Дело №
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
7 ноября 2016 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловска-Камчатского городского суда Камчатского Крамаренко Любовь Григорьевна, при секретаре ФИО2, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении
публичного акционерного общества энергетики и электрификации «<данные изъяты>» ИНН/ОГРН №, расположенного по адресу г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, ранее в течение года, не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее по тексту ПАО «<данные изъяты>», Общество) выявлено, что филиалом Общества на объекте котельная №, расположенной по адресу: Камчатский край, <адрес>, допущены нарушения: отсутствует узел учета тепловой энергии, множественные протечки воды в кровле, плиты покрытия имеют разрушения бетона, имеются выходы арматуры, покрытые ржавчиной, однолинейная схема не соответствует фактической, техническое обслуживание электротехнического оборудования не производится, на одном болте закреплены три провода, защитные средства от поражения электрическим током отсутствуют, отсутствуют средства оказания первой медицинской помощи, вся внутренняя проводка выполнена алюминиевыми проводами, ветхая изоляция, имеются множественные скрутки, силовые кабели не имеют обозначения (бирок), ветхая изоляция, розетка на понижающем трансформаторе старого образца без заземления, трубы, по котором идут силовые кабеля к насосам, не заземлены, на плавких вставках не указана величина номинального тока. Тем самым Обществом нарушены ФЗ-261 от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок потребителей (утверждены приказом Минэнерго России № от 13.01.2003г., зарегистрированы Минюстом России от 22.01.2003г. № (далее ПТЭЭП), Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003г. №, зарегистрированы Минюстом России от 02.04.2003г. № далее ПТЭТЭ) и Правила устройства электроустановок шестое и седьмoе издание 1986-2003 далее ПУЭ).
Законный представитель ПАО «<данные изъяты>» о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причин неявки не сообщил, ходатайств не заявлял. При таких условиях его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Защитник ФИО3, действующий на основании доверенности в судебном заседании просил прекратить производство по административному делу в связи с малозначительностью, общество ранее не привлекалось за совершение однородных правонарушений. Просил исключить из протокола вменение Обществу правонарушения - отсутствие узла учета тепловой энергии ст. 13 ФЗ-261 от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку котельные использует менее 0,2 гигокаллорий и не требуют оснащений прибороучётом.
Защитник ФИО4, действующая на основании доверенности поддержала пояснения защитника Жарикова, в судебном заседании пояснила, что выявленные нарушения были отражены в акте и постановлении, Обществу выдано предписание, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, но до установленного срока деятельность Общества приостанавливают.
Опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5 государственный инспектор отдела энергетического надзора по Камчатскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора, пояснила, что она входила в состав комиссии, проводившей проверку филиала ПАО «<данные изъяты>», выявленные нарушения были отражены в акте и постановлении, Обществу выдано предписание, срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 начальник отдела энергетического надзора по Камчатскому краю Дальневосточного управления Ростехнадзора, пояснил, что он входил в состав комиссии, проводившей проверку филиала ПАО «Камчатскэнерго», выявленные нарушения были отражены в акте и постановлении, Обществу выдано предписание, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, которое не обжаловалось и начало исполняться. Деятельность Общества была приостановлена, так как выявленные нарушения предоставляли угрозу гражданам. Электрическая установка так и эксплуатировалась, котельную никто не отключал, была сгнившая проводка. Нарушения устраняются, проводка, щиты поменяны, заземление проведено, составлены акты о замене и об испытаниях. Работа котельной приостанавливаться не будет, так как Общество устранило значительные нарушения, штраф это минимальное наказание за вмененное административное правонарушение.
Выслушав пояснения защитников, опросив свидетелей, изучив материалы дела, письменные возражения и представленные документы, судья приходит к следующему.
В соответствии с п. 1.1 Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 115, правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – Правила, ПТЭТЭ) устанавливают требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок, в том числе систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения.
Согласно пункта 1.1.2 ПТЭЭП, Правила распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей и граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители). Они включают в себя требования к Потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220кВ включительно. Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей.
Согласно пункта 3.3.1. настоящая глава распространяется на стационарные и передвижные источники электрической энергии (бензиновые, дизельные, газовые) установленной мощностью до 25 000 кВт (в дальнейшем технологические электростанции Потребителей - ТЭП), используемые в качестве основных, пиковых, резервных и аварийных источников питания электроприемников Потребителей.
Согласно п. 1.6 ПТЭТЭ, надзор за соблюдением требований настоящих Правил, рациональным и эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности осуществляют органы государственного энергетического надзора.
В соответствии пунктом ДД.ММ.ГГГГ ПТЭТЭ для каждой электроустановки должны быть составлены однолинейные схемы электрических соединений для всех напряжений при нормальных режимах работы оборудования, утверждаемые 1 раз в 2 года ответственным за электрохозяйство Потребителя.
Пункт 1.6.2. ПТЭТЭ объем технического обслуживания и планово-предупредительных ремонтов должен определяться необходимостью поддержания работоспособности электроустановок, периодического их восстановления и приведения в соответствие с меняющимися условиями работы.
В соответствии с 2.4.5 ПТЭТЭ каждая КЛ должна иметь паспорт, включающий документацию, указанную в п. 2.4.2, диспетчерский номер или наименование.
На дверях и внутренних стенках камер ЗРУ, оборудовании ОРУ, лицевых и внутренних частях КРУ наружной и внутренней установки, сборках, а также на лицевой и оборотной сторонах панелей щитов должны быть выполнены надписи, указывающие назначение присоединений и их диспетчерское наименование (п. ДД.ММ.ГГГГ ПТЭТЭ).
Согласно пункта ДД.ММ.ГГГГ Правил устройства электроустановок шестое и седьмoе издание 1986-2003, для защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током, от действия электрической дуги и т.п. все электроустановки должны быть снабжены средствами защиты, а также средствами оказания первой помощи в соответствии с действующими правилами применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках.
Главная заземляющая шина может быть выполнена внутри вводного устройства электроустановки напряжением до 1 кВ или отдельно от него (п. ДД.ММ.ГГГГ.ПУЭ).
Защиту при косвенном прикосновении следует выполнять во всех случаях, если напряжение в электроустановке превышает 50 В переменного тока и 120 В постоянного тока (п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ).
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ. Основная система уравнивания потенциалов в электроустановках до 1 кВ должна соединять между собой следующие проводящие части: нулевой защитный PE- или PEN-проводник питающей линии в системе TN; заземляющий проводник, присоединенный к заземляющему устройству электроустановки, в системах IT и TT; заземляющий проводник, присоединенный к заземлителю повторного заземления на вводе в здание (если есть заземлитель); металлические трубы коммуникаций, входящих в здание: горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления, газоснабжения и т.<адрес> трубопровод газоснабжения имеет изолирующую вставку на вводе в здание, к основной системе уравнивания потенциалов присоединяется только та часть трубопровода, которая находится относительно изолирующей вставки со стороны здания;
5) металлические части каркаса здания; металлические части централизованных систем вентиляции и кондиционирования. При наличии децентрализованных систем вентиляции и кондиционирования металлические воздуховоды следует присоединять к шине РЕ щитов питания вентиляторов и кондиционеров; заземляющее устройство системы молниезащиты II и III категорий; заземляющий проводник функционального (рабочего) заземления, если такое имеется и отсутствуют ограничения на присоединение сети рабочего заземления к заземляющему устройству защитного заземления; металлические оболочки телекоммуникационных кабелей.
Проводящие части, входящие в здание извне, должны быть соединены как можно ближе к точке их ввода в здание.
Для соединения с основной системой уравнивания потенциалов все указанные части должны быть присоединены к главной заземляющей шине (ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ) при помощи проводников системы уравнивания потенциалов.
В ходе проведения плановой выездной проверки на основании распоряжения руководителя Ростехнадзора ФИО1 в отношении ПАО «Камчатскэнерго» №-рп от ДД.ММ.ГГГГ выявлены факты нарушения ФЗ-261 от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок потребителей (утверждены приказом Минэнерго России № от 13.01.2003г., зарегистрированы Минюстом России от 22.01.2003г. № (далее ПТЭЭП), Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утвержденные приказом Минэнерго России от 24.03.2003г. №, зарегистрированы Минюстом России от 02.04.2003г. № далее ПТЭТЭ) и Правила устройства электроустановок шестое и седьмoе издание 1986-2003 далее ПУЭ).
Согласно акту проверки №-рп от ДД.ММ.ГГГГ, при проведении контрольно-надзорных мероприятий, установлено, что филиалом Общества, в том числе и на объекте - котельная №, расположенной по адресу: Камчатский край, <адрес>, допущены следующие нарушения: отсутствует узел учета тепловой энергии (ст. 13. ФЗ-261 от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в вые законодательные акты Российской Федерации»); множественные протечки воды в кровле, плиты покрытия имеют разрушения бетона, имеются выходы арматуры, покрытые ржавчиной (п. 3.3.1 ПТЭТЭ); однолинейная схема не соответствует фактической (п. ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭП); техническое обслуживание электротехнического оборудования не производится (п. 1.6.2 ПТЭЭП); на одном болте закреплены три провода (нарушен п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ); защитные средства от поражения электрическим током отсутствуют (нарушен п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ); отсутствуют средства оказания первой медицинской помощи (нарушен п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ), вся внутренняя проводка выполнена алюминиевыми проводами, ветхая изоляция, имеются множественные скрутки (нарушен п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ); силовые кабели не имеют обозначения (бирок), ветхая изоляция (нарушен п. 2.4.5 ПТЭЭП); розетка на понижающем трансформаторе старого образца без заземления (нарушен п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ); трубы, по котором идут силовые кабеля к насосам, не заземлены (нарушен п. ДД.ММ.ГГГГ ПУЭ); на плавких вставках не указана величина номинального тока (нарушен п. ДД.ММ.ГГГГ ПТЭЭП) (том 1 л.д. 33-60).
Обществу выдано предписание №-рп/П-2016 от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 61-77).
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПАО «<данные изъяты>» составлен протокол №К-70 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных на юридическое лицо обязанностей по соблюдению требований технической эксплуатации котельной № при рассмотрении дела не установлено. Следовательно, Общество имело возможность выполнить обязанность по их соблюдению, но не предприняло к этому соответствующих мер.
Из материалов дела следует, что ПАО «<данные изъяты>» является действующим юридическим лицом, является правопреемником производственного объединения энергетики и электрофикации «Камчатскэнерго» и по всем права и обязанностям ОАО «Камчатские <данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты>» и т.д. филиалы и представительства Общества не являются юридическими лицами, действуют от имени общества и на основании утвержденных Обществом положений. Основным видом деятельности Общества в числе прочих является производство и передача электрической и тепловой электроэнергии, обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии с действующими нормативными требованиями, проведение своевременного и качественного его ремонта, технического перевооружения и реконструкции энергетических объектов и т.д.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Елизовского городского поселения Камчатского края (арендодатель) в лице Главы Елизовского городского поселения и ОАО «<данные изъяты>» (арендатор) заключен договор аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности Елизовского городского поселения Камчатского края (далее - Администрация), согласно которому арендодатель передает арендатору объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Елизовского городского поселения, место нахождение объекта - котельная №, Камчатский край, <адрес>. Арендатор принимает имущество во временное владение и пользование для самостоятельного осуществления управленческих функций, для самостоятельного осуществления управленческих функций, для производства тепловой энергии и теплоносителя, транспортировки на объекты производственной и непроизводственной сферы, исполнителям коммунальных услуг, а также предоставления коммунальных услуг гражданам потребителям Елизовского городского поселения. Арендатор обязан поддерживать объекты в исправном состоянии, производить текущий ремонт, а также несет ответственность за допущенное при использовании (эксплуатации) объектов Договора нарушение требований, установленных Договором, и (или) требований технических регламентов, иных обязательных требований к техническому состоянию используемого объекта (том 1 л.д. 168-171, 172-174).
Оценив в совокупности все доказательства, добытые при рассмотрении дела, судья приходит к выводу, что вина ПАО «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения доказана и квалифицирует его действия по ст. 9.11 КоАП РФ - нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Согласно части 1 ст. 13 ФЗ 261 от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
Суд соглашается с доводом стороны защиты об исключение из объема предъявленного Обществу правонарушения требований ст. 13 ФЗ 261 от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», поскольку несостоятелен вывод должностного лица о том, что котельная №, как объект электропотребления подлежит оборудованию узлом учета потребляемой энергии.
Так согласно пояснениям защиты и представленного ПАО «Камчатскэнерго» расчета произведенного в соответствии с Инструкцией об организации в Министерстве энергетики РФ работы по расчету и обоснованию нормативов удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электрических станций и котельных, утвержденной приказом минэнерго Россиии от ДД.ММ.ГГГГ№ (зарегистрировано в Минюсте России от ДД.ММ.ГГГГ№), общая среднечасовая нагрузка на отопление и ГВС по котельной № составляет не более 0,009 Гкал/час, что меньше значения, установленного п. 1 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, в соответствии с которым требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяется на объекты, максимальной объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем 0,2 Гкал/час.
Защитники Общества вину не оспаривали, в объяснениях и в судебном заседании указали, что в период проведения проверки на котельной №<адрес>, оборудование не эксплуатировалось, так как проводились подготовительные работы к отопительному периоду 2016-2017 годов, все выявленные Ростехнадзором нарушения устранены Обществом до начала отопительного периода, что подтверждается отчетом и представленными документами. Объект котельная № включен в перечень объектов, по которым проводилась проверка готовности к отопительному периоду 2016-2017 и на основании акта проверки выдан Паспорт готовности к отопительному периоду. Поскольку Общество приняло все зависящие от него меры по устранению выявленных Ростехнадзором нарушений и предотвращению приостановления деятельности котельной №<адрес>, к отопительному сезону нарушения устранены в полном объеме, ранее к административной ответственности не привлекалось, просили прекратить производство по делу в связи с малозначительностью.
Довод стороны защиты о возможности применения при рассмотрении дела положений ст. 2.9 КоАП РФ не подлежит удовлетворению, поскольку добровольное устранение последствий правонарушения не является обстоятельством, характеризующим малозначительность правонарушения. В силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ данное обстоятельство учитывается при назначении административного наказания. В то время, как оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным не имеется, поскольку характер выявленных нарушений правил эксплуатации электроустановок свидетельствует о наличии в момент совершения правонарушения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Обстоятельством смягчающим административную ответственность является признание вины, добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, путем устранения выявленного нарушения правил эксплуатации котельной №.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.
Решая вопрос о виде и размере административного наказания судья принимает во внимание фактические обстоятельства содеянного, характер и степень общественной опасности правонарушения, степень вины юридического лица, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, цель назначения наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также отсутствие на момент рассмотрения дела оснований для административного приостановления деятельности учреждения, предусмотренных ч. 1 ст.3.12 КоАП РФ, судья приходит к выводу о возможности назначить ПАО «<данные изъяты>» наказание в виде административного штрафа в пределах санкции, предусмотренной ст. 9.11 КоАП РФ, так как данный вид наказания сможет обеспечить цели назначения административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать публичное акционерное общество энергетики и электрификации «<данные изъяты>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или полученияего копии.
Резолютивная часть постановления объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное постановление составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Л.<адрес>
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
УФК по Камчатскому краю (Дальневосточное управление Ростехнадзора л/с <***>)
р/с 40№ ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский
ИНН <***>
КПП 272101001
БИК 043002001
ОКТМО 30701000
КБК 49№