ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-83/2018 от 26.03.2018 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

№ 5-83/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Черногорск 26 марта 2018 года

Судья Черногорского городского суда Республики Хакасия Машканцев А.Н.,

с участием должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - советника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия (далее по тексту - Госохранинспекция) ФИО1,

должностного лица, привлекаемого к административной ответственности – начальника Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительный лагерь «Турист» (далее по тексту - МБУ ДО ДОЛ «Турист») ФИО2,

защитника Байкаловой Т.И.,

при секретаре Петрик Н.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – начальника МБУ ДО ДОЛ «Турист» ФИО2, *** года рождения, уроженки г. Черногорска ***, гражданки РФ, с высшим образованием, состоящей в браке, несовершеннолетних детей не имеющей, проживающей по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ***,

о привлечении к административной ответственности по ст. 7.14 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно приказу начальника городского управления образования от ****** ФИО2 назначена начальником МБУ ДО ДОЛ «Турист».

В соответствии с муниципальным контрактом от ****** МБУ ДО ДОЛ «Турист» в лице директора ФИО2 является заказчиком проведения ремонта здания МБУ ДО ДОЛ «Турист», расположенного по адресу: Республика Хакасия, ***, д. Чебаки, ***. Объем выполняемых работ определен техническим заданием. Техническим заданием предусмотрена разборка деревянных проемов - оконных без подоконных досок (без нарушения исторической архитектуры), мелкие восстановительные работы; установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей; разборка деревянных, дверных проемов; установка дверных полотен - внутренних, межкомнатных; ремонт арки в подвале фасада здания. Указанные работы выполнены, что подтверждается актом о приемке выполненных работ.

Документы, подтверждающие, а также разрешающие проведение работ, изменяющих облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Иваницкого. Конец XIX в.», расположенного по адресу: Республика Хакасия, ***, д. Чебаки, *** - замена ряда деревянных окон пластиковыми стеклопакетами, не представлены.

Таким образом, в нарушение ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», выполнены ремонтные работы в здании объекта без письменного разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выдаваемого Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия. В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением;

В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-Ф «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на фасадах объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Иваницкого. Конец XIX в.», являющихся предметом охраны в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 18.01.2013 г. № 19 «Об утверждении особенностей объектов культурного наследия регионального значения, подлежащих обязательному сохранению (предмете охраны)», заменены деревянные окна - окнами из ПВХ, изменяющими облик объекта культурного наследия. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 47.3. Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия лица, указанные пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ, обязаны не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

*** на основании задания на проведение работ по контролю за состоянием в отношении объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) регионального значения «Усадьба Иваницкого. Конец XIX в.» произведен осмотр состояния объекта культурного наследия. В результате осмотра установлено:

Общее состояние памятника: удовлетворительное. Частично утрачены элементы деревянного архитектурного декора фасада здания. Утрачена первоначальная система водостоков. Утрачена первоначальная внутренняя отделка помещения. Имеются трещины на фундаменте. Участок вокруг объекта огражден, комплексное благоустройство отсутствует. На здании установлено освещение, телевизионные антенны, а также табличка детского оздоровительного лагеря. Часть первоначальных деревянных окон заменена современными пластиковыми стеклопакетами. В местах намоканий деревянных окон разрушение, гниение древесины. Рамы рассохлись. Состояние неудовлетворительное.

В судебном заседании ФИО2 вину не признала полностью.

Согласно доводам защиты, в соответствии со ст. 33 Федерального закона № 73-Ф3 целями государственной охраны является система правовых норм, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

Государственный контроль согласно ст. 21, 27,28, 33, 39 Закона реализуется целым комплексом мер - выявление и обследование объектов культурного наследия, их фиксация путем установления на объектах информационных надписей, внесение сведений в Федеральную регистрационную службу об объектах культурного наследия. Государственный учет объектов культурного наследия включает также в себя организацию и проведение государственной историко-культурной экспертизы с целью определения исторической либо иной ценности объекта, а также для обоснования включения данного объекта в государственный реестр и определения категории историко-культурного значения объекта.

В силу ст. 21 Федерального закона, на каждый объект культурного наследия составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму учетных сведений об объекте. Данный паспорт выдается собственнику объекта культурного наследия и является обязательным документом, предоставляемым для регистрации прав на недвижимое имущество.

Указанный выше паспорт собственнику объекта недвижимости Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детский оздоровительный лагерь «Турист» не выдавался.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации органы охраны объектов культурного наследия направляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении их в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, о принятом решении о включении выявленного объекта культурного наследия или об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, об особенностях, составляющих предмет охраны указанного имущества как объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия и об обязательствах по его сохранению.

Согласно п. 4 ст. 48 Федерального закона, при государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями права и указываются в охранном обязательстве. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется органом исполнительной власти, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. ФИО2 - начальник МБУ ДО ДОЛ «Турист» обязательства по сохранению объекта культурного наследия - здания, расположенного по адресу: Республика Хакасия, ***, д. Чебаки, *** не принимала.

В соответствии с Положением «О подготовке и выполнении охранных обязательств», утвержденным Постановлением Правительства РФ № 894 от 16.12.2002 г., при подготовке охранного обязательства Министерство культуры осуществляет назначение и проведение экспертизы, привлекает к работе по определению условий охранного обязательства научно-исследовательские, проектные и иные организации, а также независимых оценщиков, также осуществляет методическое обеспечение охранного обязательства.

В комплекс мер по государственному учету и контролю, согласно ст. 48 Федерального закона, входит также внесение объектов культурного наследия в Единый государственный реестр.

Согласно п. 3 ст. 18 Федерального закона № 73 Министерство культуры Российской Федерации или его территориальные органы уведомляют собственника выявленного объекта культурного наследия или пользователя им о решении Правительства Российской Федерации или органа государственной власти субъекта Российской Федерации о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе включить выявленный объект в реестр в течение тридцати дней со дня принятия решения указанными органами государственной власти.

Спорный объект не включен в Единый государственный реестр недвижимости объектов культурного наследия, не представлено наличие охранного обязательства и паспорта объекта культурного наследия, а также отсутствуют информационные надписи на объекте.

Таким образом, не имеется сведений о том, что здание, расположенное по адресу: Республика Хакасия, *** в установленном законом порядке зарегистрировано как объект культурного наследия.

Так, в соответствии с ФЗ № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», для того, чтобы здание приобрело статус объекта культурного наследия, необходимо заявление о включении спорного объекта, а именно здания, расположенного по адресу: Республика Хакасия, ***, в Единый государственный реестр. Кроме того, необходимо наличие паспорта на объект, содержащего сведения о категории историко-культурного значения объекта, с описанием особенностей объекта, послуживших основанием для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению; охранные обязательства; заключение историко-культурной экспертизы либо заключение комиссии.

Кроме того, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия отсутствуют сведения об ограничениях либо обременениях на спорный объект как на момент приобретения спорного строения, так и в настоящее время, что усматривается из свидетельства о государственной регистрации права от 22.06.2016 г., выданного повторно взамен свидетельства от 08.07.2014 г.

В силу п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие в том числе на основании договора, либо акта государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности, сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Таким образом, по своей правовой природе установление режима охранной зоны является ограничением прав собственника. При рассмотрении данного административного правонарушения важным является установление момента возникновения такого режима и сопутствующих ограничений.

На спорное здание отсутствует паспорт, являющийся учетным документом и подтверждающим категорию охраны и вид объекта культурного наследия, а также спорное здание внесено Единый государственный реестр.

При изложенных обстоятельствах сведения содержащиеся в протоколе *** от *** о том, что начальник МБУ ДО ДОЛ «Турист» ФИО2, выполнила ремонтные работы в здании объекта без письменного разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, не предприняла меры по сохранности облика данного объекта, проведя работы по установке камеры видеонаблюдения, телевизионной антенны, замены деревянных окон окнами из ПВХ несостоятельны, так как у ФИО2 отсутствуют какие-либо обязательства, связанные с сохранностью данного дома как памятника регионального значения.

Статья 304 ГК РФ закрепляет право собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ собственники осуществляют свое право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

Начальник МБУ ДО ДОЛ «Турист» ФИО2 с *** г. по настоящее время, реализуя права, предусмотренные ст. 209 ГК РФ, производила восстановление и сохранение здания. В связи с назначением здания - учреждение дополнительного образования «Детский оздоровительный лагерь» по требованию надзорных органов осуществляла мероприятия по установлению пожарной сигнализации, освещения и т.д.

Согласно ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, рассмотревшим дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В данном случае отсутствует как само событие административного правонарушения, так и состав административного правонарушения.

В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ, предельный срок составления протокола об административном правонарушении не может превышать 2 суток с момента выявления правонарушения.

В протоколе *** об административном правонарушении от *** указано, что в период с *** по *** была проведена внеплановая документарная проверка, однако в нарушение ст. 28.5 КоАП РФ срок составления протокола превысил 2 суток.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.14 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.

Из материалов дела следует, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.14 КоАП РФ, выявлено названным уполномоченным органом в период с *** по ***, акт соответствующей проверки составлен ***, а когда сами работы по размещению на фасадах технических средств - освещения, сигнализации, телевизионных антенн, камер видеонаблюдения проводились, органом, уполномоченным составлять протокол, не установлено. Таким образом, истек срок давности привлечения к административной ответственности ФИО2 за данное правонарушение.

Виновность ФИО2, помимо протокола об административном правонарушении, подтверждается следующим.

Согласно приказу начальника городского управления образования от ****** ФИО2 назначена начальником МБУ ДО ДОЛ «Турист».

Согласно Единому государственному реестру юридических лиц МБУ ДО ДОЛ «Турист» зарегистрировано в Республике Хакасия, г. Черногорск, ***, начальником МБУ ДО ДОЛ «Турист» является ФИО2

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем нежилого здания по адресу: Республика Хакасия, *** является МБУ ДО ДОЛ «Турист» на праве оперативного управления. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости не установлено.

Актом проверки органом Госохранинспекцией от ***, которым выявлены изложенные в протоколе нарушения.

Актом осмотра состояния объекта культурного наследия регионального наследия «Усадьба Иваницкого. Конец XIX в.» от ***, согласно которому на здании установлено освещение, телевизионные антенны, а также табличка детского оздоровительного лагеря, часть первоначальных деревянных окон заменена современными пластиковыми стеклопакетами.

Согласно имеющимся в материалах дела фототаблицам, внешний вид объекта после установки окон из ПВХ изменился, на объекте имеется информационная табличка «Объект культурного наследия регионального значения «Усадьба Иваницкого. Конец XIX в.»

Муниципальным контрактом *** от ***, заключенным между МБУ ДО ДОЛ «Турист» в лице ФИО2 и ООО Корона» на проведение ремонта МБУ ДО ДОЛ «Турист» по адресу: Республика Хакасия, ***. Техническим заданием предусмотрена разборка деревянных заполнений проемов - оконных без подоконных досок (без нарушения исторической архитектуры), мелкие восстановительные работы; установка в жилых и общественных зданиях оконных блоков из ПВХ профилей; разборка деревянных, дверных проемов; установка дверных полотен - внутренних, межкомнатных; ремонт арки в подвале фасада здания.

Актом о приемке выполненных работ за ноябрь 2017 г.

Уведомлением Госохранинспекции в адрес начальника МБУ ДО ДОЛ «Турист» ФИО2 от *** о запрещении каких-либо строительных работ на объекте культурного наследия регионального значения «Усадьба Иваницкого. Конец XIX в.», в том числе работ по замене окон, дверей вне рамок работ по сохранению объекта.

Решением Красноярского краевого совета народных депутатов от 16.06.1980 г. № 384-15 «О мерах по улучшению охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры в свете Закона СССР и Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в крае» в список памятников истории, архитектуры, искусства и археологии краевого значения внесена Усадьба Иваницкого. Конец XIX в., находящаяся в ***.

Паспортом памятника истории и культуры СССР, основанием к выдаче которого является вышеназванное постановление.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 18.11.2013 г. «Об утверждении особенностей объектов культурного наследия регионального значения, подлежащих обязательному сохранению (предметов охраны)» утверждены особенности объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Иваницкого. Конец XIX в.», *** (современный адрес объекта: Республика Хакасия, д. Чебаки, ***), послужившие основанием для включения его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению (предмет охраны) согласно приложению 2.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.01.2015 г. № 07 «Об утверждении границ и режимов использования территорий, границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения, расположенных на территории Республики Хакасия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны» утвержден Режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Иваницкого. Конец XIX в.», п.п. «б, в» п. 1 которого запрещается изменение установленного в соответствии историко-культурной экспертизой предмета охраны объекта культурного наследия; размещения рекламы, вывесок и прочих конструкций, не относящихся к объекту культурного наследия.

Приказом Минкультуры России от 27.11.2015 г. № 20935-р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Иваницкого. Конец XIX в.» (Республика Хакасия) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения «Усадьба Иваницкого. Конец XIX в.», расположенный по адресу: Республика Хакасия, *** в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера ***.

Паспортом объекта культурного наследия (регистрационный ***).

В соответствии с п. 9 раздела I «Порядка оформления и выдачи паспорта объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации», утвержденного Приказом Минкультуры России от 07.06.2016 г. № 1271, выдача паспорта осуществляется соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, оформившим паспорт, на основании запроса собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия.

Запрос на выдачу паспорта на объект культурного наследия от начальника МБУ ДО ДОЛ «Турист» ФИО2 не поступал.

Паспорт на объект культурного наследия приведен в соответствие требованиям, установленными приказом Минкультуры России от 07.06.2016 г. № 1271, в связи с чем оформлена новая редакция паспорта от 04.09.2017 г.

В силу ст. 47.1. Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).

В соответствии с частями 1-3 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:

1. При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):

под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

2. Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

3. В случае обнаружения при проведении работ на земельном участке в границах территории объекта культурного наследия либо на земельном участке, в границах которого располагается объект археологического наследия, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, осуществляют действия, предусмотренные подпунктом 2 пункта 3 статьи 47.2 настоящего Федерального закона.

Пункт 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ предусматривает, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.

В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.

В силу п. 9 ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 12 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение в соответствии с пунктом 11 указанной статьи, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 Федерального закона № 73-ФЗ ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не позднее пятнадцати рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства. Госохранинспекция передает сведения в орган регистрации прав для регистрации ограничений (обременений) после оформления охранного обязательства.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов (п. 3 ст. 27 Федерального закона № 73-ФЗ).

Согласно фототаблице и пояснению ФИО2 в судебном заседании по инициативе Министерства культуры Республики Хакасия на объекте «Усадьба Иваницкого. Конец XIX в.» была установлена соответствующая информационная надпись.

В соответствии с требованиями ст. 42 Федерального закона № 73-ФЗ к ремонтным работам на объекте культурного наследия относятся научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

В соответствии с требованиями ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ обязанность по сохранению объекта культурного наследия и осуществлению расходов на его содержание и поддержание в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии возложена на собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.

Согласно письму Министерства культуры Российской Федерации от ******-ГП необходимость в ремонте памятника подтверждается Актом (техническим отчетом о состоянии объекта культурного наследия), в котором фиксируются повреждения (дефекты) объекта и его элементов с причинами их возникновения для обоснования проведения локальных ремонтных работ на памятнике или его элементах, подвергшихся в процессе эксплуатации износу.

В данном случае ремонтом считается, в том числе, замена и (или) восстановление конструкций объекта культурного наследия или элементов таких конструкций, за исключением несущих конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объекта культурного наследия или их элементов, чье техническое состояние ухудшилось в процессе эксплуатации (например, устранение протечек в интерьере и на фасадах, ремонт покрытия кровли, покраска фасадов, замена и модернизация устаревшего оборудования инженерно-технического обеспечения, ремонт паркетного пола в случае вывала отдельных плах паркета). При этом применяются аналогичные утраченным материалы, а в случае ремонта (замены) оборудования инженерно-технического обеспечения - оборудование, улучшающее показатели.

Таким образом, проектная документация либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ должны основываться на ранее разработанной научно-проектной документации, согласованной в установленном порядке, в которой указаны исторически применяемые материалы, конструкции, цветовое решение, для того, чтобы исключить изменение особенностей, составляющих предмет охраны памятника.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Выдача разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в соответствии с Порядком выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 г. № 2625.

К проведению работ по сохранению объектов культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В нарушение ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ выполнены ремонтные работы в здании объекта без письменного разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выдаваемого Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия. В соответствии со ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением;

В нарушение п. 2 ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на фасадах объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Иваницкого. Конец XIX в.», являющихся предметом охраны в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 18.01.2013 № 19 «Об утверждении особенностей объектов культурного наследия регионального значения, подлежащих обязательному сохранению (предметов охраны)», проведены работы по установке камеры видеонаблюдения, телевизионной антенны, заменены деревянные окна - окнами из ПВХ, изменяющих облик объекта культурного наследия. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 47.3. Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ обязаны не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Используемые защитой:

Пункты 3-4 ст. 48 Федерального закона № 73-ФЗ утратили силу. - Федеральный закон от 22.10.2014 N 315-ФЗ.

Положение «О подготовке и выполнении охранных обязательств», утвержденное Постановлением Правительства РФ № 894 от 16.12.2002 г., утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.05.2017 г. № 588.

В соответствии со ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как установлено при рассмотрении дела, ФИО2 не выполнила требования закона, а именно организовала и провела ремонтные работы на объекте культурного наследия без соответствующего разрешения, ее действия следует квалифицировать по ст. 7.14 КоАП РФ организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.

Как видно из исследованных в судебном заседании материалов, точное время установки освещения, сигнализации, камер видеонаблюдения, телевизионных антенн установить не представилось возможным. Время монтажа автоматической пожарной сигнализации - ориентировочно май-июнь 2009 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об …охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.. по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, и согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ действия в виде установки освещения, сигнализации, камер видеонаблюдения, телевизионных антенн не подлежат рассмотрению, квалификации и наказанию.

В остальной части в судебном заседании нашло свое подтверждение, что объект «Усадьба Иваницкого. Конец XIX в.» является объектом культурного наследия, о чем ФИО2 известно из информационной надписи на стене здания, уведомления Госохранинспекции, а также следует из паспорта объекта, нормативных актов Красноярского края и Республики Хакасия.

Довод ФИО2 о необходимости замены окон новыми в целях предотвращения угрозы жизни детей не снимает с нее ответственности, поскольку замена окон завершена в ноябре 2017 г., т.е. в то время, когда объект в качестве детского лагеря не функционировал, и после уведомления Госохранинспекции о запрете ремонтных работ.

Довод защиты о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении учитывается при рассмотрении дела, однако, принимая во внимание, что указанный срок не является пресекательным, отмеченные недостатки являются несущественными при отсутствии других недостатков протокола. Такой вывод, в частности, следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания суд учитывает обстоятельства и характер совершенного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, а также отсутствие отягчающих обстоятельств. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются совершение административного правонарушения впервые лицом, ранее не привлекавшимся к административной ответственности за административные правонарушения, осуществление ею на протяжении длительного периода времени деятельности по сохранению объекта культурного наследия в целях оздоровления детей. В то же время к ФИО2 не может быть применена ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, поскольку в ней установлено ограничение в виде отсутствия причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а в рассматриваемом деле речь идет о нарушении внешнего облика охраняемого законом объекта.

С учетом изложенных обстоятельств полагаю возможным назначить ФИО2 наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст.ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо – начальника Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детский оздоровительный лагерь «Турист» ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Сумму административного штрафа оплатить по следующим реквизитам: Наименование: Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Республики Хакасия (Госохранинспекция).

ИНН: <***>

КПП: 190101001

ОГРН: <***>

Расчетный счет: 40*** отделение НБ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

БИК: 049514001

Лицевой счет: 04802Д49800

ОКТМО: 95701000

КБК: ***

Квитанцию об уплате штрафа представить в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

При неуплате административного штрафа в указанный срок копию настоящего постановления направить в Черногорский городской отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Хакасия.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья

Постановление вступило в законную силу «_____»___________________ года

Исполнительный документ выдан «_____»____________________ года

Срок предъявления к исполнению 2 (два) года.

Отметка об исполнении

__________________________________________________________________