ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении 14 июня 2019 года г. Ханты-Мансийск Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1, с участием: представителя лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО4, прокурора Дмитриева Д.И. рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении в отношении юридического лица – Публичного акционерное общество «Авиакомпания «ЮТэйр» (юридический адрес: ХМАО-Югра, г.Ханты-Мансийск, аэропорт, ОГРН <***>), обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: По результатам проведенной Сургутской транспортной прокуратурой совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, законодательства о защите прав потребителей при предоставлении ребенку-инвалиду и лицу его сопровождающему услуг воздушной перевозки пассажиров, ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о правах потребителей № от ДД.ММ.ГГГГ., которое ДД.ММ.ГГГГ. вручено представителю авиакомпании. ДД.ММ.ГГГГ. в адрес авиакомпании представлены дополнения к представлению об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ. № о возврате части денежных средств ФИО2, которые необоснованно были ей уплачены для приобретения авиабилетов на перевозку несовершеннолетнего лежачего ребенка. В пункте 1 представления от ДД.ММ.ГГГГ. № изложены требования принять в течение месяца конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Требования прокурора сводились к дальнейшему соблюдению ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» норм законодательства о правах потребителей при изменении тарифов на авиаперевозку пассажиров, возврате части денежных средств ФИО2, которые необоснованно были ею уплачены для при обретения авиабилетов на перевозку несовершеннолетнего лежачего ребенка, а также доведения до потребителей полной информации об условиях перевозки инвалидов, маломобильных, а также лежачих больных, об условиях договора воздушной перевозки пассажиров, в том числе об условиях применения тарифа; о правилах перевозчика; о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра указанной категории пассажиров и их багажа; об условиях обслуживания на борту воздушного судна. ДД.ММ.ГГГГ. в Сургутскую транспортную прокуратуру из ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» поступил ответ № на представление прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ., в котором указано об отсутствии в действиях авиакомпании нарушений условий применения тарифов, а также оснований для возврата излишне уплаченных денежных средств. В ответе на представление отсутствуют сведения о принятии ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Дата совершения правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ. Место совершения правонарушения – по месту нахождения юридического лица: <адрес> В судебном заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО3 с предъявленным правонарушением не согласился, указав на отсутствие нарушения действующего законодательства со стороны ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр», так как цена авиабилетов была согласована с ФИО2, ею уплачены денежные средства, приобретены авиабилеты и фактически состоялась авиаперевозка ребенка-инвалида. Также указал на обязанность авиакомпании рассмотреть представление прокурора, что и было сделано, и на отсутствие обязанности по исполнению представления. В судебном заседании прокурор Дмитриев Д.И. указал на доказанность вины ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» и наличие в его действиях состава правонарушения. Суд, выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, прокурора, исследовав письменные материалы дела, установил следующее. Административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ наступает за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4, 15 и 18 Конституции Российской Федерации. В соответствии с положениями ч.1 ст.21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона. В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона. Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Пунктом 3 статьи 7 Закона о прокуратуре установлено, что прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре). Пунктом 3 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» на транспортного прокурора возложены полномочия по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, работников железнодорожного и водного транспорта, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Как следует из материалов дела, Сургутской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, законодательства о защите прав потребителей при предоставлении ребенку-инвалиду и лицу его сопровождающему услуг воздушной перевозки пассажиров ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр». Установлено, что пассажир ФИО2ДД.ММ.ГГГГ. через агента аэропорта <адрес> подала заявку на бронирование и согласование перевозки маломобильного пассажира на носилках, ДД.ММ.ГГГГ. авиакомпанией подтверждено бронирование заявки, ДД.ММ.ГГГГ. осуществлен авиаперелет авиакомпанией «ЮТэйр» рейсом <данные изъяты><данные изъяты>. В авиакассе аэропорта <адрес> она приобрела авиабилеты на <данные изъяты> мест на сумму <данные изъяты> рублей для перелета <данные изъяты> в сопровождении двух взрослых, поскольку одного ребенка необходимо было провозить в лежачем положении. Стоимость авиабилета лежачего ребенка (на носилках) ФИО7 согласно билету № составила <данные изъяты> рублей. Из объяснений ПАО «ЮТэйр», представленных по запросу Сургутского транспортного прокурора, следует, что авиакомпанией установлен специальный тариф <данные изъяты> стоимостью <данные изъяты> рублей, размещенный ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым с гражданки ФИО2 взята плата за перевозку несовершеннолетнего лежачего ребенка по установленному тарифу в сумме <данные изъяты> рублей. Между тем, установление специального тарифа для перевозки больного на носилках авиаперевозчиком предусмотрено Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, отправителей, грузополучателей. Согласно п.6, 7 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации», утвержденных Приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155, за перевозку между двумя пунктами одного пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа устанавливается пассажирский тариф. В пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов (за исключением платы на операции по аннулированию бронирования, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата, оформлению возврата сумм и платы на операции по изменению условий договора воздушной перевозки пассажира), на обслуживание пассажира и обработку его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа в аэропортах, на борту воздушного судна, при задержке рейсов, отмене рейсов, изменении маршрута перевозки, с предоставлением скидок детям в возрасте от двух до двенадцати лет, иные расходы в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82 (зарегистрирован Минюстом России 27 сентября 2007 г., регистрационный N 10186), с изменениями, внесенными приказами Министерства транспорта Российской Федерации от 8 октября 2008 г. N 165 (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2008 г., регистрационный N 12964), от 25 октября 2010 г. N 231 (зарегистрирован Минюстом России 14 декабря 2010 г., регистрационный N 19174), от 2 апреля 2012 г. N 88 (зарегистрирован Минюстом России 5 мая 2012 г., регистрационный N 24083), от 30 апреля 2014 г. N 114 (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г., регистрационный N 32421) (далее - Общие правила воздушных перевозок), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством страны вылета, назначения и транзита и правилами перевозчика. Таким образом, применение специального тарифа <данные изъяты>) включает в себя все возможные расходы авиаперевозчика, связанные с размещением медицинского блока на борту самолета и предусматривает распространение на перевозку в целом, следовательно, билет на перевозку ФИО8 должен был быть реализован Авиакомпанией по стоимости <данные изъяты> рублей. При этом ПАО «№Авиакомпания «ЮТэйр» не обеспечено доведение до ФИО2 полной информации об условиях перевозки инвалидов, маломобильных, а также лежачих больных, об условиях договора воздушной перевозки таких пассажиров, в том числе об условиях применения тарифа; о правилах перевозчика; о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра указанной категории пассажиров и их багажа; об условиях обслуживания на борту воздушного судна. По результатам проверки ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о правах потребителей № от ДД.ММ.ГГГГ., которое вручено представителю ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ. в адрес авиакомпании представлены дополнения к представлению об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ. № о возврате части денежных средств ФИО2, которые необоснованно были ей уплачены для приобретения авиабилетов на перевозку несовершеннолетнего лежачего ребенка. В пункте 1 представления от ДД.ММ.ГГГГ. № изложены требования принять в течение месяца конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Требования прокурора сводились к дальнейшему соблюдению ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» норм законодательства о правах потребителей при изменении тарифов на авиаперевозку пассажиров, возврате части денежных средств ФИО2, которые необоснованно были ею уплачены для при обретения авиабилетов на перевозку несовершеннолетнего лежачего ребенка, а также доведения до потребителей полной информации об условиях перевозки инвалидов, маломобильных, а также лежачих больных, об условиях договора воздушной перевозки пассажиров, в том числе об условиях применения тарифа; о правилах перевозчика; о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра указанной категории пассажиров и их багажа; об условиях обслуживания на борту воздушного судна. ДД.ММ.ГГГГ. в Сургутскую транспортную прокуратуру из ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» поступил ответ № на представление прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ., в котором указано об отсутствии в действиях авиакомпании нарушений условий применения тарифов, а также оснований для возврата излишне уплаченных денежных средств. В ответе на представление отсутствуют сведения о принятии ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Виновность юридического лица установлена и подтверждается исследованными материалами дела: копией решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ.; Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.; Представлением об устранении нарушений законодательства о правах потребителей от ДД.ММ.ГГГГ. №; дополнением к представлению об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ. №; письмом Управления Роспотребнадзора по ХМАО – Югре от ДД.ММ.ГГГГ. №; письмом ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» от ДД.ММ.ГГГГ.; письмом Сургутской транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ. №; письмом ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» от ДД.ММ.ГГГГ. «О рассмотрении представления»; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. Процессуальных нарушений, допущенных при составлении (оформлении) административного материала судом не установлено. Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доводы представителя юридического лица основаны не неверном толковании действующего законодательства. Материалы дела свидетельствуют о том, что прокурор действовал в пределах полномочий, представленных ему Законом о прокуратуре. Представление об устранении нарушений закона внесено Генеральному директору ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» ФИО6 по результатам проверки соблюдения требований законодательства, проведенной на основании обращения физического лица. Нарушения, на необходимость принятия мер к устранению которых указано прокурором, в представлении отражены, равно как и нормы законодательства, нарушение которых допущено. Представление является законным. Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Генеральный директор ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» ФИО6 имел реальную возможность принять необходимые меры к устранению нарушений, указанных в представлении. Однако таковых мер не было принято. Оценив приведённые доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что виновность ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» нашла своё полное и объективное подтверждение в судебном заседании, и действия юридического лица суд квалифицирует по ст.17.7 КоАП РФ. Определяя вид и меру наказания юридическому лицу, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также характер его деятельности. Смягчающих и отягчающих вину обстоятельств судом не установлено. Учитывая изложенное, суд считает, что ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» подлежит привлечению к административной ответственности РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в пределах санкции статьи. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд ПОСТАНОВИЛ: Признать юридическое лицо – Открытое акционерное общество «Авиакомпания «ЮТэйр» (юридический адрес: ХМАО-Югра, г.Ханты-Мансийск, аэропорт, ОГРН <***>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей. Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: ИНН <***> КПП 667101001 УФК по Свердловской области (Уральская транспортная прокуратура) Сч. 40101810500000010010 В ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской обл. г.Екатеринбург БИК 046577001 КБК 415 1 16 90010 01 6000 140 ОКТМО 65701000 На основании п.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу. Неуплата штрафа в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную ч.1 ст.20.25 КоАП РФ. Постановление может быть обжаловано и опротестовано в суд Ханты-Мансийский автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления. Судья Ханты-Мансийского районного суда ФИО1 |