ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-83/2016 от 19.10.2016 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

Дело № 5-83/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

п. Переяславка 19 октября 2016 года

Судья суда района имени Лазо Хабаровского края Сметанников А.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Хабаровский краевой центр внешкольной работы «Созвездие», расположенного по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ года должностным лицом отдела государственного контроля и надзора управления государственной регламентации образовательной деятельности министерства образования и науки абаровского края в отношении государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Хабаровский краевой центр внешкольной работы «Созвездие» (далее – КГБОУ ДО ХКЦВР «Созвездие») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, по факту грубого нарушения КГБОУ ДО ХКЦВР «Созвездие» лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, выразившееся в том, что педагогические работники, указанной организации: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 осуществляли педагогическую деятельность, не имея высшего или среднего профессионального образования; ФИО8, осуществляла трудовую деятельность в должности «старшего методиста», не имея стажа работы в должности методиста не менее 2 лет.

Представители лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО9, ФИО10, в ходе рассмотрения жалобы, пояснили, что формально имеется состав административного правонарушения в части отсутствия у ФИО11 достаточного стажа, в отношении указанных в протоколе об административном правонарушении лиц, отсутствие соответствующего образования, но все работники обладают достаточными практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, что подтверждается протоколами заседания аттестационной комиссии, иными представленными документами.

Должностное лицо, составившее административный протокол, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении не ходатайствовал.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В примечании к названной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности.

Пунктами 4, 5, 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966 (далее - Положение), определен перечень лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, в соответствии с которым одним из лицензионных требований является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам (подп. «д» п. 6).

На основании подп. «а» п. 9 Положения нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подп. «д» п. 6 Положения, относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

Требования к квалификации педагогических и учебно-вспомогательных работников установлены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образовании" требования к квалификации воспитателя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы; требования к квалификации методиста: высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет; требования к квалификации старшего методиста: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности методиста не менее 2 лет.

Согласно ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Судьей установлено, что на основании распоряжения министра образования и науки Хабаровского края № 1526 от 31 августа 2016 года «О проведении плановой выездной проверки…» в отношении КГБОУ ДО ХКЦВР «Созвездие» проведена проверка на соблюдение организацией законодательства РФ в сфере образования. Установлен срок проведения проверки с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 9-12).

Согласно акту плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ года уполномоченным должностным лицом, проведена проверка в КГБОУ ДО ХКЦВР «Созвездие» в присутствии и.о. генерального директора указанной организации. Выявлены следующие нарушения:

- ФИО1 согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе работника на другую работу», дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ года осуществляет трудовую деятельность в должности «воспитатель», не имея высшего или среднего специального образования по направлению подготовки «Педагогика и образование» (в личном деле отсутствует копия документа установленного образца о профессиональном образовании и о квалификации);

- ФИО2 согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГО приеме работника на работу», трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ года с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года осуществляет трудовую деятельность в должности «воспитатель», не имея высшего или среднего специального образования по направлению подготовки «Педагогика и образование» (в личном деле отсутствует копия документа установленного образца о профессиональном образовании и о квалификации);

- ФИО3 согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе работника на другую работу», дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года осуществляет трудовую деятельность в должности «методист», не имея высшего или среднего специального образования по направлению подготовки «Педагогика и образование» (в личном деле отсутствует копия документа установленного образца о профессиональном образовании и о квалификации);

- ФИО4 согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме работника на работу», трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года осуществляла трудовую деятельность в должности «воспитатель», не имея высшего или среднего специального образования по направлению подготовки «Педагогика и образование» (в личном деле отсутствует копия документа установленного образца о профессиональном образовании и о квалификации);

- ФИО5 согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме работника на работу», трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года осуществляла трудовую деятельность в должности «воспитатель», не имея высшего или среднего специального образования по направлению подготовки «Педагогика и образование» (документ об образовании отсутствует);

- ФИО6 согласно прикану от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме работника на работу», трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года осуществлял трудовую деятельность в должности «воспитатель», не имея высшего или среднего специального образования по направлению подготовки «Педагогика и образование» (документ об образовании отсутствует);

- ФИО7 согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме работника на работу», трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года осуществляла трудовую деятельность в должности «воспитатель», не имея высшего или среднего специального образования по направлению подготовки «Педагогика и образование» (документ об образовании отсутствует);

- ФИО8 согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе работника на другую работу», от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе работника на другую работу» с ДД.ММ.ГГГГ года по <адрес> года осуществляет трудовую деятельность в должности «старшего методиста» (дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ года) не имея стажа работы в должности методиста не менее 2 лет.

За выявленные нарушения должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении 16 сентября 2016 года о привлечении КГБОУ ДО ХКЦВР «Созвездие» к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ (л.д. 5-10).

На основании лицензии, выданной Министерством образования и науки Хабаровского края от 14 июля 2015 года КГБОУ ДО ХКЦВР «Созвездие» осуществляет дополнительное образование детей и взрослых.

Согласно Уставу КГБОУ ДО ХКЦВР «Созвездие» к компетенции генерального директора относится принятие решения (с изданием приказа) о приеме на работу и увольнении работников Учреждения в установленном порядке в соответствии с трудовым законодательством.

Судом принимаются доводы о том, что все работники, указанные в протоколе об административном правонарушении, за исключением ФИО1, рекомендованы аттестационной комиссией к назначению на соответствующие должности учреждения, с установлением сроков прохождения дополнительного профессионального обучения, что допускается в исключительных случаях в соответствии с пунктом 9 раздела 1 справочника должностей, прошли соответствующую подготовку в школе подготовке вожатых «путь к звездам», в связи с чем, юридическому лицу, необоснованно вменяются нарушения, в отношении указанных работников. В отношении работника ФИО12 подобные сведения не представлены, установлено, что в настоящее время трудовую деятельность в учреждении не осуществляет.

На основании изложенного, в действиях юридического лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного 19.20 КоАП РФ.

Вместе с тем, согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Из данной нормы следует, что перечень грубых нарушений лицензионных требований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с п. 11 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Исходя из норм Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» следует, что основанием наступления административной ответственности является совершение административного правонарушения, предусмотренного данным Кодексом.

На основании изложенного, проведя анализ исследованных норм, суд считает, что действия юридического лица - КГБОУ ДО ХКЦВР «Созвездие» необходимо переквалифицировать на часть 2 статьи 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) и вина в совершении данного правонарушения доказана.

При назначении административного наказания КГБОУ ДО ХКЦВР «Созвездие», судья принимает во внимание характер совершенного правонарушения, данные о юридическом лице, его финансовое положение.

Представители учреждения не отрицали, установленные судом обстоятельства.

Отягчающих наказание обстоятельств, судом не установлено.

Учитывая характер совершенного КГБОУ ДО ХКЦВР «Созвездие» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность в виде содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении в установлении обстоятельств, подлежащих установлению, признание вины, а также то, что юридическое лицо ранее не привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд находит возможным назначить наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях»,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать виновным Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Хабаровский краевой центр внешкольной работы «Созвездие» по части 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» и назначить наказание в виде предупреждения.

На постановление может быть подана жалоба в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.Н. Сметанников.