от 03.08.2018г. /помощнику Зарайского городского прокурора Карасевой Е.С./ аналогичного содержания (л.д.18-19);

- письменными объяснениями Л.И.В. от 05.09.2018г. /УУП ОМВД России по г.о.Зарайск И.Е.В./, из которых следует, что 02.08.2018г. при мониторинге сети «Интернет» узнал о том, что 04.08.2018г. в 12.00 час. возле КЦД «Победа», расположенного по адресу: М.О., <...>, будет проходить митинг против превращения Зарайского района в один из мусорных центров Подмосковья. 04.08.2018г. он пришел в указанное место, где услышал от людей, что вместо митинга будет проходить собрание граждан, так как митинг отменен; прослушав информацию, он ушел домой. Депутат совета депутатов г.о.ФИО4 Д.Н.И. выкрикивал лозунги не голосовать за действующего губернатора Московской области ФИО2 на предстоящих выборах (л.д.21);

- письменными объяснениями К.Т.В. и К.А.Б. от 06.09.2018г. /УУП ОМВД России по г.о.Зарайск И.Е.В./ аналогичного содержания (л.д.21-22);

- протоколом осмотра места происшествия от 04.09.2018г. (л.д.3-4);

- видеозаписью, содержащейся на DVD-R диске, продолжительностью 45 мин. 55 сек., просмотренной и исследованной в судебном заседании 25.10.2018г.;

- рапортом оперативного дежурного ДЧ ОМВД России по г.о. Зарайск подполковника полиции А.А.С. начальнику ОМВД России по г.о.Зарайск ФИО6 о том, что поступило сообщение С.Д.А., который сообщил о возможном проведении в 12.00 час. 04.08.2018г. возле КЦД «Победа» несанкционированного митинга (л.д.23, в копии);

- заявлением С.Д.А. в адрес начальника ОМВД г.о.Зарайск ФИО6 от 04.08.2018г., в котором заявитель указывает, что в группе «В контакте» на странице «Народное право» увидел пост Пахоменко с призывом выйти на несанкционированное публичное мероприятие – «собрание» в 12.00 час. у КЦД «Победа» (л.д.24, в копии);

- заявлением главы г.о.Зарайск ФИО3 начальнику ОМВД России по г.о.Зарайск ФИО6 от 04.08.2018г., в котором заявитель просит дать правовую оценку действиям организаторов несанкционированного публичного мероприятия (митинг-собрание), проходившего по адресу: М.О., г.Зарайск, площадь перед МБУ ЦД «Победа» у памятника – бюста маршалу ФИО8, 04.08.2018г. (с 12.00 час. до 13.00 час.). Данное мероприятие не было согласовано с органами местного самоуправления городского округа Зарайск Московской области (л.д.25, в копии);

- протоколом собрания жителей городского округа Зарайск Московской области от 04.08.2018г., в котором зафиксирована повестка дня; содержится указание на число жителей г.о.Зарайск, принявших участие в собрании – 700 человек; зафиксированы Ф.И.О. председателя и секретаря собрания, где в качестве председателя значится ФИО1; указываются Ф.И.О и тематика выступления лиц перед собравшимися жителями г.о.Зарайск, в том числе под номером 3 запись: «Депутат совета депутатов городского округа ФИО4 Д.Н.И., предложивший не голосовать на предстоящих выборах за действующего губернатора Московской области ФИО2»; указано содержание решений, принятых на собрании; протокол подписан председателем собрания ФИО1 и секретарем собрания П.И.В. (л.д.26-28);

- решениями Зарайского городского суда от 31.07.2018г. и 03.08.2018г., вступившими в законную силу, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от 04.08.2018г.;

- сообщением в группе «Народное право» «В контакте», запись от 03.08.2018г., из которой усматривается приглашение жителям 04.08.2018г. прийти к 12.00 час. на площадь «Победы», где состоится собрание (л.д.60);

- предостережениями от 03.08.2018г. Зарайской городской прокуратуры в адрес Пахоменко В.Е. и К.С.А. (л.д.86-96);

- письменными объяснениями ФИО1 от 07.09.2018г. /получены УУП ОМВД России по г.о.Зарайск И.Е.В./, в которых указано, что, по мнению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, организаторами собрания являются все жители, присутствующие в этом месте; за выступление депутата Д.Н.И. проголосовали все граждане, что отражено в протоколе; считает, что за содержание его выступления он не может нести ответственность, так как его функция носила технический характер (л.д.96);

- письменными возражениями защитника ФИО1 – Пахоменко В.Е. от 10.10.2018г. /содержание приведено выше/;

- показаниями свидетелей: УУП ОМВД России по г.о.Зарайск И.Е.В., депутата Д.Н.И., а также Щ.Т.Н., М.С.А., допрошенных в судебных заседаниях.

Процессуальные документы /доказательства/ оформлены сотрудниками полиции и гор.прокуратуры в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило обращение гражданина С.Д.А. и главы г.о.Зарайск ФИО3, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Совокупность вышеуказанных доказательств по делу у суда не вызывает сомнений, они последовательны, непротиворечивы и полностью согласуются между собой. Суд находит их относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения настоящего дела, а потому считает возможным положить их в основу постановления.

Имеющиеся недостатки в их оформлении не могут повлиять на выводы судьи о виновности ФИО1

Недостатки при составлении протокола осмотра места происшествия от 04.09.2018г. /в присутствии только одного понятого/ не могут повлиять на окончательные выводы суда, поскольку они построены на основе анализа совокупности доказательств по делу.

Судья отмечает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 и его защитник Пахоменко В.Е. не заявляли ходатайств об исключении недопустимых доказательств.

Судья признает вменение в вину ФИО1 /по протоколу АВ №0101264 от 07.09.2018г. об административном правонарушении/ организацию публичного мероприятия в форме митинга под видом собрания, без согласования /без разрешения/ его проведения Администрацией г.о.Зарайск Московской области, излишним и подлежащим исключению, так как установил проведение 04.08.2018г. в указанном ранее месте и в указанное ранее время публичного мероприятия в форме собрания.

При назначении наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, личность лица, привлекаемого кадминистративнойответственности, его имущественное и семейное положение, обстоятельство, смягчающее административнуюответственность, к которому относит наличие на иждивении несовершеннолетних детей.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не установлено.

В связи с чем, судья полагает возможным назначитьадминистративное наказание в минимальных пределах санкциич.1ст.20.2КодексаРФобадминистративныхправонарушениях в виде штрафа, которое в должной мере обеспечит достижение целейадминистративногонаказания.
Руководствуясь ст.4.1, ст.20.2 ч.1, ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.20.2 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: УИН 18880350180001012644

Наименование получателя платежа – УФК по Московской области (ОМВД России по Зарайскому району Московской области).

ИНН: <***>, КПП: 501401001, ОКТМО: 46729000, р/с получателя платежа 40101810845250010102

Наименование Банка: ГУ Банка России по ЦФО

БИК: 044525000;

КБК: 18811690040046000140

наименование платежа – административный штраф.

В соответствии со ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Копию постановления направить ФИО1, вручить УУП ОМВД России по г.о.Зарайск И.Е.В.

Мотивированное постановление изготовлено 29 октября 2018 года.

Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Зарайский городской суд в течение 10 дней со дня его получения.

Судья Бондаренко Н.П.