ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-842/2022 от 26.07.2022 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело: №5-842/2022

УИД: 42RS0019-01-2022-005168-94

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Новокузнецк 26 июля 2022 г.

Судья Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Колчина Ю.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Садового некоммерческого товарищества «Лесная поляна села Сосновка» (ИНН , ОГРН ) находящегося по адресу: ),

УСТАНОВИЛ:

СНТ «Лесная поляна села Сосновка» допустило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления при следующих обстоятельствах.

13.01.2022г. инспектором ГИАЗ ОМВД России по Новокузнецкому району установлено, что в результате деятельности осуществляемой СНТ «Лесная поляна села Сосновка» в Новокузнецком районе вблизи 6 км. от образуются твердые коммунальные отходы (код ФККО 7 31 100 00 00 0), при этом у СНТ «Лесная поляна села Сосновка» отсутствует договор на оказание услуг, в результате чего СНТ нарушило требования п. 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 г "Об отходах производства и потребления".

В судебном заседании председатель СНТ «Лесная поляна села Сосновка» Мещеряков А.В., действующий на основании протокола внеочередного общего собрания СНТ от 24.07.2021г., вину не признал. Пояснил, что все члены СТН мусор вывозят сами, а заключать договор с региональным оператором не выгодно СНТ.

Суд, выслушав представителя юридического лица, исследовав письменные

материалы дела, полагает вину СНТ «Лесная поляна села Сосновка» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установленной.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).

Форма договора и Правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156.

Согласно п. 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) названных Правил.

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, отходам коммунальным, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению присвоен код 7 30000 00 00 0.

В соответствии с подп. "в" п. 8.1 Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1 Правил, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости, в связи с чем у садоводческого некоммерческого товарищества возникает обязанность по обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов. Товарищество является потребителем применительно к лицам, у которых возникает обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 1, 2 ст. 24.6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

Так, согласно ч. 4 ст. 24.7 ФЗ №89 "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления влечет административную ответственность, включая лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по части 1 стати 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, 13.01.2022г. при рассмотрении обращения представителя ООО «ЭкоТек» от 23.12.2021г. по соблюдению законодательства в области обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что в нарушение требований экологического законодательства в области обращения с отходами СНТ «Лесная поляна села Сосновка», осуществляя свою деятельность по адресу: Кемеровская область – Кузбасс Новокузнецкий район, вблизи 6 км. от , не приняло мер к заключению с Региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, от общества заявка на заключение договора не подавалась.

Изложенные обстоятельства подтверждаются собранными по данному делу доказательствами: обращением от ООО «Экологические Технологии» исх. от ДД.ММ.ГГГГ. о ненадлежащем исполнении обязательств, предусмотренных действующим законодательством СНТ «Лесная поляна села Сосновка»; актом осмотра ближайшей общественной контейнерной площадки расположенной по адресу: , фото-документами; справкой инспектора ГИАЗ Отдела МВД России по Новокузнецкому району, согласно которой установлено что СНТ «Лесная поляна села Сосновка» осуществляет свою деятельность фактически круглый год, приезжают члены товарищества, в результате деятельности образуются твердые коммунальные отходы, однако контейнеры для складирования ТКО на территории садоводческого товарищества отсутствуют; выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ.; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КРФоАП. Оснований сомневаться и не доверять вышеуказанным доказательствам не имеется.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что СНТ «Лесная поляна села Сосновка» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, бездействие СНТ «Лесная поляна села Сосновка» образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд учитывает, что согласно Соглашению от 27.10.2017г. Администрацией Кемеровской области ООО «Экологические Технологии» (ЭкоТек) присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне «Юг» Кемеровской области (срок начала работы с 01.07.2018 г.). Во исполнение ч. 4 ст. 24.7 ФЗ №89 "Об отходах производства и потребления" у СНТ «Лесная поляна села Сосновка» возникла обязанность по заключению договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

Доводы о том, что действующим законодательством обязанность по заключению договора по обращению с ТКО возложена на регионального оператора, а у товарищества есть только право заключения такого договора, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости, в связи с чем, у садоводческого некоммерческого товарищества возникает обязанность по обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов. Товарищество является потребителем применительно к лицам, у которых возникает обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Доводы о том, что члены товарищества принимают меры по самостоятельной утилизации отходов, не исключают административную ответственность во вменяемом правонарушении.

Тем самым, СНТ «Лесная поляна села Сосновка» нарушило ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

Все процессуальные документы составлены уполномоченными должностными лицами в строгом соответствии со ст. 27.8 КоАП РФ, являются допустимыми и относимыми доказательствами по делу, подлежат исследованию по правилам ст. 26.11 КоАП РФ в совокупности с иными доказательствами по делу.

Совокупность исследованных судом доказательств позволяют считать вину СНТ «Лесная поляна села Сосновка» в совершении административного правонарушения установленной.

Данные действия суд квалифицирует по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность, отсутствие отягчающих обстоятельств.

В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность суд учитывает привлечение к административной ответственности впервые, фактическое признание выявленных нарушений действующего законодательства

Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, указывает на необходимость применения наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа, поскольку судом не установлены обстоятельства для применения наиболее строгого наказания, предусмотренного санкцией вышеуказанной статьи в виде приостановления деятельности. Применяемая мера государственного принуждения с наибольшим эффектом достигнет целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, является соразмерной в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

На основании ч. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Указанное законоположение, рассматриваемое во взаимосвязи с иными нормами названного Кодекса, позволяет индивидуализировать административную ответственность и назначить справедливое и соразмерное административное наказание.

Принимая во внимание, что административное наказание должно отвечать целям административной ответственности, не ограничивать имущественные права юридического лица и представляться чрезмерным с точки зрения социальной справедливости, учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, отсутствие отягчающих обстоятельств и сведений о привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, последствия материального характера для юридического лица и то, что выплата штрафа налагает на юридическое лицо излишние обременения, ограничение прав, полагаю, что цель административного наказания может быть достигнута при снижении административного штрафа в размере 100 000 рублей ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, до минимального размера, предусмотренного частью 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть снижению со 100 000 руб. до 50 000 руб.

Снижение размера санкции до 50 000 руб. соответствует характеру допущенного обществом правонарушения, степени его вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.

При этом, суд не усматривает оснований для замены административного штрафа на предупреждение исходя из следующего.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, с очевидностью создает риск наступления неблагоприятных обстоятельств как для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, так и угрозу возникновения ситуации, создающих повышенный риск наступления неблагоприятных и невосполнимых обстоятельств в виде вреда, причиненному окружающей среде.

Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, оснований для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и освобождения СНТ «Лесная поляна села Сосновка» от административной ответственности, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать СНТ «Лесная поляна села Сосновка» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

УФК по Кемеровской области - Кузбассу (Управление МВД РФ по г. Новокузнецку) ИНН 4217027485, КПП 421701001, ОКТМО 32731000, р/сч 40102810745370000032, БИК 013207212, КБК 18811601081019000140, УИН 18880342220007335323

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

До истечения срока оплаты административного штрафа, лицо, подвергнутое административному наказанию в виде штрафа, обязано предъявить квитанцию, подтверждающую оплату административного штрафа в канцелярию Центрального районного суда.

За неуплату штрафа предусмотрена административная ответственность по ст. 20.25 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в двойном размере от неуплаченного.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течении 10 суток, путем подачи жалобы судье, которым вынесено постановление по делу, или непосредственно в Кемеровский областной суд.

Судья: Ю.В. Колчина